Домой Россия Схождение Благодатного огня сможет увидеть каждый: Коронавирус чуду не помеха

Схождение Благодатного огня сможет увидеть каждый: Коронавирус чуду не помеха

45
  • Схождение Благодатного огня сможет увидеть каждый: Коронавирус чуду не помеха

Ежегодно в Великую Субботу Страстной седмицы, в канун Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, миллионы христиан во всём мире ожидают чуда схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Но что это за чудо? Как оно совершается? Что означает? И может ли не случиться или быть перенесено на другое время? Царьград отвечает на эти и другие вопросы, связанные с Благодатным огнём.

Для удобства наших читателей мы собрали самые распространённые вопросы и недоумения, связанные с иерусалимским чудом Великой Субботы, и расскажем о Благодатном огне, его истории и значении для верующих в формате ответов на эти вопросы.

Что такое Благодатный огонь, где и когда происходит это чудо?

Дела Божии не вмещаются в горделивые человеческие умы. Но чудо преодолевает физические границы земного бытия…

Благодатный огонь – это славянское наименование чуда схождения Святого Света (греч. Ἅγιο Φῶς), совершающегося ежегодно в Иерусалиме в Храме Воскресения Христова (более известном как Храм Гроба Господня) в Кувуклии (подобии часовни или храма в храме), где две тысячи лет назад был погребён после снятия с Креста Распятый Христос и где на третий день Он воскрес. Схождение Благодатного огня совершается ежегодно в Великую Субботу, в канун Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней.

Схождение Благодатного огня происходит в разные календарные дни, в строгом соответствии с древней юлианской Пасхалией, которой пользуются Православные Церкви, а также часть Восточных Церквей (в том числе – Армянский Иерусалимский Патриархат, Коптская и Эфиопская Церкви). Так, если в 2020 году Пасха Господня совершается 19 апреля (по новому стилю), то, соответственно, Великая Суббота приходится на 18 апреля.

А как происходит само сошествие Благодатного огня? И что он собой представляет?

Чисто «технически» чудо Благодатного огня (Святого Света) происходит следующим образом. Православный Иерусалимский Патриарх (на сегодняшний день это Блаженнейший Патриарх Феофил III) в одном подряснике с незажжёнными свечами и без каких-либо средств, которые могли бы привести к подозрениям о земном происхождении Благодатного огня, входит в Кувуклию и молится. Это может быть очень коротко, но бывали случаи, когда молитва занимала не один час.

Д/ф «Благодатный Огонь. Победа Веры»

Перед схождением Благодатного огня возникают сполохи в виде молний голубоватого цвета. После чего в Кувуклии появляются голубые огненные шарики, которые некоторые сравнивают с каплями росы или дождя. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у Гроба Господня. Иерусалимский Патриарх зажигает от этого огня вату, которой и поджигает свечи и раздаёт верующим (есть традиция держать связки из 33 свечей – по числу земных лет Христа).

Люди, присутствующие при схождении Благодатного огня, ликуют и проводят этим пламенем по своим лицам и волосам, «умываясь» им без всякого вреда для себя: по рассказам множества свидетелей этого чуда, первое время Благодатный огонь не обжигает. Более того, существует множество случаев, когда Благодатный огонь оказывал целительное воздействие на молящихся.

Некоторых удивляет реакция на это чудо православных арабов, которые радуются и ликуют громче всех. Вот как несколько лет назад в эфире телеканала «Царьград» это описал его учредитель Константин Малофеев, неоднократно лично присутствовавший при схождении Благодатного огня:

Арабы громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, но мне больше кажется похожим на футбольные кричалки. Более того, когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа «Христос наш! Он родился в нашей деревне!». И в этот момент у них щенячий восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что, да, Христос наш, Он родился и в нашей деревне… Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится таким вселенским ликованием.

Как давно происходит это чудо?

Точную дату первого схождения Благодатного огня назвать невозможно. Многие христиане веруют, что поскольку Святой Свет сопровождал Воскресение Христово, то с тех пор он всегда сходил в канун Пасхи Господней. Из исторических же источников достоверно известно, что церемония «вечернего света» Великой Субботы совершалась в VII веке от Рождества Христова (это не значит, что раньше её не было, речь лишь о первых сохранившихся источниках).

В более поздних документах сохранилось немало свидетельств, как именно происходило это чудо. Приведём одно из них, принадлежащее перу игумена Даниила – первого русского паломника, в начале XII века совершившего хождение в Святую землю и оставившего об этом свои подробные воспоминания – книгу «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли». Так, в этой книге отец Даниил писал:

И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошёл дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого.

Также приведём значительно более позднее свидетельство. Так, относительно недавно отошедший ко Господу русский архиепископ Гавриил (Стеблюченко) в одном из своих интервью вспоминал схождение Благодатного огня в конце 1950-х годов:

Когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнём, мы не стали от него зажигать, а быстро… нырнули в Кувуклию Гроба Господня… И увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жёг, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи… Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнём. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и всё.

В те времена, когда будущий владыка, а тогда ещё совсем молодой иеродиакон Гавриил был секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, большинство русских людей даже не знали об этой великой святыне. Конечно, это было связано и с десятилетиями большевистского безбожия, и с тем, что советские люди не имели возможности свободно отправиться в Святой град Иерусалим.

А были ли случаи, когда Благодатный огонь не сходил?

Слава Богу, таких случаев история не знает. Более того, есть свидетельства разных эпох, когда православные христиане не были допущены ко Гробу Господню в Великую Субботу, тем не менее Благодатный огонь сходил. Так, ещё в X веке от Рождества Христова православный архиерей лично запирал Божественный Гроб, чтобы продемонстрировать агарянам (мусульманам), что это чудо происходит само по себе. Вот как об этом писал в 947 году клирик византийского императора Константина VII Багрянородного в донесении василевсу:

Премудрый же архиепископ со своим клиром и с агарянами спешил к Святому Гробу Господню, и заглянув туда, как только узнал, что сияние Божественного Света ещё туда не появилось, вместе с погаными агарянами запер Божественный Гроб, и высоко воздев на восток Моисеевские руки свои, непрерывно с христоименным народом молился Богу всяческих. А около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, видит божественное светоявление: ибо чрез (придел) ангела ему доступен вход в дверь.

Схождение Благодатного огня сможет увидеть каждый: Коронавирус чуду не помеха

Рассечённая Благодатным огнём колонна у входа в Храм Гроба Господня. Фото: Yulia Serdobintseva / shutterstock.com

Более известен случай с рассечённой колонной у входа в Храм Гроба Господня. Это чудо относится к XVI веку (по другим данным, к XVII) и в православной литературе (в частности, в книге «Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-ХХ веков», изданной в 2005 году в издательстве московского Сретенского монастыря, наместником которого в те годы был сегодняшний митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), автор всемирно известной книги «Несвятые святые») описывается следующим образом:

«В 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, чтобы тот позволил им одним быть в храме Гроба Господня в Великую Субботу и получить Благодатный огонь. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушённым сердцем и смиренно надеясь принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков-монофизитов. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве для предотвращения возможных беспорядков… Армяне долго ожидали чуда, тщетно католикос усердно молился перед Гробом, но Божественный Огонь всё не сходил. Вдруг раздался громовой удар, одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь. Православный патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный огонь все православные, и все пришедшие в храм».

Справедливости ради стоит заметить, что сами армяне не считают себя монофизитами, а эту историю излагают в ином виде. Так, согласно армянскому преданию, Благодатный огонь, действительно, сошёл в колонну у Храма Гроба Господня, но в момент, когда в храм не пустили нищих богомольцев и они взмолились о даровании им Святого Света. Вообще отношение Армянской Апостольской Церкви к этому чуду несколько иное, чем у православных. Но сам факт, что армянские клирики участвуют в церемонии схождения Благодатного огня, уже свидетельствует о многом.

Куда более скептически к чуду относятся католики, празднующие Пасху в другой день, а потому отвергающие чудесное происхождение Святого Света. Но доподлинно известно, что до изгнания в 1187 году крестоносцев из Иерусалима католическая община не только признавала это чудо, но и принимала участие в церемонии схождения Благодатного огня, одновременно с православными совершая в Храме Гроба Господня свою службу (стоит отметить, что эта величайшая христианская святыня и сегодня на равных принадлежит православным, католикам и армянам).

Правда ли, если Благодатный огонь не сойдёт, это означает начало Конца света?

«Иерусалим и Третий храм»: Протоиерей Андрей Ткачев о временах и сроках

Христиане должны быть готовы к Концу света всегда, однако, как говорится в Священном Писании, нам не дано знать его времён и сроков. Существует немало пророчеств, главным из которых является Откровение Иоанна Богослова, более известное как Книга Апокалипсиса. Также есть множество апокалиптических предсказаний более поздних православных святых. Но ни в одном из них нет пророчества о связи Благодатного огня и Конца времён.

При этом православные христиане должны понимать, что это чудо Великой Субботы самоценно не само по себе, но именно как явление особой милости Божией в канун Праздника праздников и Торжества торжеств, Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Более того, Благодатный огонь, Святой Свет – это и есть зримый символ грядущего Воскресения, выхода из Гроба Господня «Света Истинного», то есть Самого Воскресшего Спасителя.

Может ли повлиять коронавирусная пандемия на схождение Благодатного огня?

На само схождение – совершенно точно и определённо нет. Как не стоит верить слухам о том, будто бы церемония может быть «перенесена». Другое дело, что в отличие от предыдущих лет участвовать в ней будет намного меньше людей, чем обычно. Как рассказал глава департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Государства Израиль (под чьей оккупацией с 1967 года находится Старый город Иерусалима) Акива Тор, в Великую Субботу в Храм Гроба Господня паломников вообще не допустят, а круг участников церемонии будет ограничен только клириками. Но увидеть происходящее, как и прежде, сможет весь мир – будет вестись телетрансляция.

Ожидание схождения Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня омрачено пандемией коронавируса и…

После этого представители Иерусалимского Патриархата доставят Благодатный огонь к Яффским воротам Старого города Иерусалима, а уже оттуда он будет разноситься по всему миру. Так, для принесения Благодатного огня в Россию будут задействованы сотрудники российского посольства, которые в аэропорту передадут святыню сотрудникам Фонда Андрея Первозванного, традиционно много лет занимающегося доставкой Благодатного огня в нашу страну.

К сожалению, традиционной встречи в московском аэропорту в этом году не будет, однако к началу Пасхального богослужения он будет доставлен в Храм Христа Спасителя, а также в ряд других храмов столицы, список которых объявят чуть позже. Определённо можно сказать то, что Русская Православная Церковь не будет лишена этой святыни, несмотря на ограничения, введённые в связи с распространением коронавирусной инфекции.

И в заключение важно ещё и ещё раз повторить: что бы ни случилось, какие бы войны или пандемии ни были посланы человечеству, Главное Чудо – Чудо Победы над смертью, Светлого Христова Воскресения – никто, ничто и никогда отменить не сможет. И именно на этом стоит наша Церковь и вера Православная.

Источник: https://tsargrad.tv