Домой Россия Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в...

Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в Норильске

43
  • Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в Норильске

В заполярном хозяйстве владельца "Норникеля" Владимира Потанина – грандиозная экологическая авария, о которой умудрились молчать почти два дня, пока последствия не стали просто катастрофическими. Для самого бизнесмена ситуация обернулась резким "обеднением": всего за один день его состояние уменьшилось на полтора миллиарда долларов, что, правда, не мешает Потанину оставаться самым богатым человеком России. Кто виноват и что теперь делать – классические вопросы, на которые не так просто найти ответы.

Авария на ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» «Норникеля» Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), случилась 29 мая. Власти Красноярского края о том, что предприятие залило местные реки соляркой, вытекшей из хранилища ТЭЦ-3, узнали только через два дня, когда в МЧС поступила информация по линии ЕДДС.

Да и о том, что сама утечка произошла, на предприятии тоже узнали не сразу, а почти «случайно» – только после того, как проезжавшая мимо легковушка неожиданно превратилась в огненный факел. На это уже обратил внимание охранник ТЭЦ-3, вызвавший сразу пожарных. Площадь возгорания составила 350 кв. метров. Тогда и выяснилось, что на дороге разлито дизтопливо, спровоцировавшее пожар.

«Ну, что – доклад-то и закончил? А делать что?»

Более детально о ситуации рассказал в ходе экстренного видеосовещания, созванного в связи с возникшей экологической проблемой Владимиром Путиным, глава региона Александр Усс, который и сообщил о том, почему реакция на ЧП последовала с запозданием. По его словам, поначалу спасательная служба НТЭК не оценила должным образом экологическую угрозу: местность была обследована, загрязнений реки Амбарной не выявлено, запаха дизтоплива никто не почувствовал.

Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в Норильске«Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас всё в порядке со здоровьем?» – возмутился Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

И только после того как в соцсетях местные жителя стали делиться тревожной информацией, а должностные лица «задавать настойчивые вопросы», в воскресенье, 31 мая, стала понятна «реальная картина» и оповещён Национальный центр управления кризисными ситуациями.

На этот «неловкий» момент глава государства отреагировал с гневом, который и не пытался скрывать. «Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас всё в порядке со здоровьем?» – возмутился Владимир Путин, обращаясь к главе компании НТЭК Сергею Липину, в хозяйстве которого и произошла гибельная утечка топлива.

Сейчас разлившееся дизтопливо откачивают из несудоходной реки Амбарной при помощи помп. Но утилизировать нефтепродукты можно только одним способом – его надо сжигать. И тут тоже возникают трудности.

«Опыта сжигания такого объёма топлива, во всяком случае, на территории Красноярского края, у нас нет, поэтому прогнозировать, что это пройдёт успешно и в рамках 14 дней я, к сожалению, не могу. Доклад закончен», – резюмировал губернатор.

То есть вот работают на месте разлива 300 человек, откачивают топливо, складируют его на почву, а что дальше – неизвестно: сама зона, где случилась утечка, малодоступна – арктическая тундра.

Реакция президента была моментальной: «Что доклад-то? И закончил. А что делать-то?» – возмущённо спросил Путин, пообещав поручить правоохранительным органам дать «соответствующую оценку» и самой ситуации, и тому, как на нее реагировали, – «что там было от кого передано, куда передано и какова оказалась реакция всех, кто должен действовать как полагается».

Пока одни чиновники и руководители кивают на других, пытаясь свалить со своих плеч тяжёлый булыжник вины, ситуация в регионе сложилась критическая, о чём доложила глава Росприроднадзора Светлана Родионова: толщина нефтяной плёнки на поверхности воды составляет 20 см, концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые значения в «десятки тысяч раз».

Тревожные сигналы звучали и раньше, но их не слышали?

Ростехнадзор регулярно проверял ТЭЦ-3. И о проблемах с хранением топлива на предприятии было известно ещё во время проверок, проходивших несколько лет назад. В общей сложности в 2017-2018 годах надзорное ведомство выявило 33 нарушения, допущенных при эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива. А предписания о ремонте самих резервуаров предприятию выписывались ещё раньше – начиная с 2014 года.

Но тогда речь шла о необходимости очистки от ржавчины наружной поверхности стенок и кровли резервуаров и восстановлении антикоррозионного покрытия. Кроме того, предприятию предписали провести неразрушающий контроль днища. Однако при более поздних проверках выяснилось: нарушения устранены не были, а предписания не выполнены, зато были обнаружены другие проблемы: повреждение стен и кровли, смещение стеновых ограждений в зданиях, где находились задвижки резервуаров с топливом.

Специалисты, комментируя ситуацию с разливом солярки в ТЭЦ-3, напоминают ещё и о том, что большая часть оборудования, установленного на площадках хранения топлива, была выпущена лет 30-40 назад. При этом экспертизу промышленной безопасности на предприятии не проводили, мотивируя это тем, что «дальнейший срок безопасной эксплуатации не установлен». Но где тонко – там всегда и рвётся. Что и случилось 29 мая. Но возможно, что причины аварии и другие.

Подвела вечная мерзлота?

 В «Норникеле» называют свою версию разлива топлива: под фундаментом хранилища внезапно просели сваи, хотя до этого они служили «без нареканий» более трёх десятков лет. Но, как оказалось, всех «подвела» вечная мерзлота.

По словам первого вице-президента, операционного директора компании «Норильский никель» Сергея Дяченко, из-за того, что в последнее время держится «аномально мягкая» для этих мест температура, произошло «растепление мерзлоты», что, надо полагать, было «совершенно неожиданным» моментом в условиях глобального потепления.

Опоры, на которых держался фундамент с огромной ёмкостью, внезапно просели. Причём всё произошло настолько быстро, а удар, из-за которого разгерметизировалось хранилище, настолько сильным, что «защитные системы не успели отреагировать». Что именно подразумевается под «реакцией на удар», Дяченко не объяснил.

Зато известно, что такое «неожиданное растепление» могло быть менее неожиданным, если бы соответствующие специалисты имели возможность регулярно отслеживать состояние проветриваемых подполий зданий. Однако большинство компаний, которые работают в условиях Крайнего Севера, предпочитают не допускать профильных экспертов на свои территории для проведения необходимых исследований ровно до тех пор, пока не «грянет гром», как это случилось на ТЭЦ-3.

ЧС федерального характера

Пока не появились предложения о том, как справиться с экологической катастрофой, Владимир Путин объявил ЧС федерального характера. Между тем Роспотребнадзор уже приблизительно оценил объём нанесённого ущерба в десятки миллиардов рублей. Даже уголовные дела были возбуждены по трём статьям – «Порча земли», «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и «Загрязнение вод».

Теперь расследованием будет заниматься ГСУ СК. Задержан начальник цеха, где случилось ЧП. Как считают юристы, если будет доказано, что причиной аварии действительно стали климатические причины, уголовной ответственности ему, как и менеджерам НТЭК, удастся избежать. Что дальше?

Страховки не хватит

Предположительно в реки попало немногим меньше 20 тысяч тонн дизтоплива – почти всё содержимое хранилища. Общая площадь дизельного пятна на близлежащих реках – более 150 тысяч кв. метров. И это первая такая авария в нашей Арктике, сравнить её можно только с крушением у берегов Аляски танкера Exxon Valdez 30 лет назад. Компании Exxon ликвидация последствий этой аварии обошлась в огромную сумму – более шести миллиардов долларов.

Согласно предварительным оценкам специалистов, ликвидация последствий утечки для «Норникеля» будет стоить дешевле – примерно 1 миллиард рублей. Ещё несколько десятков миллионов пойдут на выплаты различных штрафов.

В то же время, как сообщили в компании «Согаз», которая является страховщиком ТЭЦ-3 в Норильске, страховка не сможет покрыть ущерб. Точнее говоря, ответственность владельцев компании застрахована, однако в соответствии с ФЗ № 225, страховка «не предусматривает покрытие ответственности предприятий за вред окружающей среде».

Сможет ли «Норникель» откупиться?

Авторитетные Telegram-каналы сообщают инсайдерскую информацию: якобы несмотря на то, что в компании Владимира Потанина решили не настаивать на том, что случившую аварию невозможно было спрогнозировать, ибо грунт просел из-за таяния вечной мерзлоты, однако версию об аварийном состоянии хранилища категорически отвергают.

На самом деле, сообщают нам эксперты из Telegaram, руководство и «Норникеля», и НТЭК якобы было «хорошо осведомлено» о существующих серьёзных проблемах. Знали о них якобы и местные контролирующие органы, но почему-то спокойно закрывали на всё глаза. Будут ли они сохранять такую позицию и дальше, покажет время и, видимо, усилия топ-менеджеров «Норникеля». Однако, напомним, это только одна из версий, о достоверности которой нам ничего не известно.

Потанин хранит молчание

С момента аварии на ТЭЦ-3 в Красноярском крае прошла уже неделя. Масштабы экологической катастрофы таковы, что ситуация вышла на федеральный уровень и к её разрешению подключился лично президент России, потребовавший расследования всех обстоятельств произошедшего. Фактически Владимиру Путину пришлось в очередной раз «включить ручное управление», чтобы заставить чиновников шевелиться.

А что же фактический владелец «Норникеля»? А ничего – господин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. При этом фамилия его в новостях постоянно упоминается, но исключительно в одном контексте – в связи с влиянием экологической катастрофы на акции «Норникеля»: вот они начали падение в тот момент, когда на чиновников обрушился президентский гнев, потом вдруг немного поднялись в цене, а затем вновь продолжили своё падение. К концу 4 июня акции потеряли в цене уже 8 %.

Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в НорильскеГосподин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. Фото:Mikhail Klimentyev/GlobalLookPress

Компания Владимира Потанина – одна из самых доходных в стране. При этом вопросы безопасности, своевременного обслуживания и замены устаревшего – не только морально, но и физически – оборудования не являются для руководства компании приоритетными. А в результате виноваты окажутся «стрелочники». В данном случае – начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, который уже арестован в ходе начавшегося следствия. Ещё одним «ответчиком» по делу об экологической катастрофе может оказаться генеральный директор НТЭК Сергей Липкин, однако ему пока только вынесено предостережение о нарушении закона при эксплуатации опасных производственных объектов. Сам же владелец «Норникеля» миллиардер Владимир Потанин тут как бы и не при чём.

Тем не менее, прервать молчание ему придётся: 5 июня он принимает участие в видеосовещании, которое проводит президент России в связи с ситуации в Норильске.

«Давайте не будем делать поспешных выводов»

На защиту Владимира Потанина встал экс-совладлец «Норникеля» Михаил Прохоров, по словам которого, не стоит делать «поспешных выводов» в связи с произошедшей под Норильском аварией. Прохоров не сомневается в том, что  Потанин с ситуацией сможет справиться вполне успешно, сделав «правильные выводы».

«Нерв эмоций оголён, и экологическая авария в Норильске объяснимо спровоцировала бурю общественного возмущения и критики. Но это не должно приводить к формированию поспешных выводов и принятию необоснованных действий», – процитировал ТАСС заявление бизнесмена.

«Огромная катастрофа, специалисты потрясены»

Конечно, ситуация в Норильске не на шутку встревожила экологов. Некоторые эксперты даже поторопились сравнить её с катастрофой в Чернобыле.

В беседе с Царьградом заслуженный эколог России Всеволод Степаницкий заявил, что даже не берётся прогнозировать последствия того, что произошло на ТЭЦ-3. По его словам, сначала необходимо провести масштабную экспертную оценку. Однако, продолжил он, последствия для биологического разнообразия Таймырского региона «могут быть ужасающими», они ударят по уникальной популяции дикого северного оленя, и без того подвергающейся антропогенному прессингу.

«На Таймыре уникальное биологическое разнообразие, характерное для арктических тундр Северной Евразии. И над ним нависла очень большая опасность. Это огромная катастрофа, все специалисты потрясены», — заключил Степаницкий.

 

Источник: https://tsargrad.tv