Домой Россия Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся: Казахстан просит помощи. Дать или подумать?

Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся: Казахстан просит помощи. Дать или подумать?

35
  • Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся: Казахстан просит помощи. Дать или подумать?

Недавно Казахстан обратился к России и другим странам с просьбой о гуманитарной помощи для борьбы с коронавирусом. Требуются, как можно было ожидать, средства индивидуальной защиты, тесты (ранее наша страна уже выделила ему партию тестов) и аппараты искусственной вентиляции лёгких. Да, всё это нужно нам самим – ведь "пик" эпидемии в России на подходе. Хотя "по-братски" помочь, конечно, было бы можно. Но только тем, кто и с нами ведёт себя "по-братски". А что касается последнего, то к Казахстану здесь имеется немало вопросов.

Вспомним прошлое

Для начала – немного истории, дабы вспомнить, что есть Казахстан, как он попал в Российскую империю и откуда в нём взялись русские. Фактическое появление собственно казахского этноса в результате консолидации ряда разрозненных тюркских племён произошло лишь в XV веке, однако в середине XVII века его чуть не погубила проходившая с переменным успехом столетняя война с монгольским джунгарским ханством, когда погибла треть казахского населения.

Статистические данные по миграции показывают, что за девять месяцев 2019 года Казахстан покинули 25 тысяч…

Несмотря на ряд побед, от разгрома казахов спасло только то, что Джунгарское ханство было разгромлено ударившей ему в спину китайской Цинской империей. Однако не было никакой гарантии, что на смену монгольским (джунгарским) завоевателям не придут китайские. И тогда казахские жузы один за другим начинают ориентироваться на покровительство России. В 1731 г. в состав Российской империи был принят Младший жуз, в 1732 г. – Средний, а в 1818 г. – Старший.

Соответственно, русское население в Казахстане было изначально потомками переселенцев XVII–XVIII веков, когда на территории, сегодня принадлежащей Казахстану, располагались целых три казачьих войска – Уральское, Сибирское и Семиреченское. При этом немало казаков имели жён из крещёных казашек. Вторая волна русских поселилась здесь в XIX–XX вв. Если учитывать исторические факты, а не сочиняемую сегодня самопальную «великую историю» казахского народа и соответствующие кинофэнтези про цивилизованных кочевников, то следует признать:

Практически все старейшие города на этой земле построены русскими. Первый из них – г. Уральск (бывш. Яицкий городок) основан в 1520 г., Гурьев – в 1643 г., Семипалатинск – в 1718 г., Усть-Каменоогорск – в 1720 г., Павлодар – в 1720 г., Петропавловск – в 1752 г., Кокчетав – в 1824 г., Акмолинск – в 1848 г., Верный (ныне Алма-Ата) – в 1854 г., Актюбинск – в 1868 г., Кустанай – в 1879 г. и т.д. К 1917 году русские и украинцы составляли около 30–40 % населения современного Казахстана.

Ещё одна мощная волна переселенцев прибыла в советский период – это были эвакуированные в период Великой Отечественной войны, а также те, кто осваивал целину, создавал горнорудную промышленность, строил космодром и его инфраструктуру и т.д. При этом русские (и другие «русскоговорящие») преобладали в городах и большинстве густонаселённых районов республики, в то время как в малонаселённых степных районах преобладали казахи. Пребывание в составе СССР обернулось для Казахстана, как и для ряда других советских республик, серьёзным приращением территории за счёт русских земель Юго-Западной Сибири, а затем, в 1954 году, Хрущёв прирезал к территории Казахской ССР ещё семь русских областей.

Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся: Казахстан просит помощи. Дать или подумать?Никита Хрущёв «подарил» Казахстану семь российских областей. Фото: dpa-Zentralbild (ADN) / Globallookpress      

Да, Казахстан веками был частью единой с нами страны. Казахи составляли чуть ли не половину знаменитой дивизии Панфилова и геройски дрались с немцем под Москвой (в том числе были в числе легендарных 28 панфиловцев). И если бы это продолжалось и сегодня, то я бы первый призывал российские власти оказать всемерную помощь братскому казахскому народу в борьбе с настигшей его заразой. Однако сегодня речь идёт о принципиально ином государстве, хотя и союзном России, но не раз и не два поворачивавшемся к ней, скажем так… спиной.

Тихая ползучая дерусификация

После распада СССР в суверенном Казахстане проводится политика, которую с полным основанием можно назвать «мягкой русофобией». Переписывается история, с карты один за другим исчезают русские названия городов, которые были построены именно русскими. Последним был переименован Павлодар, основанный ещё в XVI веке, а в 1861 году получил своё название в честь новорождённого наследника престола – Павла Александровича (будущего Павла Первого). Каким образом переименование этого города (как, впрочем, и переименованных ранее) удаётся привязать к проводимому при поддержке центральной власти процессу «декоммунизации», знает, возможно лишь первый казахстанский президент Нурсултан Назарбаев – бывший до самого 1991 года первым секретарём ЦК компартии Казахстана и остающийся де-факто главой страны и сегодня, по истечении своих пяти президентских сроков.

Скажем сразу: в отличие от кровавых инцидентов в Баку, Душанбе и молдавском Приднестровье, русских в Казахстане никто не резал и специально не изгонял. Однако и сказать, что русских в Казахстане уважают, что они равноправны и не имеют оснований обижаться на действующую власть, я тоже не могу, не погрешив против правды.

Русский язык, правда, в обращении оставлен, но всё делопроизводство переведено на казахский, который (додумались же!) переведён на латинскую графику, что должно чётко продемонстрировать «западным партнёрам» предпочтения нынешнего казахстанского руководства. Кадровые вопросы в республике также решаются в основном на чёткой этнической основе. Надо ли удивляться, что численность русских в Казахстане неуклонно сокращается – не только за счёт сравнительно низкой рождаемости, но и благодаря массовому отъезду молодёжи в Россию. Только за период с 1990 по 1997 год из Казахстана выехало 1,2 миллиона русских, что составляло почти 14% населения. Трудно жить в стране, где тебя хотя и не терроризируют, но всячески дают понять, что ты здесь чужой, и тебе не рады.

Началась эта борьба казахского национального самосознания со здравым смыслом ещё в начале 90-х. Вот лишь один пример из моего личного опыта. В 1995 году, работая на выходившем тогда на «второй кнопке» 4-часовом телеканале «Деловая Россия», я делал материал о совершенно диком происшествии, случившемся с нашим космодромом Байконур в разгар демонстрации казахстанской независимости. Юридически космодром Байконур, находящийся на казахстанской территории, но при этом никоим образом не созданный «трудом и талантом казахского народа», Россия у Казахстана арендует. Так вот, сразу же после «освобождения от имперских оков» СССР у прежде вполне мирных и дружелюбных казахов до неприличия взыграло национальное самосознание, и они всячески принялись демонстрировать обалдевшим от такой перемены сотрудникам космодрома, «кто здесь хозяин».

Из окрестных кишлаков к космодрому потянулись многочисленные родственники служивших при космодроме (главным образом – в стройбате) местных солдатиков. По-хозяйски разрывая землю, они при помощи приведённых лошадей и верблюдов вытаскивали питающие космодром толстенные медные кабели и увозили их, чтобы сдать как цветной металл. Ибо что в казахской земле – то принадлежит Казахстану. В итоге пуски ракет были поставлены под угрозу, а в один прекрасный момент замёрзшие казахские стройбатовцы впёрлись к центральному пульту и подключили к нему тены, чтобы погреться. Хотя сотрудники космодрома убеждали их, что питаемый теперь от гораздо менее серьёзных кабелей пульт может просто сгореть. Что в итоге и произошло. Вышедшие тогда на нашу редакцию сотрудники космодрома чуть не плакали – одного ущерба нанесено было на 300 тысяч долларов (тех ещё долларов!), не говоря о том, что график стартов пришлось пересматривать.

Вытаскиваем нож из спины и улыбаемся: Казахстан просит помощи. Дать или подумать?Казахстан. Байконур. Верблюды на одной из улиц города. Фото: Петр Ковалев / ТАСС 

Материал вышел, после чего возмущённые люди из посольства Казахстана звонили в редакцию, требуя «всех уволить». Но – обошлось. Очевидно, факт сгоревшего пульта опровергнуть не удалось, а дармовую немалую аренду и дальше получать хотелось. А вспомнил я эту историю вовсе не потому, что хочу сказать про казахский народ что-то плохое, но в подтверждение того несомненного факта, что, обретя суверенитет, ментально казахи оказались к нему абсолютно не готовы и зачастую вели себя, как дети, играющие во взрослых и стремящиеся всем показать, что «они теперь главные».

Нераскаявшийся «блудный сын»

Мне же, в связи с запросом Казахстана помощи у России, невольно вспоминается библейская притча о «блудном сыне». Который, когда достаточно вырос, истребовав свою долю наследства, удалился в дальние земли жить суверенно и от семьи независимо. Когда он, промотав полученное, вернулся домой и попросил принять его, то был прощён и принят отцом. Брату же его, усомнившемуся в справедливости такого решения, отец сказал, что, чем вспоминать вину «блудного сына», следует радоваться, что он всё же одумался и вернулся.

В Казахстане одна за другой выдвигаются инициативы по дерусификации и десоветизации, которые предполагают…

Вот и с Казахстаном после распада СССР вышла примерно та же история. Нет, в отличие от «блудного сына», открытые и освоенные русскими месторождения, целинные пашни и космодром он не промотал, хотя многое уже продано «иностранным инвесторам». Да и на бывших «родственников», в отличие от ряда наших советских «экс-братьев», с ножом не кидался. Но сам факт отречения от нашей общей «семьи», выражающийся в дерусификации всех сторон жизни, этническом подходе к формированию элит, переписывании истории с вычёркиванием из неё всего русского – от названий переименованных русских городов до замены кириллицы на латиницу – всё это и было, и остаётся теперь.

Поэтому помочь Казахстану, конечно, можно бы – чисто по-человечески. Но при этом надо абсолютно точно понимать, что ничего принципиально в отношении его к России и русским эта помощь не изменит. Поэтому лично я выступаю за абсолютно прагматичный подход к «бывшим нашим» (не только к Казахстану) – тем, для которых в данном словосочетании главным является «бывшим», а не «нашим».

Мне возразят: а как же помощь, безвозмездно направленная в Италию?! Но здесь, согласитесь, картина принципиально иная. Мы оказали помощь совершенно чужой и ничем нам не обязанной стране, когда с нею случилась беда. Мы ничего не потребовали взамен, хотя Италия – член откровенно враждебных ныне России ЕЭС и НАТО. И тем самым Россия получила колоссальный репутационный выигрыш, который, вполне возможно, перерастёт со временем в какие-то политические плюсы – на отношении к нашей стране многих рядовых итальянцев это уже сказалось.

В случае же с Казахстаном любая, даже «оторванная от своих» помощь будет воспринята как нечто должное и благодарности не требующее. Так балованный ребёнок, получая от родителей подарки на день рождения, вовсе не испытывает к ним благодарности: они ведь родители, значит обязаны своему чаду подарки делать, а как же иначе?! Вот и наш казахский «блудный сын» вряд ли почувствует к России благодарность, а тем более постыдится своих русофобских проделок.

Поэтому прежде, чем отправлять помощь, следует крепко задуматься – кому и зачем, а главное – не во вред ли себе мы это делаем. Недаром же говорил герой Кавказской войны генерал Евдокимов:

Первая филантропия – своим. Горцам же я считаю вправе предоставить лишь то, что останется на их долю после удовлетворения последнего из русских интересов.

Замените неактуальных сегодня «горцев» на «бывшие республики СССР» – и очень даже правильная цитата получится.

100%

0%

Источник: https://tsargrad.tv