Домой Россия «Верь в силу творчества живую, во всё несбыточное верь!»

«Верь в силу творчества живую, во всё несбыточное верь!»

3

К 110-летию со дня кончины Великого князя Константина Константиновича


Дмитрий Игоревич Стогов

 

Российская Империя&nbsp

Царская Россия&nbsp

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Николай II&nbsp

Бывший СССР&nbsp

Наркомания, алкоголизм и табакокурение&nbsp

Исполнилось 110 лет со дня кончины Великого князя Константина Константиновича. Двоюродный дядя Святого Царственного Страстотерпца Николая II, он проявил себя в различных сферах, в том числе как военный деятель, поэт, драматург и переводчик (литературный псевдоним К.Р.). Именно ему, в частности, принадлежит идея создания в Санкт-Петербурге Института русской литературы (Пушкинского дома). Несмотря на то, что с момента кончины Константина Константиновича прошло уже 110 лет, а с момента краха коммунистической идеологии в бывшем СССР – более тридцати лет, память о Великом князе в северной столице практически никак не увековечена. На зданиях, связанных с его жизнью и деятельностью, мы не найдем мемориальных досок (правда, в декабре 2015 г. мемориальная доска была установлена внутри помещения Пушкинского дома, однако ее фактически могут видеть в основном только сотрудники учреждения), весьма мало говорится о Константине Константиновиче и в средствах массовой информации. Настоящая статья призвана отчасти восполнить эти существенные пробелы, ознакомить читателя не только с фактами биографии Великого князя, но и с памятными местами Санкт-Петербурга и окрестностей, так или иначе связанных с Константином Константиновичем.

Еще в 1990-е гг. после десятилетий забвения были переизданы основные произведения Великого князя (см., напр.: К.Р. Времена года: Избранное / Вступит, статья, составление, комментарии А.Б. Муратова. СПб.: Северо-Запад, 1994. 510 с.; Романов К.К. Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма / Вступ. ст., коммент. Э. Матониной. М.: Искусство, 1998. 493 с.: ил. и др.). Отрывки из дневниковых записей Константина Константиновича за 1904–1906 гг. были опубликованы в журнале «Красный архив» в 1930–1931 гг., уже в наше время были изданы дневники Великого князя за многие годы, в том числе за период с 1902 по 1915 гг. (кроме периода 1904–1905 гг.) (см., напр.: Дневник великого князя Константина Константиновича  / сост., авт. предисл., коммент., биогр. справ. Т.А. Лобашкова. М.: Буки Веди, 2015. 1892 год / сост., авт. предисл., коммент., биогр. справочника Т.А. Лобашкова. 2016. 557 с., [7] л. ил., портр., цв. портр.: ил., факс.; Дневник великого князя Константина Константиновича / сост., авт. предисл., коммент., биогр. справ. Т.А. Лобашкова. М.: Буки Веди, 2015. 1906–1907 гг. 2015. 559 с., [5] л. ил., портр.: ил., портр., факс.; Дневник великого князя Константина Константиновича / сост., авт. предисл., коммент., биогр. справ. Т.А. Лобашкова. М.: Буки Веди, 2015. 1907–1909 гг. 2014. 559 с.: ил., факс.; Дневник великого князя Константина Константиновича / сост., авт. предисл., коммент., биогр. справ. Т.А. Лобашкова. М.: Буки Веди, 2015. 1909–1910 гг. 2015. 559 с., [5] л. портр.: ил., портр., факс. и др.). Колоссальные по объему оригиналы дневников хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, ф. 660, оп. 1). До сих пор далеко не все дневниковые записи князя опубликованы, они еще ждут своего исследователя.

Мой личный интерес к Великому князю Константину Константиновичу диктовался тремя основными факторами. Во-первых, с семьей князя был хорошо знаком известный черносотенец, член Главного совета Союза русского народа, ученый-правовед Борис Владимирович Никольский (1870–1919), исследованием жизни и деятельности которого я занимался на протяжении многих лет. В период с 1910 г. Никольский давал уроки сыновьям Константина Константиновича Князьям Императорской крови Олегу и Гавриилу, а после трагической гибели Олега Константиновича на поле боя в ходе Первой мировой войны оставил замечательные воспоминания о нем (Никольский Б.В. Его Высочество князь Олег Константинович // Никольский Б.В. Сокрушить крамолу / Сост., предисл. и примеч. Д.И. Стогова, отв. ред. О. А.Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 366–379). Во-вторых, в 2010 г. я познакомился с книгой известной писательницей Алиной (во святом крещении Алевтиной) Яковлевной Чадаевой (1931–2022), посвященной «Августейшему поэту», впоследствии переизданной в издательстве «Вече» (Чадаева А.Я. Августейший поэт. Великий князь Константин Константинович. М.: Вече, 2013. 494, [1] с., [8] л. ил., ноты (Царский Венец)). Книга произвела на меня сильное впечатление (особенно страницы, посвященные гибели от рук большевиков сыновей Константина Константиновича Иоанна, Константина, Игоря (Алапаевские мученики)). Последующее личное знакомство с Алиной Яковлевной еще более способствовало интересу к этой незаурядной личности. В-третьих, занимаясь на протяжении последних лет историей православного трезвеннического движения, я не мог не обойти вниманием Всероссийский Трудовой Союз Христиан-Трезвенников, который создавался и работал под покровительством Константина Константиновича. Через год после его кончины трезвенники молитвенно почтили память Августейшего покровителя.

Рассмотрим некоторые вехи биографии Великого князя Константина Константиновича сквозь призму исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Страницы биографии. Родился Великий князь Константин Константинович 10 (23) августа 1858 г. в Константиновском дворце в Стрельне в семье Великого князя Константина Николаевича, одного из сыновей Николая I.

Константиновский дворец в Стрельне. Источник

С детства Константин готовился к службе на флоте. В 1874–1876 годах он совершил дальнее плавание из Кронштадта в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана».

Фрегат «Светлана». 1871 г. Источник

 

Большой Кронштадтский рейд. Современная фотография. Источник

Великий князь Константин Константинович участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, за участие в боевых операциях был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1882 году по болезни он был переведен в сухопутное ведомство и произведен в штабс-капитаны гвардии.

С 1884 года Константин Константинович был командиром роты гвардейского Измайловского полка, который стоял летом в Красносельских лагерях. Некоторые стихотворения Великого князя посвящены Красному Селу и его окрестностям.

Алым заревом пылая,
Солнце за море зашло,
Воцарилась ночь немая…
Дремлет Красное Село.
Меркнет неба свод лазурный,
Лагерь наш в тиши ночной
Спит… Не спим лишь я — дежурный
Да знаменный часовой.

(Из дневника К.Р., 27 июня 1887 г.)

«Царский валик» на военном поле в Красном Селе. Современная фотография. Источник

В 1891 году Великий князь был назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка. В 1900 году он стал главным начальником военно-учебных заведений, занимался организацией военного образования, прежде всего кадетских корпусов и военных училищ. В 1901 и 1907 годах получил звания генерал-лейтенанта и генерала от инфантерии.

В 1884 году Константин Константинович женился на принцессе Елизавете Саксен-Альтенбургской, своей троюродной сестре. В России ее именовали Елизаветой Маврикиевной. От этого брака родились девять детей. Константин Константинович был строгим отцом, воспитывал детей в православном и патриотическом духе. В 1892 г. после смерти отца он унаследовал знаменитый Мраморный дворец в Петербурге (в настоящее время в покоях Великого князя размещена мемориальная экспозиция).

Мраморный дворец. Вид со стороны Невы. Современное фото. Источник

Скончался Константин Константинович 2 (15) июня 1915 года в своем кабинете во дворце в Павловске под Петроградом, где подолгу жил, в том числе и в последние годы.

Павловский дворец. Современное фото. Источник

Покровитель отечественной науки. По инициативе Константина Константиновича при Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук был учрежден «Разряд изящной словесности». Также он явился инициатором создания в системе Академии наук Пушкинского Дома (ныне – Институт русской литературы Российской Академии наук).

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Современное фото. Источник

Великий князь Константин Константинович сыграл значительную роль в решении проблем Зоологического музея на рубеже веков, так как возглавлял Императорскую Академию наук в период переезда музея в новое помещение. Под зоологические коллекции было выделено здание бывшего таможенного пакгауза. Работы по перемещению музея приостановились из-за досрочно завершившейся реконструкции здания и отсутствия средств, предусмотренных на его внутреннее устройство. Константин Константинович приложил усилия, чтобы досрочно включить необходимые деньги в финансовые планы Министерства народного просвещения на 1896 год. Кроме выполнения служебных обязанностей, Великий князь Константин Константинович пожертвовал музею экспонат: в 1895 году он подарил чучело белого носорога из Южной Африки. Торжественное открытие Зоологического музея состоялось 6 (19 по новому стилю) февраля 1901 года в присутствии Императора Николая II, экспозицию принимал сам Константин Константинович.

Санкт-Петербург. Зоологический музей. Современное фото. Источник

Являясь с 1889 по 1915 гг. президентом Академии наук, Константин Константинович организовал ряд научных экспедиций:

— Шпицбергенская экспедиция (1899–1901) по градусному измерению. Современники считали ее самой крупной в XIX столетии.

— Русская полярная экспедиция (1900–1902) во главе с исследователем Арктики Э.В. Толем. Цель – исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова.

— Экспедиция по изучению Мраморного моря (1894).

— Командировка в Турфань, Херсонскую, Таврическую, Ставропольскую, Самарскую губернии (1898–1899) для этнографических сборов и обследования археологических памятников.

— Экспедиция В.В. Святловского в Австралию на острова Новой Зеландии, Фиджи и Сандвичевы (1907) для этнографических изысканий.

— Археологическая экспедиция К.И. Бобровницкого и Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине (1909) с целью изучения христианских памятников, связанных с древнехристианским искусством.

— Экспедиция на Таманский полуостров (1912) для палеонтологических изысканий, которую возглавил знаменитый геолог И.М. Губкин.

— Северо-Уральская и Чукотская научные экспедиции.

— Экспедиции в Монголию, на Памир и в Тянь-Шань.

Говоря о Великом князе Константине Константиновиче как о покровителе наук и искусств, необходимо сказать хотя бы несколько слов о его взаимоотношениях с уже упомянутым Б.В. Никольским. Их знакомство состоялось в Павловском дворце 10 июля 1898 г. и продолжалось до самой кончины Великого князя. Обстоятельства знакомства связаны с намерением Никольского издать собрание сочинений А.А. Фета.

В дневнике Борис Владимирович по первому впечатлению оставил любопытную характеристику князя:

«Выходит вел. князь. В кителе — кажется, с погонами, но не ручаюсь, — с Владимиром на шее, с Георгием в петлице. Любопытно, что издали, на улице, в концерте и т. п. его черты всегда казались мне гораздо резче и типичнее, чем вблизи. Вблизи все мягко, кругло, не опускается из равнодушного самообладания. Лицо неподвижно и только нижняя челюсть немного отражает жизнь ума. Говорит скороговоркой, немного в нос, немного сквозь зубы, — цедит сквозь усы. Слегка картавит. Безупречно вежлив и очень снисходителен. Это главное. Говорят о их деликатности: это не то; у них снисходительность обращения, уверенная и потому при всей чуткости кажущаяся равнодушною. Манера обо всем говорить тоном отвечающего крепко вызубренный урок. В общем он мне показался симпатичен; умен ли — не знаю, во всяком случае, он — шаблон (что вовсе не значит: шаблонный; нет, он именно шаблон всех тех шаблонных, кто с него взят), как вообще типичные люди. Он тип "развитого" (или "умного", — конечно, в специальном смысле) гвардейца. Вся внешность умного человека при гвардейской элегантности и великокняжеской благовоспитанности. Видно, что и тело, и ум, и характер, — все у него развилось в такой обстановке, которая вся рассчитана на то, чтобы все на свете доставалось с наименьшими возможными усилиями. Оттого в нем свое сказывается едва уловимыми оттенками, не так, как у нашего брата, где свое жмет и жжет во все стороны. — И не скажу, чтобы те догматы, в которых он закрепился, были особенно крупного разбора. Так, фразы людей, которые все видят снаружи и притом на некотором расстоянии. <…> Оттого тут бездна игнорирования, масса заочного знания, nach dem Hörensage (Понаслышке, с чужих слов (нем.)). Повторяю, он мне показался очень симпатичен; но ничего нового, — буквально ничего, ни в одной интонации, — мне услышать не довелось. Видно, что его ум не играет, не живет, не рад минуте, не рад поводу проявиться. Стихи-то его очень глупы, на редкость; взрослый младенец; но при личном свидании ничего такого не заметно. Мне только показалось, что мой тон был ему немного нов. Мне казалось, что его удивило мое спокойствие, и что он точно привык гораздо скорее, легче и искреннее нравиться. Когда я уходил, он очень хитро посмеивался; должно быть, я в чем-нибудь промахнулся; но может быть он и чему другому на мой счет улыбался. Обидного в этой улыбке ничего не было» (Никольский Б.В. Дневник 1896–1918. Т. 1: 1896–1903 / Изд. подг. Д.Н. Шилов, Ю.А. Кузьмин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. С. 202–203 (дневниковая запись от 10 июля 1898 г.)).

То, что ученый и черносотенец впоследствии был вхож в дом Константина Константиновича, я уже отмечал. Характерно, что в своем дневнике Б.В. Никольский, дававший очень многим знакомым (даже лидеру Союза русского народа А.И. Дубровину) грубые характеристики, по отношению к Великому князю был относительно деликатен. В частности, он обращал внимание на тот факт, что только Константин Константинович положительно откликнулся на разосланные Никольским по заинтересованным адресам веленевые экземпляры своего труда «Дарение между супругами» (Никольский Б.В. Дневник 1896–1918. Т. 2: 1904–1918 / Изд. подг. Д.Н. Шилов, Ю.А. Кузьмин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. С. 206 (дневниковая запись от 26 декабря 1914 г.)).   

Августейший поэт. Наряду с научной деятельностью Константин Константинович получил признание и широкую известность как поэт (псевдоним К.Р.) В 1886 году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения К.Р.», а в 1888 году он издал первую поэму «Севастиан-мученик». В августе 1884 г. К.Р. организовал литературно-музыкальные вечера для офицеров лейб-гвардии Измайловского полка («Измайловские досуги»). Для этих вечеров князь писал т.н. «солдатскую» лирику (например, стихотворение «Умер бедняга в больнице военной»). О «досугах», в частности, весьма подробно сообщал в 1914 г. журнал «Столица и усадьба». На собраниях звучала музыка, читались стихи, ставились любительские спектакли. Заседания проходили под девизом «Доблесть, Доброта, Красота» и просуществовали до начала Первой мировой войны. За это время было проведено 223 заседания, на которых исполнили 1325 произведений.

Измайловский пр., д. 4. Современное фото. Источник. На этом месте находилось здание Офицерского собрания Лейб-гвардии Измайловского полка. Иногда «Измайловские досуги» проводились во дворце Великого князя.

В 1900-е годы Константин Константинович занимался переводами произведений Ф. Шиллера и У. Шекспира. Широкую известность получила его драма «Царь Иудейский», в которой князь обратился к евангельскому сюжету последних дней земной жизни Иисуса Христа, его казни и Воскресения.

Великий князь оставил обширное наследие в виде стихов, переводов, драм и музыкальных произведений. Лирика К.Р. легко перекладывалась на музыку. Например, стихотворение «Умер бедняга в больнице военной» стало популярной песней во всей Империи. Многие выдающиеся композиторы, такие как П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ц.А. Кюи, Э.Ф. Направник, писали музыку на стихи К.Р.

Великий князь Константин Константинович Романов выступал как актер в любительских спектаклях, организованных им самим. Отметим некоторые постановки с участием Константина Константиновича:

— «Гамлет» в переводе Великого князя. В январе 1899 года состоялось первое представление сцен из этой трагедии на литературном собрании в Измайловском полку, где роль принца Датского играл сам Константин Константинович.

— «Царь Иудейский» – драма, которую написал сам великий князь. В постановке 1914 года в Эрмитажном театре Константин Константинович исполнил роль Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа.

— «Мессинская невеста или Братья-враги» – спектакль по трагедии Фридриха Шиллера, где великий князь сыграл Дона Сезара.

Спектакли ставились также в театре в Павловском дворце.

Зрители и критики отмечали талантливую игру Константина Константиновича в любительских постановках. Например, княгиня Ольга Палей (вторая (морганатическая) супруга Великого князя Павла Александровича) писала: «Декорации стоили неслыханных денег, актёры играли талантливо, и в центре внимания был сам сочинитель – Великий князь Константин исполнял роль Иосифа Аримафейского благоговейно и искренне».

Значение этих спектаклей было камерным: они ставились для избранной публики.

Великий князь Константин Константинович Романов в образе Шекспира, 1894 г. Источник

 

Великий князь Константин Константинович в роли Гамлета, 1899 г. Источник

 

Эрмитажный театр. Здесь была поставлена драма К.Р. «Царь Иудейский». Современное фото. Источник

 

Эрмитажный театр. Интерьер. Современное фото. Источник

Поэтическое творчество К.Р., письма и дневниковые записи свидетельствует о его глубокой религиозности, о православном мировоззрении. Так, в Павловске 10 октября 1889 г. он написал проникновенное стихотворение «Любовью ль сердце разгорится…»:

Любовью ль сердце разгорится, —

О, не гаси ее огня!

Не им ли жизнь твоя живится,

Как светом солнца яркость дня?

Люби безмерно, беззаветно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовию ответной

Тебе никто не отплатил.

Пусть говорят: как все в творенье,

С тобой умрет твоя любовь, —

Не верь во лживое ученье:

Истлеет плоть, остынет кровь,

Угаснет в срок определенный

Наш мир, а с ним и тьмы миров,

Но пламень тот, Творцом возжженный,

Пребудет в вечности веков.

Приведу еще одно характерное стихотворение К.Р., свидетельствующее о его христианской вере:

Смерть

Когда твой образ я увижу пред собою

И взглянешь пристально ты на меня; когда

Меня коснешься ты костлявою рукою

И за собою мне велишь идти туда,

В неведомую даль, откуда нет возврата,

Которой все равно мы в жертву отдаем

Кто матерь, кто отца, кто друга или брата,

В тот мрак таинственный, что смертью мы зовем;

Когда услышу я зловещее то слово,

То неизбежное, нещадное: «За мной!» —

Не испугаюсь я веленья рокового,

И не единою постыдною слезой

Не буду я молить отсрочки иль ослабы.

И гордо я скажу: — Смерть! ты мне не страшна.

Пусть верует иной, беспомощный и слабый,

Что непроклонна ты, могуча и сильна;

Страшится пусть твоей косы неумолимой,

Пусть для него бежит песок твоих часов —

В тебя не верю я! Ты призрак лживый, мнимый,

Рожденный трусостью бессмысленных умов.

Для духа смерти нет! и нет для духа тленья!

И ныне и всегда бессмертен я.

Для верующих есть одно переселенье

Из мира тления в нетленье бытия.

Флоренция. 25 апреля.

Августейший покровитель трезвеннического движения. Великий князь Константин Константинович также известен как деятель трезвеннического движения. Он был официальным покровителем Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников (ВТСХТ) – общественной организации Российской Империи, созданной в 1911 г. для борьбы с пьянством. После смерти Великого князя покровительство Союза осуществлял его сын Князь Императорской крови Иоанн Константинович (впоследствии мученически погиб от рук большевиков).

Уже приходилось писать о приеме Императором Николаем II 2 января 1914 г. депутации ВТСХТ. В публикации из седьмого номера за 1914 г. «Томских епархиальных ведомостей» подробно рассказывается об этом приеме. Есть упоминания об этой встрече и в газетах «Новое время» (№ 13589) и «Вечернее время» (№№ 657 и 659), в других изданиях (см., например: «Петербургский листок», 3 января 1914 г.). В состав депутации входили: председатель Совета Союза, потомственный дворянин, надворный советник Б.И. Гладков; товарищ председателя, доктор медицины, коллежский советник А.И. Вержбицкий и тайный советник В.П. Колодезников, члены Совета Союза: генерал-майор М.Н. Скворцов и протоиереи Целиков и В.К. Магнитский. В 12 часов дня Император удостоил членов депутации милостивых расспросов. На приеме присутствовали Августейший покровитель Союза Великий князь Константин Константинович и Августейший дежурный флигель-адъютант Великий князь Кирилл Владимирович.

В ходе встречи Б.И. Гладков обратился к Императору со Всеподданнейшей речью, в которой говорил о том, что «страшно становится за будущее России, если самоотравление спиртными напитками будет и впредь, как теперь, так же легко и доступно всем и каждому, и если не будут приняты решительные меры к оздоровлению зараженных уже алкоголизмом и к ограждению здоровых от заболевания им».

Б.И. Гладков отмечал, что со всех концов России неслись мольбы и просьбы «об устранении соблазнов от слабовольных людей и всемерном затруднении им удовлетворения их пагубной страсти». Для утверждения трезвости предлагалось привлечь офицеров и чиновников армии и флота, с предоставлением им права вступать в ВТСХТ действительными членами. Учащимся военно-учебных заведений предлагалось вступать в кружки трезвой молодежи.

Император обратил внимание на необходимость финансовой поддержки трезвеннического движения, в особенности – на развитие кружков трезвой молодежи. В этой связи главным образом выделялся, по сообщению Б.И. Гладкова, кружок христианской молодежи при Кубанском Александровском реальном училище в Екатеринодаре. В нем состояло 270 воспитанников.

Знак для действительных членов ВТСХТ. Источник

Еще в 1911 г. ВТСХТ разрабатывал проект правил для кружков христианской трезвой молодежи. Важную роль в их разработке сыграл уже упомянутый Борис Ильич Гладков. Согласно проекту правил, планировалось создать кружки трезвости в низших, средних и высших учебных заведениях. В кружках могли участвовать христиане обоего пола, ведущие трезвый образ жизни и готовые осуществлять на деле заповедь Господа о любви к ближнему. Открытие этих обществ регламентировалось начальством соответствующих учебных заведений. В случае появления в одном городе нескольких подобного рода кружков, они могли быть объединены в одну структуру. В каждом из кружков должен был быть, как минимум, один из руководителей, являющийся одновременно преподавателем данного учебного заведения (желательно, чтобы это был законоучитель). Руководители кружков должны были быть безусловными трезвенниками.

Кружки подчинялись руководству ВТСХТ, ответственные лица ежегодно отчитывались перед Союзом о своей деятельности. Содержание каждого кружка определялось членскими взносами их участников в размере не менее 50 копеек в год.

В целях оказания материальной и нравственной поддержки руководство кружков приглашало тех или иных известных лиц в качестве попечителей этих структур.

Основной формой деятельности кружков признавались беседы, прежде всего, посвященные вреду алкоголя как в физическом, так и в нравственном отношении. Кроме того, на них затрагивались вопросы смысла жизни с христианской точки зрения. Также могли быть организованы беседы и на другие темы, не противоречащие цели и задачам кружка. Рекомендовалось, чтобы в них деятельно участвовали сами учащиеся, в том числе путем чтения составленных ими рефератов. Кроме бесед, в кружках организовывались экскурсии, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, пропагандировались различные виды спорта. Исполняя заповедь о любви к ближним, члены кружка должны были привлекать к их работе своих товарищей.

В кружках христианской трезвой молодежи при высших учебных заведениях учреждался институт распорядителей, которые, являясь действительными членами ВТСХТ, сообщали ежегодно Совету Союза сведения о деятельности своих кружков за истекший год, а также контактировали с Советом и его председателем по делам кружков. Состав распорядителей ежегодно пополнялся избранием членами кружка новых распорядителей на места выбывших вследствие окончания ими курса в учебном заведении либо по другим причинам.

Становление кружков христианской трезвой молодежи сопровождалось, однако, рядом трудностей. Прежде всего, это питейные привычки у значительной части молодежи. Во-вторых, это отсутствие практического опыта у руководителей кружков, которыми, как правило, в высших учебных заведениях являлись сами студенты. Не хватало священников-законоучителей. В-третьих, состав активистов кружков часто менялся в связи с окончанием ими курсов в высших учебных заведениях, вследствие чего достигнутое ранее утрачивалось, и всё приходилось начинать заново. Тем не менее, инициатива, как уже отмечалось, получила поддержку на Высочайшем уровне. К сожалению, последующие революционные события поставили крест на инициативах, связанных с организацией кружков христианской трезвой молодежи.

Отчет о деятельности Большеохтенского отдела Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников за 1915 г. Источник

Руководство ВТСХТ располагалось в Санкт-Петербурге (с 1914 г. – Петрограде) по адресу: Садовая ул., д. 109, кв. 7. К сожалению, здание до наших дней не дошло.

На фотографии – современный вид территории. Источник

Обращение к деятельности Великого князя Константина Константиновича сегодня может быть важным и актуальным по нескольким причинам:

— Важность понимания общественно-политической жизни. Взгляд Константина Константиновича на политические события позволяет узнать, как представители династии Романовых воспринимали политические и общественные события рубежа XIX–XX веков и как они влияли на их уклад жизни.

— Изучение истории культуры и науки. Великий князь четверть века стоял во главе русской науки, будучи президентом Императорской Академии Наук. Он организовал отделение изящной словесности, по его инициативе был создан Пушкинский дом.

— Анализ роли в организации научных экспедиций. С именем Константина Константиновича связаны организация и проведение ряда научных экспедиций, имевших огромное научное и практическое значение, большой международный резонанс.

— Интерес к истории России. В настоящее время Дом Романовых и его представители вызывают особый интерес у исследователей истории России. Одна из причин – появившаяся возможность пользоваться архивными документами императорской фамилии, которые по идеологическим причинам были недоступны в советское время.

— Изучение исторических источников личного происхождения. Дневники Константина Константиновича представляют собой уникальный памятник духовной культуры эпохи, в которую они были созданы.

5 мая 1888 г., будучи весьма молодым человеком, К.Р. написал стихотворение «Пусть гордый ум вещает миру»:

Пусть гордый ум вещает миру,

Что всё незримое – лишь сон,

Пусть знанья молится кумиру

И лишь науки чтит закон.

 

Но ты, поэт, верь в жизнь иную:

Тебе небес открыта дверь;

Верь в силу творчества живую,

Во всё несбыточное верь!

 

Лишь тем, что свято, безупречно,

Что полно чистой красоты,

Лишь тем, что светит правдой вечной,

Певец, пленяться должен ты.

 

Любовь – твоё да будет знанье:

Проникнись ей, и песнь твоя

В себя включит и всё страданье,

И всё блаженство бытия.

Несмотря на трудности, страдания и жизненные перипетии, человек, по мысли Августейшего поэта, должен следовать вечным идеалам, верить в силу творчества и Божественную любовь. Этому жизненному кредо и старался на протяжении своего земного бытия следовать Великий князь Константин Константинович – словом и делом.  

Дмитрий Игоревич Стогов, историк, публицист

По материалам открытых интернет-источников

Верхнее фото: Александр Леонтовский. Портрет Великого князя Константина Константиновича. 1906. Источник

Источник: ruskline.ru