[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

СЛОВО ЦЕРКВИ

СвященноначалиеМонастыри и епархииМирянеНаследники Царства

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Reklama:

Священномученик Никодим Архиепископ Костромской и Галичский

Версия для печати

см. Священномученик Никодим Архиепископ Костромской и Галичский - Приложение.Начало

Четырехсвятительская церковь

(крестовая при архиерейском доме)

Изъятие производилось представителем КрымЦИК сотрудником Наркомата РКИ Бондаренко по мандату от 9 марта 1922 года за № 144/С в присутствии настоятеля иеромонаха Герасима, секретаря приходского совета Салькова и членов Тигрова и Чеха по представленной описи, но из числящихся по таковой ценных предметов налицо оказалась только одна чаша с полным прибором, оставленная в храме. Все остальное по заявлению присутствующих представителей храма было похищено в ночь на 23 ноября 1921 года. При дополнительном изъятии, произведенном зампредом комиссии Шведовым и членом Ковалевским, кроме оставленной в первое изъятие чаши с прибором, были обнаружены две пары серебряных обложек с Евангелия. Эксцессов при изъятии не было.

Согласно заключению секретаря комиссии Эндека, старая опись при церкви должна быть. На запрос во второй рейд Симферопольской гормилицией, куда по заявлению присутствующих при изъятии было подано заявление о краже в храме в ночь на 23 ноября 1921 года, отвечено, что заявления не поступало. При произведенном в ризнице храма обыске были обнаружены только аннулированные денежные знаки бывших правительств. По выяснении, что при церкви, кроме указанных в описи ценностей, должны быть еще большая серебряная риза с иконы Божией Матери «Троеручица», серебряный кувшин с блюдом для омовения и посох с серебряными украшениями, и что об этих ценностях должен знать бывший эконом и настоятель церкви. Настоятель Инкерманского монастыря в Севастополе архимандрит Венедикт следователем был вызван к допросу и представил сообщение епископа Никодима от 9 августа с/г за № 967 о том, что всем, проживающим в архиерейском доме, предъявлено обвинение в сокрытии кувшина, блюда и ризы с иконы Божией Матери «Троеручица», что кувшина и блюда он ни разу не видел и просит сообщить, где они находятся, и адресованное в Таврический Епархиальный Совет за № 182 от 28 октября 1921 года сношение, отпечатанное на пишущей машинке с подписью: «Епископ Севастопольский Вениамин» в той же должности с довоенной печатью и орлом, сообщение о том, что риза с иконы Божией Матери «Троеручица», кувшин и блюдо, находившиеся в его пользовании с прошлого года, забраны им за границу для богослужения. Вызванный для сравнения подписи на этом документе с подписью «еп. Вениамин» под резолюцией его от 9 июня 1919 года на воззвании Патриарха эксперт из Наркомпроса Рожков П. пришел к определенному заключению, что подписи эти сделаны не одним и тем же лицом.

Означенное выше воззвание - единственный документ с подписью Вениамина - было обнаружено при епископской канцелярии, где был приведен и доклад эконома иеромонаха Герасима (без даты) о краже посредством взлома внешней церковной двери со двора храма с перечислением похищенных священных предметов с резолюцией епископа «Канцелярии для сведения» от 26 ноября 1922 года.

Допрошенная по делу в качестве свидетельницы бывшая сотрудница Ревтрибунала Васильева Ольга Алексеевна показала, что в начале декабря 1921 года при отправке архивных дел понадобилась свеча, и она вызвалась пойти в архиерейский дом попросить у иеромонаха Иринарха таковую, где нашла что-то делавших при помощи молотка у входной двери церкви со двора. Она узнала, что у них ночью были воры и сломали дверь и унесли две чаши, репиды, дикирии, трикирии и другие мелкие вещи.

Свидетель иеромонах Харитон, он же Кравец Харитон Тимофеевич, показал, что в первых числах декабря 1921 года он по распоряжению епископа с очередным сторожем храма в 6 часов утра обнаружил, что дверь со двора приоткрыта и заперта на один извод, ключа в дверях не было. Дал знать эконому Владимиру, заместителю эконома отцу Герасиму и все трое - епископу. От этой двери было два ключа: один находился у монаха Владимира, другой - у иеромонаха Герасима. Изнутри дверь запиралась деревянным стержнем и снаружи не могла быть открыта. Когда производили осмотр, то владыка будто был доволен кражей. В храме были следующие ценные предметы: ризы иконы «Троеручица», кадила, дикирии и трикирии, три креста, один золотой, два серебряных, десять лампад, из коих часть была серебряных, одна лампада у иконы «Троеручица», три чаши с приборами и две репиды и дарохранительница, кувшин, поднос и посох, две дюжины чайных ложек, две дюжины столовых, две дюжины вилок и две дюжины ножей - все серебряное. И о всех предметах знает епископ Никодим, настоятель, а также эконом Герасим, монах Владимир, иеромонах Феодосий и иеромонах Варсонофий, бывший эконом Венедикт, Сальков и иеромонах Иов. Свидетель видел, как уезжал епископ Вениамин, ничего он с собой не брал, да и времени на то не было, так как спешил спасти самого себя от вступивших в Крым красных. Беженцы, к которым принадлежат епископ Никодим и иеромонах Герасим, явившись в Симферополь, делали и брали, что хотели, завоевав себе положение при Врангеле, даже забрали себе жен духовенства. При сдаче имущества церкви и дома Вениамина иеромонаху Герасиму, кроме последнего, присутствовали монах Владимир, секретарь приходских советов Тигров. Свидетель, будучи священнослужителем около 10 лет, был отстранен епископом Никодимом за то, что обвинял его, Никодима, в том, что он замотал кружку.

Свидетель иеромонах Иов, он же Волощук Иларион Гаврилович, показал, что кража могла быть тогда, если бы был сломан деревянный стержень, закрывавший вход изнутри церкви.

Допрошенные в качестве обвиняемых:

1) архиепископ Никодим, он же Кротков Николай Васильевич, в хищении церковных ценностей и симуляции кражи таковых, 2) секретарь церковноприходских советов Сальков Евгений Васильевич в сокрытии описи, хищении ценностей и симуляции кражи таковых, 3) староста монах Владимир, он же Акиншин Василий Васильевич <...>, 4) псаломщик церкви иеромонах Варсонофий, он же Татиевский Венедикт Дорофеевич, 5) настоятель Инкерманского монастыря архимандрит Венедикт, он же Чеботарев Владимир Максимович - в подделке документа в целях сокрытия церковных ценностей, 6) настоятель Ново-Георгиевского монастыря архимандрит Дамаскин, он же Цедрик Дмитрий Дмитриевич - в подделке документа с целью сокрытия ценностей - виновными себя в предъявленных обвинениях не признали и объяснили:

1). Обвиняемый Кротков не знает и не помнит, какие были ценности в храме, какие были украдены, кто принимал, кто сдавал. Настоятелем храма состоит иеромонах Герасим, обвинение монаха Харитона считает сведением личных счетов.

2). Обвиняемый Каежко - к архиерейской церкви прикомандирован временно, хотя и числится настоятелем, имущества и описей не принимал, опись до его вступления пропала в квартире бывшего настоятеля Венедикта Чеботарева.

3). Обвиняемый Сальков - секретарем совета с 1919 года. Все документы церковные находились у бывшего настоятеля архимандрита Венедикта, в том числе и опись, пропавшая по выселении его из квартиры. О краже сам ходил заявить в милицию, где дали агента, производившего дознание. О столовом серебре слышал, но где оно - не знает.

4). Обвиняемый Акиншин - староста 40 лет. Никакого отношения к церковному имуществу не имел. Столовое серебро хранится у него, об этом никто не знал, а если узнали бы, то растащили, так как со времен революции кто что хотел, то и делал.

5). Обвиняемый иеромонах Варсонофий, он же Татиевский, в архиерейском доме служит с 1916 года, никаких ценностей не видел и ничего не знает. Стержень, которым запиралась входная дверь и храм со двора, был деревянным, и под напором открывающего дверь при краже стержень не сломался, а выскочил из скоб.

6). Обвиняемый архимандрит Венедикт Чеботарев - экономом и настоятелем церкви был до августа месяца 1921 года. Кувшин, блюдо и ризу с иконы «Троеручица» забрал епископ Вениамин. Представленную при этом расписку Вениамин взял с собой, а не сдал при сдаче имущества храма новому настоятелю Герасиму, потому что не знал, что это нужно было сделать. Все имущество сдал по описи. О расписке Вениамина знает его личный секретарь Тигров. Столовое серебро должно храниться у иеромонаха Герасима.

Обвиняемый Чеботарев в присутствии благочинного города Симферополя Бессонова сознался в том, что расписка Вениамина подложна, что его, Чеботарева, впутали в это дело, но затем при допросе и на очной ставке с Бессоновым отказался от этих слов.

7). Обвиняемый архимандрит Дамаскин Цедрик - он передал Венедикту письмо епископа Никодима относительно кувшина, блюда и ризы, содержание коего полностью узнал при прочтении его Венедиктом. Последний ответил епископу письмом и советовался с ним, Цедриком, насчет редакции этого письма.

Допрошенный в качестве свидетеля бывший секретарь епископа Вениамина Тигров Владимир Иванович показал, что пишущей машинки в то время, когда помечена расписка Вениамина, то есть в октябре 1920 года, у них не было, он расписки Вениамина на кувшин, блюдо и ризу не печатал. Никогда Вениамин не подписывался так, как в расписке, да и подпись не похожа на его.

 

(Изъятия продолжались и в последующие годы. - Авт.).

 

Херсонесский монастырь

Настоятель о. Вениамин, настоятель Херсонесской общины архимандрит Дионисий (Чудновец).

16 ноября 1922 года был заключен договор с общиной верующих. Но товарищ Богданов (завотуправ) на основании того, что монастырь и его имущество имеют историческую, художественную и прочую ценность, и на основании декретов отделения церкви от государства и постановлений НКВД - монастырь должен быть ликвидирован «в целях более рационального использования находящихся зданий в районе городища, который с каждым днем разрушается... Недопустимо, что по городищу ходят посторонние, то есть верующие, а в соборе совершается даже богослужение. Апрель, 1924 год».

Из отзыва о ходе работы церковного стола Севастопольского горрайисполкома за октябрь 1924 года. Запрос в ГПУ Крыма 25.XI.1924 года.

4). В ликвидированном Херсонесском монастыре есть два ковчега с мощами «святого Владимира и мучеников». Верующие просят их им выдать. Сообщите, как поступить. Может быть, создать комиссию и приступить к вскрытию мощей в присутствии самих верующих, дабы разоблачить обман.

Руководитель церковного стола Канавин

 

17/Х .1924 года В ЦАУ Секретно

Крымнарпрос просит ЦАУ назначить комиссию для передачи соборов в бывшем Херсонском монастыре, равно дать распоряжение о выселении из монастыря всех монахов и посторонних Охрису лиц.

Основание: постановление КрымСНК от 27/VIII с.г. №63

и Президиума КрымЦИК № 28 от 2.Х.1924 года.

Наркомпрос Ногаев

Зав. КрымОхрис Полканов

Секретарь НКП Сальков

 

24.Х.1924 года Севастопольскому исполкому Срочно

О выселении монахов

Во исполнение постановления СНК Крыма от 26/IV.1923 года

(протокол № 43 и 18) ЦАУ Крыма сообщает, что Вам надлежит выслать из бывшего Херсонесского монастыря всех проживающих в нем монахов и посторонних Охрису лиц.

По исполнении сообщить.

Нач. Центр. Адм. Упр. Крыма Лаубе

Нач. Административного отдела Крымский

Инструктор церковного стола Тавровский

Херсонесский монастырь. Фото начала ХХ века

24 октября 1924 года Совершенно секретно

Нач. ЦАУ тов. Лаубе

Препровождая отношение ТЕУ за № 532, просим оказать содействие в отпуске указанных вещей ТЕУ, так как без этих вещей обновленцы обойтись не могут.

Зам. председателя ГПУ Крыма Торопкин

Начальник 1 отделения Рождественский

 

Тавр. Епархиальное В Центральное Административное

Управление Управление Крыма

16.Х.1924 г.

№ 532

Ввиду закрытия церквей в бывших монастырях Херсонесском и Георгиевском, ТЕУ просит ЦАУ сделать распоряжение о передаче ТЕУ имеющегося в означенных церквях архиерейского облачения и предметов, употребляемых при архиерейской службе, а именно: ризы, митры, мантии, репиды, дикирии, орлецы, книгу «Чиновник», архиерейские ковры, дорожки, кресла. Предметы эти крайне необходимы для Симферопольского кафедрального собора.

Председатель ТЕУ подпись

 

(Соответственно Лаубе, Крымский, Тавровский принимают решение о выдаче означенных вещей обновленцам. Православные обращаются к ним же с просьбой оставить им храм Семи Священномучеников, не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. - Авт.)

 

13.ХII.1924 г. В ЦАУ Секретно

В ответ на ваш запрос от 25/ХI сего года за № 4229/С сообщаем, что малый храм, так называемый Семи Священномучеников, находящийся на территории бывшего Херсонесского монастыря, ни в коем случае не может [быть] представлен группе верующих по следующим соображениям.

1. Означенный храм находится на вполне изолированной (кругом стена) территории бывшего Херсонесского монастыря, каковой считается ликвидированным и переданным в ведение КрымОхриса. Проникновение внутрь изолированной монастырской усадьбы посторонних лиц (молящихся) ставит под угрозу сохранность расположенных там археологических памятников, имеющих мировое значение, что отчасти и наблюдалось (засорение и порча древних базилик и других памятников).

2. В означенном храме музейный отдел предполагает разместить один из отделов Херсонесского Археологического музея.

Зам. зав. КрымОхрис Бирзгал

Зам. секретаря Стол. СНК Е.Лурье

 

5.ХII.1924 г. Абсолютно секретно

Лично

Председателю Севастопольского райгорисполкома

С сообщением о необходимости

вскрытия мощей св. Владимира и

мучеников и о создании для этого комиссии.

По вопросу Севастопольского исполкома о разрешении передать верующим города Севастополя мощи святого Владимира и мучеников, находящиеся в бывших церквях бывшего Херсонесского монастыря, Центральное Административное Управление Крыма считает необходимым создать авторитетную комиссию в следующем составе.

1). Одного представителя Исполкома - беспартийного, но пользующегося авторитетом и доверием.

2). Одного врача, пользующегося авторитетом у местного населения.

3). Одного представителя Таврического Епархиального Управления.

4). Одного представителя священнослужителей церквей бывшего Херсонесского монастыря.

5). Двух представителей прихожан этих церквей.

Комиссии в означенном составе приступить к вскрытию мощей и составлению соответствующего акта. О результатах поставьте в известность ЦАУ Крыма.

Нач. Центрального Административного

Управления КССР Лаубе

Нач. Административного отдела Крымский

Инспектор церковного стола Тавровский

 

5.ХI. 1925 г.

Крымскому Центральному Исполнительному Комитету

по запросам о хранении вскрытых мощей

Центральное Административное Управление Крыма сообщает, что в бывшем Херсонесском монастыре близ города Севастополя находятся вскрытые мощи.

В настоящее время в связи с окончательной ликвидацией этого монастыря стал вопрос о дальнейшей судьбе вскрытых мощей.

Передавать их верующим, как и всякое чисто культовое имущество не имеет никакого смысла, так как это даст возможность служителям культа на деле побудить верующих к отрицательному отношению к власти и будет служить поводом к разжиганию религиозного фанатизма. Места хранения мощей в Крыму нет, а потому Центральное Административное Управление Крыма просит выяснить во ВЦИК и сообщить, не имеется ли в центре специального места их хранения, и в утвердительном случае сообщить, каким образом их туда доставить.

Нач. Центр Административного Управления Крыма Лаубе

Начальник Административного отдела Кигатов

Руководитель Стола религиозных культов Тавровский

 

(Монастырь окончательно передан музею 25 ноября 1925 года. - Авт.).

 

9.ХII.1925 г. Председателю Севастопольского Исполкома

Совершенно секретно

С запросом о проверке наличия

мощей в бывшем Херсонесском монастыре.

По имеющимся в ЦАУ Крыма непроверенным сведениям, в бывшем Херсонесском монастыре к моменту вскрытия мощей было больше мощей, чем имеется в настоящее время.

Ввиду изложенного ЦАУ Крыма просит Севастопольский РИК совместно с местным отделом ГПУ проверить изложенное выше и о результатах поставить в известность ЦАУ Крыма.

Начальник ЦАУ Лаубе

Начальник Адм. отдела ЦАУ Кигатов

Рук. Стола Религ. культов Тавровский

 

31.ХII.1925 г. ЦАУ Крыма Секретно

Секретариат Президиума КрымЦИК согласно отношению ЦИК № 123 а/кс от 22. ХII. 1925 года сообщает, что вскрытые мощи в бывшем Херсонесском монастыре должны быть оставлены в нем же, ввиду того, что Херсонесский монастырь перешел в ведение Главнауки как музей.

Секретарь КрымЦИК Япиев

Зав. секр. частью Сергеев

 

I.II.1926 г. В административный Отдел ЦАУ Крыма

СовРИК сообщает, что по описи собора бывшего Херсонесского монастыря числится мощей: 1). Палец Владимира, 2). Доска с разными частями (в количестве 94 частиц) и 3). Маленький металлический крест, в котором хранится частица неизвестного святого.

Секретарь РИК Мичулин

Зав. орг. частью Тэц

 

Выписка из протокола № 10 заседания Центральной Церковной (культовой) Комиссии при Президиуме КрымЦИК г. Симферополь.

Слушали:

4). Ходатайство верующих о передаче им 4). 10 декабря 1926 вскрытых мощей из бывшего Херсонесского года постановили:

монастыря - ныне музей для посещения - ходатайство в одну из церквей г. Севастополя верующих отклонить. (заявление верующих № 15970 и

заключение Севастопольского РИК

от 23.IХ.1926 № 13/356/с)

Председатель В.Ибраимов

Рук. ст. религиозных культов Тавровский

ИСТОЧНИКИ

 

Владикавказские епархиальные ведомости. - 1902. № 19. С. 243.

Кишиневские епархиальные ведомости. - 1907. № 46. С. 1601-1604, 1605-1609.

Кишиневские епархиальные ведомости. - 1908. № 11. С. 431-432; № 12. С. 473-474; № 22-23. С. 888; № 46. С. 1665-1667; № 50. С. 240-241.

Кишиневские епархиальные ведомости. - 1909. № 9. С. 378-381.

Кишиневские епархиальные ведомости. - 1911. № 18. С. 351; № 21. С. 836-837; № 25. С. 964-965; № 40. С. 418-419; № 50-51. С. 1685-1688, 1692-1696.

Киевские епархиальные ведомости. - 1916. № 21. С. 183; № 26. С. 357; № 45-46. С. 974-975.

Киевские епархиальные ведомости. - 1917. № 10. С. 111; № 44-45. С. 50.

Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. - М., 1994. 620 с.

Революция на Украине: По мемуарам белых / Сост. С.А.Алексеев.- М.; Л., 1930. С.48-49.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Сб.: В 2 ч. / Сост. М.Е. Губонин. -М., 1994. 1064 с.

Протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики Россий-ские: В 2 ч. - Джорданвилль, 1949-1957. Ч. 1 и 2.

Протопресвитер Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти (15 мая-19 октября 1918 г.): Воспоминания.- М., 1995. 240 с.

ЦА ФСБ РФ. - Арх. № Р-31086, л. 11-17, 32-33. Арх. № Р-30340, л. 25-27 , 29-76.

Архив УФСБ РФ по Костромской обл. - Арх. № 11-43-С, т. 1- 2, л. 4-12, 15.

Архив СБУ по Крыму. - Дело по обинению Эндеки Е.П. № Р-4808, Р-06383, 014914, 07739, 03455.

ГААРК. - Ф. 1, оп. 1, д. 232, л. 152-160. Д. 269, л. 69-79, 209-211.

Примечания

1. Так называлась Крестовая церковь при архиерейском доме со времени первого епархиального архиерея митрополита Гавриила.

2. Епископ Никодим привез из Москвы Холмскую икону Божией Матери и перевез почти в полном составе Турковицкий монастырь, что по обстоятельствам времени можно было воспринять как чудо. Тогда же с ним приехали два племянника архиепископа Евлогия (Георгиевского) - мальчики лет 9-10. Турковицких монахинь приютил Флоровский монастырь, там же находилась и Холмская чудотворная икона Божией Матери.

3. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад церковных ценностей, изъятых из других храмов Крыма. В 1929 году были сняты колокола, а 30 мая 1930 года КрымЦИК принял решение снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести захоронения архиепископа Гурия (Карпова), епископа Михаила (Грибановского) на клабдище. В ночь с 26-го на 27 сентября 1930 года собор был взорван.

4.Документальные описания изъятия ценностей из других храмов епархии даны в Приложении.

5. Евгений Павлович Эндека родился в 1883 году в Карасубазаре. Окончил Таврическую духовную семинарию, как свидетельствуют епархиальные ведомости, в числе последних учеников. Его пробольшевистские усилия в дальнейшем себя не оправдали. Уже в 1923 году его арестовали и выслали из Крыма. По возвращении он относительно благополучно служил в различных храмах Крыма до 16 марта 1936 года, пока его не арестовали как греческого националиста. В то время он был настоятелем греческой Афанасьевой церкви в Керчи. Его душевное состояние само по себе показательно. После первых же допросов он был отправлен в психиатрический диспансер на обследование. Врач 10 октября 1936 года записал: «Со слов Е.П.Эндеки, во время пребывания в заключении он испытывал страх, слышал голоса устрашающего характера: «Смертный приговор», «Его надо убить». Боялся принимать лекарства и пищу, опасаясь, что они отравлены, не спал по ночам. Со стороны психики: формально вполне ориентирован, слабодушен, легко плачет по самому незначительному поводу. Не способен к длительным психическим напряжениям. По временам испытывает ночные страхи. Под следствием переносил реактивные психические состояния». Во время следствия Е.Эндека предал своих ближних и друзей по церкви: Иордана Ивановича Семилиди, Гомера Пахатуриди, Кайтолиди и других, назвав их контрреволюционерами и националистами. Отвечая на вопрос врача, сам Эндека характеризовал свое состояние следующим образом: «После того как я назвал подсудимого (И.Семилиди. - Авт.) контрреволюционером, я слышал голос Семилиди, на меня это очень подействовало, и наутро у меня отняло руку и язык. Я видел следователя, я галлюцинировал, я слышал, как меня вызывают к следователю, который заставил меня дать показания, после этого я еще больше стал галлюцинировать... Меня перевели в общую камеру, меня допрашивали, в это время я тяготился этим, я давал все возможные показания... Я пил, но редко. Я говорил, что я блудник, что я корыстолюбец. Я писал мнимому прокурору заявление. Помню, что я писал на латинском языке некоторые слова... Я чувствовал, что меня посадили якобы к шакалам, чтобы они меня убили... Я забыл молиться. У меня был животный страх. По временам у меня это бывает. Сейчас я спокоен. Я познакомился с тюремными людьми и их преступлениями». Несмотря на такое плачевное состояние и былые заслуги перед властью, Эндека был все же осужден 21 октября 1936 года на четыре года лагерей с лишением прав на три года. Его дальнейшая судьба неизвестна.

прот. Николай Доненко

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"