[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Автокефалия в Украине: современная мифология

Версия для печати

«Блаженни миротворцы, яко тии сынови Божии нарекутся…» (Мф. 5.9)

Мифотворчество занимает одно из почетных мест в истории культуры различных народов мира, если оно основано на соблюдении евангельских заповедей, церковных и светских законов. Однако в наше время кое-кто пытается переписать эти незыблемые законы и создает свои неканонические правила. В дальнейшем, при помощи всех пропагандистских наработок коммунистической идеологической машины, вдалбливается в сознание простых людей, слабо разбирающихся в догматических и канонических тонкостях Православия, идея так называемой единой независимой украинской Церкви: «Незалежшй державі - незалежну Церкву».

Не стыдясь откровенного обмана и подтасовки фактов, новые "гомеры" во всех средствах массовой информации (СМИ) с завидной навязчивостью рекламируют сие собрание всевозможных мифов и мудрований от мира сего.

Миф первый: «Независимое государство должно иметь независимую Церковь».

- Необходимо отметить, что Православие не знает такого понятия, как «независимая Церковь» (от кого независимая?). Обычно для определения формы управления поместной Церковью используются термины «автокефалия» (самовозглавление) и «автономия» (самоуправление).

- Церковь не является государственным образованием и поэтому самостоятельность и независимость государства не связана напрямую со статусом церквей, расположенных на его территории. Русская Православная Церковь существовала на территории независимого Российского Государства как одна из митрополий Константинополя пять веков, не обладая ни статусом автокефалии, ни автономии. Это, однако, не мешало становлению и государственному развитию Киевской и Владимиро-Суздальской Руси.

Даже на территории независимой Финляндии и поныне существует епархия Константинопольского Патриархата. Святая гора Афон, тоже входящая в юрисдикцию Константинополя, находится на территории Греции. Православная Церковь Японии пребывает под омофором Московского Патриарха.

С другой стороны, в одном государстве могут быть и несколько поместных Церквей. Так, на территории Византийской империи располагались Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, а на территории СССР находились Русская и Грузинская поместные Церкви.

Миф второй: «Независимая Украина должна строить национальную Церковь».

Церковь не может быть национальной. Глубочайшей ошибкой является отождествление Церкви и наций, представители которых являются членами Церкви. В Церкви Христовой «нет ни Эллина, ни Иудея ... варвара, Скифа ..., но все и во всем Христос» (Кол. 3- 11) так как цель Церкви состоит не в сохранении этнических древностей и местного фольклора, а в проповеди Вечного Евангелия и приобщении своих чад, независимо от их национальности, к Источнику благодати и спасения. Цель Церкви наднациональна, и потому появление «национальной церкви» может означать лишь конец Церкви Христовой.

Миф третий: «Главой поместной Церкви должен быть Патриарх».

Патриархи - первосвятители древних кафедр, Предстоятелям которых, в силу многих определенных исторических причин, был усвоен этот почетный титул. Предстоятель же поместной Церкви, которого ошибочно в современных СМИ называют «главой церкви» или «религиозным лидером» (у Православной Церкви один глава - Христос (Еф. . 22; 5, 23; Кол. 1. 18), не обязательно должен носить титул Патриарха. Так, например, Предстоятель одной из самых многочисленных поместных Церквей - Греческой - носит официальный титул «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады». Предстоятель Кипрской Церкви также носит титул Архиепископа, а американский и польский, как и многие другие, - титул Блаженнейшего Митрополита.

Миф четвертым: «Государственная впасть должна способствовать скорейшему образованию независимой Церкви».

- Автокефалия не самопровозглашается, не образовывается самостоятельно, а даруется кириархальной (материнской) Церковью, с последующим признанием и внесением в диптихи всеми остальными поместными Церквями.

- Получение автокефалии является долгим историческим процессом и имеет свои определенные условия, главное из которых - желание всей церковной Полноты. В настоящий момент это главное условие является невыполнимым, т. к. значительная часть православных не готова принять идею автокефалии и выступает резко против нее. Поспешное провозглашение автокефалии приведет не к уврачеванию, а к усугублению раскола, к социальному взрыву на межрелигнозной основе.

- Вмешательство государственных органов власти в церковные дела является незаконным из-за противоречий и церковным канонам, и принципу отделения Церкви от государства и государства от Церкви.

Миф пятый: «Украинская Церковь должна образоваться путем объединения всех православных юрисдикции: Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ)».

Вся жизнь Церкви регулируется сводом особых нормативных актов - канонов. Каноны были приняты на святых Вселенских и Поместных Соборах и являются частью Священного Предания. Авторитет канонов в Православии непререкаем. Никто не в силах отменить или приостановить действие канонических определений, кроме Освященного Собора, благодатность и законность которого будет признана всей Полнотой Вселенского Православия, т. е. священноиерархией, клириками и мирянами всех 15 поместных Православных Церквей.

Как и любое церковное событие, объединение всех религиозных организаций Украины, именующих себя «Православными Церквями», должно происходить в строгом согласии со священными канонами. Только каноничность является критерием православности совершающегося объединения.

Но в Украине на сегодняшний момент существует только одна каноническая Православная Церковь, которую признают все поместные Церкви и со священнослужителями которой сослужат, причащаются все православные иерархи и клирики: Украинская Православная Церковь (УПЦ), находящаяся в юрисдикции Московского Патриархата. Предстоятелем этой Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Все остальные религиозные общества, именующие себя православными, с точки зрения священных церковных канонов, являются раскольническими образованиями, маргинальными группировками.

Первое такое неканоническое религиозное образование - так называемая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), организованная и управляемая гражданином М.А. Денисенко. Некогда он, православный митрополит Филарет, за смертные грехи запрещенный в священнослуженни, не захотел подчиниться соборному Определению и, нарушив монашеские обеты, священническую присягу, учинил в Церкви раскол. Он самопровозгласил «собственную церковь» - «Киевский Патриархат», которым управлял и управляет сам и где впоследствии удостоил сам себя невиданного доселе чина - «Патриарха Киевского и всея Руси-Украины». За учинение раскола, клятвопреступление и антиканонические действия (по церковным канонам грех раскопа не смывается даже мученической кровью) бывший митрополит Филарет, сам поставивший себя вне церковной ограды, на основании церковных правил решением Освященного Собора был отлучен от Церкви через анафематствование. То есть он не является членом Церкви, не имеет церковного общения с верными чадами УПЦ.

Другая религиозная организация - УАПЦ, которая на сегодняшний день не имеет предстоятеля. История этой «церкви» берет свое начало от безбожного, антиправославного и антиканонического акта избрания и «высвячення в сан митрополита» Василия Липновского, совершенного вопреки прямым и ясным постановлениям Вселенских Соборов, и даже без участия епископов. В нынешнее время возродил самосвятскую УАПЦ на территории Украины Димитрий Ярема, воспротивившийся номинальному объединению лжемитрополита Мстислава Скрипника, руководителя УАПЦ в Америке и Канаде, с уже запрещенным лжемитрополитом Филаретом (Денисенко). В настоящее время неканоничность и нелегитимность УАПЦ признают даже ее «иерархи», которые после смерти лжепатриарха Димитрия Яремы приняли решение не избирать предстоятеля и воздержаться от епископских хиротоний до окончательного прояснения статуса УАПЦ.

В связи с тем, что УПЦ КП и УАПЦ неканоничны и непегитимны, объединение с ними возможно только в случае покаяния и возвращения в ограду Церкви их руководителей, в настоящий момент находящихся под каноническим церковным прощением. Всякое другое объединение - путем попрания священных канонов будет не созиданием Церкви, а ее разрушением.

Миф шестом: «Признание Константинопольским Патриархом маргинален из объединенной Украинской Православной Церкви придаст ей законность и каноничность».

Константинопольский Патриарх, как Епископ столицы, имел огромное значение в древней Церкви. Непосредственная близость к императору и двору давала возможность константинопольским архиепископам оказывать влияние на ход церковной истории. До сих пор имя Архиепископа Константинополя-Нового Рима, Вселенского Патриарха, занимает первое место в диптихе.

Но его власть в Церкви Христовой не безгранична. Ее предел - священные каноны. Не может человек, будь он хоть Патриархом царствующего града, хоть Папой Римским, отменить канонические определения Святой Церкви. И, в случае признания Константинопольским Первосвятителем анафематствованного раскольника, он, как молившийся с отлученным от Церкви, за явные проступки сам подпадает под каноническое прощение.

В Православной Церкви не существует принципа непогрешимости первоиерархов, а в истории не раз бывали случаи отпадения от церковного единства даже патриархов. Так, Архиепископ Константинопольский Несторий стал ересиархом - основателем ереси, искажающей православное вероучение. И, несмотря на свой высокий пост, был осужден всей Полнотой Церкви на Вселенском Соборе. Некоторые представители Константинопольского Патриархата подписали акт о Флорентийской унии, но хранитель благочестия - народ Божий - не принял унии, не признал законность предательства Православия со стороны императора и некоторых иерархов.

Святая Церковь продолжала твердо стоять в Православии.

Точно так же не принял народ Божий украинских обновленцев, смущавших Святую Церковь в начале XX века. Не помогли «реформаторам веры» ни поддержка власти, ни признание Константинопольского Патриарха, ни пропаганда. И то, что созидали люди, а не Господь (Пс. 126. 1), разрушилось. Точно так же в сегодняшней религиозной ситуации в Украине важна поддержка не мирских властей и церковных сановников, но важна помощь главы Церкви - Христа Спасителя и признание всей Полноты Вселенского Православия, которая не заключается в одном Константинопольском Патриархе.

Миф седьмой: «Получение автокефалии будет способствовать развитию государства, так как единая Церковь сплотит христиан и консолидирует общество».

Да, действительно, единая вера может сплотить народ, может воодушевить и подвигнуть на сверхтяжелый труд во славу Бога и на благо Родины. Но глубочайшей ошибкой и, можно сказать, трагедией является взгляд на Церковь как на идеологическое ведомство, призванное морально обосновать действия власти. «Карманная Церковь» принесет огромный вред духовному здоровью народа, т. к. нельзя обмануть верующую душу и чуткое сердце народа Божия. Он почувствует отсутствие благодати у «исполняющих социальный заказ» парторгов в рясах, глубиной чистого сердца услышит фальшивые ноты в их увещаниях. И потому созданная путем попрания священных канонов и вопреки желанию народа Божия «государственная церковь» будет не в состоянии сплотить народ, а лишь усугубит раскол в обществе, поставит его на грань братоубийственной войны.

Члены Одесской областной общественной организации
«Единое Отечество», г. Одесса

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"