[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Reklama:

Митрополит - мученик.
Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий

Версия для печати

Владимир (Богоявленский) сщмч. митрополит Киевский и Галицкий

84 года назад, 7 февраля 1918 года, в ста метрах от северо-западной стены Киево-Печерской Лавры был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) - первый из новомучеников российских, с убиения которого началась эпоха жесточайших гонений на Православную Церковь в стране воинствующего атеизма.

Мощи прославленного новомученика находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры у подземного храма Благовещения.

Мы не знаем, о чем думал старец-митрополит, когда в последний раз поздней мочью вышел из митрополичьих покоев под конвоем матросов в кожаных тужурках. Как всегда в это время, дули тревожные февральские ветры. То был час, когда на златоверхую Лавру сыпались пули и снаряды, когда над землей святого князя Владимира витал дух безбожия и ненависти - расплаты «жестоковыйного» народа за многовековые прегрешения, за дерзкую безбожную мысль «передовых умов» о построении земного рая без Бога, где человек сам станет богом, где камни в пустынях будут превращаться в хлебы.

Мы не знаем, что именно думал Владыка о судьбе Церкви Христовой на земле равноапостольного князя Владимира, имя которого носил, но, предчувствуя свою мученическую кончину, остановился на минуту помолиться у великого Успенского собора, как описывают очевидцы,  и пошел тихой святительской поступью к Экономическим воротам Лавры, куда вели его мучители.

Святитель, конечно, хорошо знал письма священномученика Игнатия Богоносца, его пламенные строки, написанные на пути в Рим, куда его везли казнить на арене Колизея: «Дайте мне стать пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распята, и живая вода, струящаяся во мне, говорит: иди ко Отцу... Не хочу более жить этой земной жизнью. Хлеба Божнего желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, Который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, и пития Божия желаю - Крови Его, Которая есть Любовь нетленная и Жизнь вечная».

Владыка любил детей. Он был прекрасным педагогом и оставил после себя множество замечательных работ по педагогике, где с тревогой указывал современникам на яд материализма, который все более пропитывал систему образования и мировоззрения. Был он и крупным богословом, и опытным администратором, занимал наибольшие тогда кафедры -Санкт-Петербургскую и Московскую, и в числе первых заявил Императору об опасном влиянии Распутина. За это был «сослан» в Киев, на древнюю Киевскую, тогда уже провинциальную кафедру.

Вот как описывает очевидец последние минуты жизни митрополита Владимира.

Между революционером-матросом и лаврским монахом произошел такой диалог:

«Матрос: - Ты знаешь, кто Христа распял?

Монах: - Книжники и фарисеи.

Матрос: - Книжники, фарисеи и ваши архиереи и митрополиты... А за что распяли? За то, что Он стоял за простой народ.

Вслед за тем матрос встал, за ним поднялись солдаты и пошли из трапезной, причем матрос, обращаясь к монаху, проговорил:

- Больше вы митрополита не увидите.

Через 15-20 минут после прихода митрополит Владимир вышел из своей спальни, окруженный тремя солдатами, в рясе, с панагиею на груди и белым клобуком на голове. Келейник Филипп встретил его в передней и хотел подойти к нему под благословение. Матрос оттолкнул его от митрополита, грубо заметив: «Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет...» Но келейник решительно приблизился к митрополиту и тот ступил к нему, благословил, поцеловал и, пожав руку» сказал: «Прощай, Филипп!» Вслед за тем вынул платок и вытер слезу. Он был спокоен, и казалось идет на обычное служение литургии...

Митрополит сначала вышел за двери своего дома на лаврский двор в сопровождении убийц. Через несколько минут швейцар Федор оделся и пошел за ним, спросил сторожа, куда повели митрополита. Тот указал на Экономические ворота. Однако часовой его не пропустил.

Один из лаврских монахов видел, как убийцы вели митрополита через двор. Пройдя к углу Великой церкви (Успенского собора. ---Авт.), солдаты закурили папиросы.

Митрополит, дойдя до главного входа в Великую церковь, остановился, обратился ко храму и стал молиться. Идя далее, он напевал что-то про себя. Возможно, погребальный канон. Дойдя до Экономических врат, обратился к иконе святителя Николая и, перекрестившись, поклонился. Привратник, монах Софроний, открыл обе половинки ворот и пропустил митрополита и его убийц, скрывшихся в ночном мраке…

Через несколько минут монахи на дворе услышали сначала четыре, а затем еще два частых выстрела. Один из них сказал другому:

- Это Владыку расстреливают...

По свидетельству Неробова Гавриила, жителя с. Покрова, приехавшего в Киев из Ярославской губернии, митрополит, стоя у земляного вала под прицелом солдат, сказал:

- Вы здесь хотите меня расстрелять?

- А что же, церемониться с тобой?

Тогда митрополит попросил у них времени помолиться.

- Но только поскорее, -прозвучал ответ.

Архипастьрь-мученик возвел руки кверху и сказал:

- Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные. и прими дух мой с миром.

Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал:

- Бог да простит вас...

После этого, когда митрополит еще не успел опустить руки, прозвучали выстрелы»

(<Венок на могилу», Киев, 1918г.).

Так закончил свою жизнь первомученик-святитель, Митрополит Киевский (Богоявленский),-ставший первой жертвой великих гонений на Церковь в XX веке. Решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., когда было восстановлено патриаршество, этот день, 7 февраля по новому стилю, был определен называться Собором новомучеников и исповедников, «во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровьми Истину соблюдших».

За последние годы Русская Православная Церковь причислила к лику святых сотни новомучеников, жития которых  еще предстоит написать потомкам. И не для обвинения того режима, который пролил эту кровь. Но, прежде всего как свидетельство о том надмирном явлении, в котором человечество живет уже 2000 лет, увы, чаще всего забывая и не понимая сокровенных истин Богоявления и тех семян, посеянных кровью мученической, которые, прорастая ныне, сохраняют этот бренный мир от гибели.

Александр Сергеев
украинская православная миссионерская
газета «SOS» № 2 (23) за 2002 г.

OCR
"Украина Шенгенска"

Православный календарь

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.

 Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.

После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную Семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочиннымгородских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.

В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь, он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир, на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года - настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом.

3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым привлекалось все приходское духовенство.

19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938) вспоминал впоследствии о том, что святитель "для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом в руках", явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря энергичной и самоотверженной деятельности Владыки Владимира был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни Владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию, катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей жизни.
      С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением и распространением православной веры на Кавказе.

Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью, но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам слово Божие.

В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария в Кутаиси.

С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир - митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны(прославлена в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: "Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904 - 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви".

23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.

Святейший Патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности Владыки Владимира в тот период: "Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось".

Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние "распутинщины", явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию "независимой" Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен.

С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: "Господь вас да простит". Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" ( Откр. 12, 11).

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Тропарь
Владимиру, митр. Киевскому и Галицкому.

Веры православныя непорочный блюстителю / и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, / Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, / незлобиво мученическую смерть приял еси. / Сего ради в вечной славе пребы­вая, / моли спастися душам нашим.

Православный календарь,
http://www.days.ru/

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"