Данные ВЦИОМ свидетельствуют: нужна миссионерская активизация Церкви
Редакция РНЛ
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Русская Православная Церковь 
Проблемы церковной жизни 
Миссионерская деятельность 
Русская цивилизация 
Фото: коллаж РНЛ
Аналитический центр ВЦИОМ представил на своём сайте результаты мониторингового исследования на тему религии.
«Религиозная идентичность в российском обществе достаточно устойчива: абсолютное большинство наших сограждан идентифицируют себя как верующие, в том числе две трети опрошенных сохраняют приверженность православной вере, — отмечается в пресс-релизе ВЦИОМ. — За высоким уровнем декларативной религиозности скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде всего национальная традиция и следование моральным, нравственным нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию с участием в церковной жизни и считают её предрассудком».
«Изменения в общественном восприятии религии за последние 17 лет отражают процесс индивидуализации и десакрализации религиозного опыта. Акцент смещается с коллективных обрядов и формального следования догмам на самостоятельный духовный поиск. Несколько ослабевает внешняя, формальная сторона религии и растет значимость её культурной составляющей. Последняя особенно актуальна для зумеров. Воспитанная в эпоху глобализации, плюрализма взглядов и индивидуализма, современная молодёжь в первую очередь воспринимает религию сквозь призму культуры и истории, а не догматических положений. Поэтому различного рода религиозные практики в юном возрасте (18-24 лет) могут рассматриваться скорее как элементы культурного наследия, нежели как руководство к действию. Однако говорить о кризисе веры среди молодежи пока не приходится. Напротив, в этой группе отмечается рост доли верующих в сравнении с началом прошлого года. Устойчивость тренда покажет время, не исключено, что это может быть кратковременное явление, обусловленное поиском себя и пока ещё весьма размытым религиозным сознанием, свойственным подрастающему поколению», — отметили социологи.
«Примечательно, — говорится далее в пресс-релизе исследования, — что в более зрелом возрасте религия заметно чаще, чем в молодёжной группе, воспринимается россиянами как путь к личному спасению. По-видимому, по мере взросления приходит осознание совершённых ошибок, переоценка ценностей, что стимулирует потребность в утешении и искуплении грехов».
«Как вера соотносится с религиозными практиками? По степени вовлеченности в религиозные практики среди верующих россиян можно выделить четыре группы:
— слабовоцерковленные (вовлечены в 1-3 религиозные практики из десяти) (15%): скорее мужчины, граждане со средним образованием и ниже, со средним и плохим материальным положением, воспринимающие религию как часть мировой культуры и истории;
— средневоцерковленные (вовлечены в 4-7 религиозных практик) (46%): скорее женщины, жители небольших городов (до 100 тыс. человек), одинаково часто трактующие религию как национальную традицию, часть мировой культуры и истории и следование моральным и нравственным нормам;
— высоковоцерковленные (вовлечены в 8-10 религиозных практик) (37%): россияне 34-57 лет (старшие миллениалы и представители реформенного поколения), с достатком выше среднего, для которых религия — прежде всего соблюдение всех религиозных обрядов;
— невоцерковленные (не делают ничего из предложенного списка) (2%).
Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян (по уровню вовлеченности): отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей своего вероисповедания, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов. При этом степень вовлеченности в религиозные практики сильно варьируется. Например, внешние проявления веры (ношение религиозных символов, участие в праздниках) носят преимущественно регулярный характер, более специфичные и требующие усилий (соблюдение поста, чтение духовной литературы, общение с духовником, помощь храму и участие в таинствах), как правило, менее распространены и скорее ситуативны.
Примечательно, что верующая молодежь по уровню вовлеченности в религиозные практики не сильно уступает старшим поколениям. Пожалуй, единственное, в чем она ощутимо проигрывает, — соблюдение заповедей своего вероисповедания. Судя по ответам, к этому верующие идут всю свою жизнь», — отметили авторы исследования.
«За последние десять лет среди россиян стало больше тех, кому религия помогает в повседневной жизни. Сегодня помощь такого рода ощущают шестеро из десяти наших сограждан (среди верующих — семеро из десяти). При этом чем выше вовлеченность в религиозные практики, тем сильнее верующие ощущают положительное воздействие религии на собственную жизнь», — заключили социологи.
Эксперт Департамента политических исследований ВЦИОМ Мария Григорьева, анализируя итоги опроса, отметила, что «религия приобретает всё большее значение в современной жизни. Этот процесс во многом обусловлен нестабильностью мира. Пандемии, экономические кризисы, политические конфликты — всё это вызывает тревогу и неопределённость. В таких условиях люди ищут опору, и религия превращается в "островок стабильности". Она даёт внутреннее спокойствие и моральную поддержку, помогает справляться с трудностями и находить смысл. Вместе с тем отношение к религии в России трансформируется: для многих она уже не сводится к участию в коллективных обрядах или посещению храмов, а воспринимается как национальная традиция и система моральных ценностей — люди всё чаще выбирают личное осмысление веры, ориентируясь на внутренние убеждения, а не на институциональные догмы. Похоже, что духовность постепенно становится частью культурной идентичности, а не только религиозной практикой».
От редакции: Весьма интересные и обнадёживающие данные социологического опроса ВЦИОМ. Большинство населения, что примечательно, в том числе молодёжь, идентифицирует себя с Православием. Но очевидно, что большинство людей невоцерковлено — они не участвуют в святых Таинствах Церкви, а скорее относят себя к тем, кого принято называть «культурно православными», а точнее «цивилизационно православными».
Данные ВЦИОМ обнадёживают и воодушевляют, потому что они свидетельствует о том, что российское общество является благодатной почвой для миссионерской деятельности Русской Церкви.
Пока, к сожалению, в Русской Православной Церкви никак не организована миссионерская деятельность. Начинал организовывать эту деятельность епископ Евфимий (Моисеев), но из-за столкновения с влиятельной группой «сысоевцев» его теперь отправили просвещать арабов в северной Африке. А новый глава Миссионерского отдела архиепископ Савва (Тутунов) пока известен больше как блогер в Telegramе, причём с определенной политической позицией – вовсе не объединяющей, а скорее разделяющей людей.
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о том, что миссионерская работа должна стать одной из главных в деятельности в Русской Православной Церкви.
От того, сможет ли Патриархия системно наладить миссионерскую работу в российском обществе, зависит, ни много – ни мало, будущее России.
Источник: ruskline.ru