[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

ПО ЗАКОНАМ УКРАИНЫ

Под кодомАльтернативаИз архивов

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Поиск

Искомое.ru

Украинские БАННЕРЫ

Поиск




uaportal.com

Украина Православная. Официальный сайт Украинской Православной Церкви.

Редкие украинские исторические документы.

Каталог Православное Христианство.Ру

Reklama:

Указ Президента N 1072/2000 и Программа интеграции Украины в Европейский Союз

Версия для печати

Начало

4.2. Экономического, социального и культурного права

Текущая ситуация

Украина присоединилась к основным международным договорам в сфере трудовых и социальных прав. В частности, Украиной ратифицированные Международный пакт про гражданского и политического права, Международный пакт про экономического, социального и культурного права, Конвенция Международной организации работы о подтверждении ратификации о равном отношении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин.

Украина присоединилась до 20 статей при необходимых 16, а также к всех необходимых 64 пунктам Европейской социальной хартии (пересмотренной).

Кроме того, Украиной ратифицирован Конвенции МОП, что регулируют право на работу (№ 29 - про принудительную или обязательную работу; № 47 - о сокращении рабочего времени до сорока часов на неделю; № 111 - о дискриминации в области работы и занятий; № 122 - о политике в области занятости; № 142 - о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов; № 158 - о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя), право на отдых(№ 52 - про ежегодные оплачиваемые отпуска), право на защиту от безработицы(№ 2 - о безработице), право на справедливые и благоприятные условия работы (№ 45 - о применении работы женщин на подземных роботах в любых шахтах; № 60 - о веку детей для принятия на непромышленные работы; № 77 - о медицинском обзоре детей и подростков с целью установления их пригодности для работы в промышленности; № 78 - о медицинском обзоре детей и подростков с целью установления пригодности к работе на непромышленных роботах; № 90 - о ночной работе подростков в промышленности; № 95 - об охране заработной платы; № 100 - о равном вознаграждении мужчин и женщин за работу равной ценности; № 103 - об охране материнства; № 123 - о минимальном веку допуска к подземным работам в шахтах и рудниках; № 124 - о медицинском обзоре молодых людей с целью определения их пригодности к работе на подземных роботах в шахтах и рудниках; № 138 - о минимальном веку для принятия на работу), право объединяться в профессиональные союзы, право на защиту трудовых прав(№ 11 - о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве; № 87 - о свободе ассоциации и защита права на организацию; № 98 - о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров; № 144 - о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы); № 154 - о содействии коллективным переговорам.

Указанного социального права гарантирован Конституцией Украины, Кодексом законов о работе Украины, Законами Украины "О занятости населения", "Об охране работы", "О коллективных договорах и соглашениях"; "Об оплате работы", "Об отпусках", "О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности", "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О пенсионном обеспечении", "О прожиточном минимуме" и "О государственной помощи семьям с детьми", Основами законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование.

Перечисленные законодательные акты приведены в соответствие с указанными выше международными правовыми документами, ратифицированными Украиной

4.2.1. Экономического права

Текущая ситуация

Статьей 42 Конституции Украины установлено право любого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещенная законом. Предпринимательская деятельность народных депутатов и государственных служащих ограничивается законом.

Государство обеспечивает защита конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом.

Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, оказывает содействие деятельности общественных организаций потребителей.

Это право реализовано в Законах Украины "О предпринимательстве", "О собственности", "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции", "О предприятиях в Украине", "О хозяйственных обществах" и других.

Право на работу определенное в статьи 43 Конституции Украины и включает возможность любого зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно избирает или на которую свободно соглашается.

Государство создает условия для полное осуществление гражданами права на работу, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно общественным потребностям.

Использование принудительной работы запрещается. Не считается принудительной работой воинская или альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, которая выполняется лицом за приговором или другим решением суда или соответственно законам про военное и чрезвычайное состояние.

Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия работы, на заработную плату, не низшую от определенной законом. Использование работы женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья роботах запрещается.

Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. Право на своевременное получение вознаграждения за работу ограждается законом. Это право реализовано Кодексом законов о работе Украины, Законами Украины "Об оплате работы", "Об охране работы", "О профессионально-техническом образовании" и другими.

Статьей 44 Конституции Украины установлено, что те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечение национальной безопасности, здравоохранения , прав и свобод других людей. Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовки. Запрет забастовки возможному лишь на основании закона. Указанное право реализовано в Законе Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

4.2.2. Социального права

Текущая ситуация

Статьями 46 и 48 Конституции Украины установлено право граждан на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработица из независимых от них обстоятельств, а также в старосты и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.

Пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которая является основным источником существование, должны обеспечивать уровень жизни, не низший от прожиточного минимума, установленного законом.

Принят Основы законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование, которые соответственно Конституции Украины определяют принципы и общие правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного государственного социального страхования граждан в Украине; Закон Украины "Про общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужило причиной потери трудоспособности", что определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного государственного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привело к потере трудоспособности или гибель застрахованных на производстве.

Закон Украины "Про общеобязательное государственное страхование на случай безработицы" определяет правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы как системы прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает обеспечение страховых выплат застрахованным лицам в случае безработицы.

Соответственно статье 45 Конституции Украины каждый, кто работает, имеет право на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня относительно отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, исходные и праздничные дни, а также другие условия осуществления этого права определяются законом. Законом Украины "Об отпусках" определен основы реализации этого права.

Право на жилье определен в статьи 47 Конституции Украины. Государство создает условия, за которые каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Гражданам, которые требуют социальной защиты, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления безвозмездно или за доступную для них плату соответственно закону. Никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда. Указанное право реализовано в Жилищном кодексе Украины, Законе Украины "О приватизации государственного жилого фонда".

Статья 49 Конституции Украины установила право любого на здравоохранение , медпомощь и медицинское страхование. Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медпомощь предоставляется безвозмездно. Существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена. Государство оказывает содействие развитию лечебных учреждений всех форм собственности.

Государство заботится о развитии физической культуры и спорта, обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие. Указанное право реализовано в Основах законодательства Украины о здравоохранении , Законах Украины "О лечебных средствах", "О донорстве крови и ее компонентов", "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку", "О предотвращении заболеванию на синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальная защита населения" и т.п..

Право на безопасное для жизнь и здоровье окружающей среды и на возмещение причиненной нарушением этого права вреда определен в статьи 50 Конституции Украины.

Любому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена. Это право реализовано в Законах Украины "О правовом режиме территории, которая испытать радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы", "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы", "Об охране окружающей естественной среды" и другими.

Право на образование установлен статьей 53 Конституции Украины. Полное общее среднее образование является обязательной. Государство обеспечивает доступность и безвозмездность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам. Граждане имеют право безвозмездно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.

Гражданам, которые належат к национальным меньшинствам, соответственно закону гарантируется право на обучение родным языком ли на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества. Это право реализовано законами Украины "Об образовании", "Про общее среднее образование", "О профессионально-техническом образовании".

Подписав 7 мая 1999 года Европейскую социальную хартию (пересмотренную), Украина определила целые в социальной сфере, на достижение которых будет направлять свои усилия. Учитывая, что эта хартия является универсальным международно-правовым документом в сфере защиты социально-экономических прав человека, и с целью его ратификации, ведется дальнейшая работа над усовершенствованием нормативно-правовой базы, согласованием законодательства Украины по вопросам социальной защиты с европейскими нормами

4.2.3. Культурного права

Текущая ситуация

Статьей 54 Конституции Украины гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных интересов, которые возникают в связи с разными видами интеллектуальной деятельности. Каждый гражданин имеет право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности; никто не может использовать или распространять их без его согласия, за исключениями, установленными законом.

Государство оказывает содействие развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом.

Культурное наследство предохраняется законом. Государство обеспечивает сохранение исторических памяток и других объектов, которые составляют культурную ценность, принимает меры для возвращения в Украину культурных ценностей народа, которые находятся за ее пределами.

За время, которое минуло после получения Украиной независимости, в сфере культуры и искусств приняты такие Законы Украины:

Основы законодательства Украины о культуре;

"О библиотеках и библиотечном деле";

"О музеях и музейном деле";

"Про профессиональных творческих работников и творческие союзы";

"О кинематографии";

"О благотворительности и благотворительных организациях";

"О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей".

Указанные Законы не содержат норм и положений, которые бы противоречило Конвенции о защите прав и основных свобод человека, то есть ограничивали право человека на свободу мысли, совести и религии (статья 9) и свободы выявления взглядов, получение и распространение информации и идей (статья 10).

В Комитете по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины длится работа с участием специалистов Министерства культуры и искусств Украины над такими проектами Законов Украины:

о внесении изменений в Основы законодательства Украины о культуре;

об организации гастрольной деятельности в Украине.

В процессе разработки указанных и других нормативно-правовых актов, которые разрабатываются в области культуры, учитываются требования относительно их соответствия нормам и стандартам Совета Европы

Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года) приоритеты (к подразделу 4.2 в целом)

Реформирование системы социального страхования. Обеспечение принятия с этой целью Законов Украины:

Про общеобязательное государственное медицинское страхование;

Про общеобязательное государственное пенсионное страхование;

Про общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением.

Реформирование системы охраны работы. Обеспечение принятия Закона Украины "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов о работе и охране работы".

Обеспечение принятия Семейного кодекса Украины.

Обеспечение принятия Законов Украины:

О дошкольном образовании;

О высшем образовании;

Об охране детства;

О государственной помощи семьям с детьми (новая редакция);

Про государственную социальную помощь;

О безопасном материнстве;

О неприбыльных организациях;

О художественном образовании.

Проведение в 2000 году Дня культуры Украины в Германии и в перспективе - в других государствах - членах ЕС.

Проведение Дней Европы в Украине.

Проведение в г. Киеве Международной конференции министров культуры "Культура и развитие на пороге третьего тысячелетия".

Подготовка проекта Соглашения с ЕС об участии Украины в Первой рамочной программе ЕС в области культуры.

Обработка Министерством культуры Украины вместе с Министерством иностранных дел Украины вопросов, связанных с открытием культурных центров Украины в странах - членах ЕС, в частности в Французской Республике

Долгосрочные приоритеты (2004 - 2007 года)

Адаптация социального законодательства Украины к нормативно-правовой базе ЕС, которое определяет правовые экономические и организационные основы социального страхования, соответствующие системы управления социальным страхованием.

Адаптация законодательства Украины в сфере культуры и искусств к нормативно-правовой базе ЕС в этой сфере

4.3. Гарантии и защита прав лиц, которые належат к национальным меньшинствам.

Текущая ситуация

Украина - государство с полиэтническим составом населения, которое вменяет в обязанность ее обеспечивать права не только титульной нации - украинцев, которые составляют большинство этого населения (72,7 процента), но и представителей других национальностей, которые имеют статус национальных меньшинств (27,3 процента от общего количества населения страны).

Законодательная база этнонациональной политики Украины, в том числе по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств, состоит из Декларации о государственном суверенитете Украины, Акта провозглашения независимости Украины, Декларации прав национальностей Украины, Конституции Украины, Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине" и других актов, принятых Верховной Радой Украины.

В статьи 3 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине" установлено, что к национальным меньшинствам належат группы граждан Украины, которые не являются украинцами за национальностью, проявляют чувство национального самоосознания и общности между собою. В соответствии с статьей 11 этого Закона граждане Украины имеют право свободно избирать и восстанавливать национальность. Принуждение граждан в любой форме к отказу от своей национальности не допускается.

Законодательство Украины гарантирует равенство конституционных прав и свобод и равенство перед законом всех граждан независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения (статья 24 Конституции Украины). Законом Украины "О национальных меньшинствах в Украине" определено, что граждане Украины, которые належат к национальным меньшинствам, имеют право соответственно избираться или назначаться на равных основах на любые должности к органам законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, в армии, на предприятиях, в учреждениях и организациях ( статья 9).

На основании статей 10, 11, 53 Конституции Украины, статей 6 и 7 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине", статей 25-29 Закона Украины об языках, в Украине гарантировано равное право на получение образования всем гражданам независимо от этнического происхождения. Изучение русского, крымско-татарского, польского, румынского, венгерского, болгарского, греческого языка, литературы, истории, культурных достояний многих других народов, которые компактно или традиционно проживают на территории Украины, каждый год утверждается как неотъемлемая составная учебных планов Министерства образования и науки Украины.

Статьей 3 Закона Украины "Об образовании" установлено, что граждане Украины имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных заведениях независимо от стати, расы, национальности, социального и имущественного состояния, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношение к религии, вероисповедание, состояния здоровье, местожительства и других обстоятельств.

Закон Украины "О национальных меньшинствах в Украине" гарантирует национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию (статья 6), в границах которой национальные меньшинства могут решать свои языковые, образовательные и культурные проблемы.

Существует потребность в расширении понятия национально-культурной автономии и в разъяснении механизма реализации прав национальных меньшинств на такую автономию с учетом Конституции Украины, других правовых актов. В связи с этим усматривается целесообразным разработка проекта Закона Украины о национально-культурной автономии национальных меньшинств в Украине.

Защита прав национальных меньшинств Украины гарантируется законодательством. В соответствии с частью второй статьи 24 Конституции Украины не может быть привилегий или ограничений за признаками расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, стати, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства , за языковыми или другими признаками.

В соответствии с Декларацией прав национальностей Украины (статья 1) дискриминация за национальным признаком запрещается и наказывается законом. Соответственно статье 3 Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине" любые ограничения прав граждан Украины относительно участия в местном самоуправлении в зависимости от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, стати, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, термина проживания на соответствующей территории, за языковыми или другими признаками запрещаются.

Законом Украины "Об объединении граждан" (статья 4) предусмотрено, что не подлежат легализации, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается в судебном порядке, если их целью является, в частности, разжигание национальной и религиозной вражды и ограничения общепризнанных прав человека. В случае совершения действий, предусмотренных указанной статьей, по представлению легализирующего органа или прокурора решением суда объединение граждан, что совершило такие действия, принудительно распускается (статья 32 Закона Украины "Об объединении граждан").

Конституцией Украины (статья 37) запрещается образование и деятельность политических партий, а также общественных организаций, программные цели или действия которых направленные на разжигания межэтнической, расовой или религиозной вражды. Аналогичное положение помещается в статьи 66 Уголовного кодекса Украины, которой предполагается ответственность за разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависть, унижение национальной чести и достоинства, а также ограничение прав или установления преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности или отношения к религии. Статья 3 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине" запрещает использование печатных средств массовой информации с целью разжигания расовой, национальной и религиозной вражды.

За инициативой общественных организаций национальных меньшинств статья 18 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине", в соответствии с которой любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан за национальным признаком запрещается и наказывается законом, в проекте его новой редакции, которая находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины, измененная на такую: любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан за национальной и расовой признаками, а также действия, направленные на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, запрещаются и наказываются законом.

В соответствии с статьей 13 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине", граждане, которые належат к национальным меньшинствам, свободные в выборе объема и форм осуществление прав, которые предоставляются им действующим законодательством, и реализуют их лично, а также через соответствующие государственные органы и создаваемые общественные объединения.

Права национальных меньшинств в Украине реализуются также через образованные ними общественные организации. Свои национально-культурные объединения образовали уже 39 этнических групп.

Украина присоединилась к основным международным договорам в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. В частности, Верховная Рада Украины ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, а также Международный пакт про гражданского и политического права, Конвенцию о дискриминации в области работы и занятий, Международный пакт про экономического, социального и культурного права, Конвенцию о предотвращении преступлению геноцида и наказание за него, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в сфере образования, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейскую конвенцию из прав человека, Конвенцию про права ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин.

С целью стабилизации региональной безопасности и развития межгосударственных отношений на основах взаимного доверия Украиной заключен ряд двусторонних соглашений с соседними государствами, в положениях которых предусмотрен также и сотрудничество в области защиты прав национальных меньшинств.

Краткосрочные (2000 - 2001 года) и среднесрочные (2002 - 2003 года) приоритеты

Утверждение Концепции государственной этнонациональной политики Украины.

Подготовка проекта Закона Украины о национально-культурной автономии национальных меньшинств.

Обработка вопроса создание в Украине Центра этнических исследований по возможным привлечением средств ЕС.

4.4. Защита информации о лице

Текущая ситуация

Технический прогресс в области информационных технологий, формирование баз персональных данных социального, финансового, правоохранительного и иного характера чрезвычайно заострили проблему защиты основных прав и свобод человека, в частности защиты частной жизни человека.

Статьей 32 Конституции Украины предусмотрено, что никто не может испытывать вмешательство в его личное и семейное жизни, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Не допускается собирание, сохранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без ее согласия, кроме случаев, определенных законом, и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Общие вопросы защиты информации о лице регулируются Законом Украины "Об информации".

Вопрос защиты информации о состоянии здоровья лица регулируются Основами законодательства Украины о здравоохранении , Законах Украины "О защите населения от инфекционных болезней", "О психиатрической помощи", "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы", "О предотвращении заболеванию на синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и социальная защита населения" и т.п..

Вопрос защиты информации персонального характера, который используется правоохранительными органами, а также при осуществимые правосудия регулируются Законами Украины "О милиции", "О прокуратуре", "О организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", "О статусе судий", "Об адвокатуре" и т.п..

Вопрос защиты банковской информации регламентируются Законами Украины "О банках и банковской деятельности", "О Национальном банке Украины".

Вопрос защиты информации о лице также определяются Законами Украины "Об органах регистрации актов гражданского состояния", "О телевидении и радиовещании", "О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине", "Об информационных агентствах".

Законодательством установлена криминальная и гражданско-правовая ответственность за нарушение порядка использование информации о лице.

Однако состояние нормативно-правовой базы не в полном объеме обеспечивает защита прав человека относительно выполнения положений статей 3, 32 и 34 Конституции Украины. Действующие на сегодня законы Украины по вопросам собирания, сохранение, использование и распространение информации о лице не имеют четкого и согласованного с европейскими стандартами определения понятие "данных о лице".

Немедленного просмотра и обеспечения дополнительной защиты нуждается в порядок ведения дел в разных сферах жизни и деятельности человека, связанных с сбором, использованием и передачей информации о лице. Это касается библиотек, ЖЕКИВ, отделов кадров по месту работы, медицинских и спортивных учреждений, а также ряда других учреждений и организаций, которые владеют любой информацией о лице.

Наличие значительного количества нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос защиты персональных данных, обусловила необходимость разработки проекта базового комплексного Закона Украины по этим вопросам - о защите персональных данных. На стадии обработки находятся проекты Законов Украины о контроле состояния информационной безопасности в сетях передачи данных и об электронном документообороте. Разработан проект Закона Украины о Государственном реестре физических лиц. Предполагается, что этот Закон будет определять, в частности, порядок собирания и использование персональной информации о лице.

Основным ориентиром для усовершенствования законодательства Украины по вопросам защиты персональных данных и ее приближение к соответствующему законодательству ЕС, кроме Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 года № 108, может служить Директива 95/46/ЕC Европейского парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 года о защите (прав) физических лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и о свободной передаче таких данных.

Краткосрочные приоритеты (2000 - 2001 года)

Подготовка к осуществлению соответствующих мероприятий, направленных на обеспечение такого уровня защиты прав физических лиц в связи с использованием персональных данных, который бы отвечал требованиям ЕС в этой сфере. Подготовка к подписанию Украиной Конвенции Совета Европы от 28 января 1981 года № 108 и проведение анализа соответствия законодательства Украины его требованиям с целью дальнейшей ратификации Конвенции

Среднесрочные приоритеты (2002 - 2003 года)

Обеспечение развития национального законодательства, которое регулирует вопрос защиты персональных данных, с целью ее приближения к законодательству ЕС:

подготовка на основании материалов, полученных в походке реализации краткосрочных приоритетов, рекомендаций относительно объемов и сроков адаптации законодательства Украины по вопросам защиты персональных данных к законодательству ЕС;

внесение к планам работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС проектов нормативно-правовых актов, предмет правового регулирования которых связанный с защитой персональных данных, а также подготовка выводов относительно возможных политических, экономических и социальных следствий принятия таких актов;

организация перевода актов законодательства ЕС, которые будут использоваться во время разработки соответствующих проектов нормативно-правовых актов Украины, внесенных в планы работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС;

разработка на основе Конвенции Совета Европы с 28.01.1981 года № 108 о защите (прав) физических лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и соответствующих норм ЕС проекта закона Украины относительно защиты персональных данных и обеспечение соответствующего уровня защиты информации о лице;

разработка, с учетом основных положений законодательства ЕС, других проектов нормативно-правовых актов Украины по вопросам защиты персональных данных;

анализ законодательства Украины по вопросам защиты персональных данных на предмет ее соответствия требованиям законодательства ЕС.

Долгосрочные приоритеты (2004 - 2007 года)

Достижение полного соответствия законодательству ЕС законодательства Украины по вопросам защиты персональных данных; внедрение этого законодательства и обеспечения такого уровня защиты информации о лице, которое отвечает уровню защиты в государствах - членах ЕС.

Разработка и реализация расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС в сфере защиты информации о лице и обеспечении мониторинга со стороны ЕК в этой сфере

Институционные потребности

Реализация этих задач будет требовать определение органа, который будет заниматься вопросами защиты информации о лице и будет обеспечивать координацию деятельности центральных органов исполнительной власти в этой сфере

Для достижения необходимого уровня институционной возможности, включая все аспекты, необходимо осуществить такие мероприятия:

организационно-методическое обеспечение:

создание эффективной системы проведения исследований относительно определения соответствия украинского законодательства в области защиты информации о лице законодательству ЕС, внедрение механизма быстрого доступа к результатам исследований по стороне всех органов государственной власти, определенных ответственными за адаптацию, с постепенным корректированием законодательного поля страны в направлении его приближения к соответствующим областям европейского права;

повышение квалификации и обучение специалистов, ответственных за осуществление мероприятий из реализации этой Программы:

создание на базе центральных органов исполнительной власти, к компетенции которых належат вопроса защиты информации о лице, структуре для осуществления надзора за соблюдением положений законодательства в этой области;

информационное обеспечение подразделов, ответственных за интеграционные вопросы:

создание на базе центральных органов исполнительной власти, к компетенции которых належат вопроса защиты информации о лице, базе данных законодательства ЕС и предоставление возможности всем органам государственной власти использовать ее для обеспечения надлежащего уровня защиты информации о лице;

создание или усовершенствование существующей технической и технологической базы:

обеспечение всех органов государственной власти, которые собирают и используют информацию о лице, необходимым компьютерным оснащением, оргтехникой, современными средствами связи, включая свободный доступ к сети Іnternet в объединении с пользованием по электронной почте, при условии надежной защиты информационных систем от несанкционированного вмешательства у них роботу

4.5. Общественная информированность

Текущее состояние

Украина достигла высокого уровня готовности к выполнению международных обязательств в сфере массовой информации и удовлетворения информационных потребностей общества. Национальные конституционные нормы и нормы законов о средствах массовой информации в целому отвечают европейской. Учитывая то, что общеевропейских правовых актов, которые бы регулировало деятельность средств массовой информации, на равные ЕС не существует, (кроме некоторых протокольных замечаний в телекоммуникационной сфере, в частности относительно общественного телевидения, которые можно было бы внедрить в национальное законодательство на стадии ассоциированного членства ли накануне вступления Украины к ЕС), гармонизация национального законодательства осуществляется соответственно резолюциям, рекомендаций и стандартов Совета Европы и путем присоединения к европейским конвенциям и программ.

Регулирование основных основ деятельности средств массовой информации осуществляется как конституционными нормами - статья 34 Конституции Украины, которая полностью отвечает статьи 10 Европейской конвенции из прав человека, которая гарантирует право на свободу мысли и слова, так и нормами Законов Украины "Об информации", "О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине", "О телевидении и радиовещании", "Об информационных агентствах", "Об авторском праве и сопредельного права", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальная защита журналистов", "О рекламе" и прочие.

Общенациональная поддержка курса интеграции Украины к ЕС, достижение понимания безальтернативности данного курса обществом возможные при условии тесного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, органов массовой информации, образования, культуры.

Рядом с другими направлениями европейской интеграции это прежде всего требует соответствующей ориентации деятельности средств массовой информации на освещение развития отношений между Украиной и ЕС, широкое всестороннее разъяснение значения европейского выбора Украины, обеспечение непредубежденного восприятия гражданами Украины европейской интеграции, а также регулярного информирования общественности про политические, экономические и социальные процессы, которые происходят в ЕС, отдельных его государствах - членах и странах - претендентах.

Не менее важным есть и донесение к правительствам и граждан стран-членов ЕС объективной, непредубежденной информации об Украине и ее достижениях на пути реформ.

В 1999 году на государственном уровне начаты мероприятия по общественной поддержке курса Украины на интеграцию к ЕС, начали действовать также соответствующие программы в отдельных областях Украины, в частности в Волынской, Луганской, Львовской, Одесской, Черкасской

Краткосрочные приоритеты (2000 - 2001 года)

Подготовка и распространение информационных материалов о стратегическом партнерстве Украины и ЕС.

Создание на государственном и региональном уровнях наставительно-познавательных телерадиопрограмм для овладения официальными языками ЕС широкими слоями населения.

Создание аналитических телерадиопрограмм из проблем внутреннего и внешнего обеспечения европейской интеграции, реализации СПС с участием государственных служащих и ведущих научных работников.

Внедрение в печатных средствах массовой информации постоянных рубрик для освещения процессов интеграции Украины к ЕС, межрегионального, трансграничного и пограничного социально-экономического сотрудничества.

Оптимизация государственной информационной инфраструктуры, распределения компетенции и координации ее деятельности. Организация и координация дои субъектов информационной политики, направленных на общественную поддержку курса Украины на интеграцию к ЕС и широкую общественную информированность об Украине и ЕС.

Сотрудничество в сфере массовой информации с международными организациями, Европейской Комиссией, ОБСЕ, Советом Европы и НАТО через их представительства в Украине, а также путем прямых связей, с привлечением ресурсов этих организаций на общие проекты.

Расширение взаимного доступа к информации, в частности к базам данных, на основе соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

Подготовка, обучение и повышение квалификации работников прессы, радио и телевидение

Институционные потребности

Кадровое и организационное обеспечения структурных подразделов Государственного комитета информационной политики, телевидение и радиовещание Украины, целесообразность которых связанная с решением вопросов евроатлантической интеграции.

Среднесрочные приоритеты (2002 - 2003 года)

Технологическое обновление национальной информационной индустрии и формирования собственных конкурентоспособных информационных ресурсов.

Создание единой информационной системы Украины.

Деятельность на региональном уровне - создание новых структур из изучения, распространение и использование материалов по вопросам интеграции Украины к ЕС; организация оперативного информирования комитетов информации и пресс-служб облгосадминистраций по вопросам деятельности ЕС.

Долгосрочные приоритеты (2004 - 2007 года)

Интеграция Украины в мировую информационную систему.

Ежеквартальное приложение
к информационно-аналитическому бюллетеню «Права Человека»
Харьковской правозащитной группы , http://www.khpg.org/

СВОБОДА ВИСЛОВЛЮВАНЬ І ПРИВАТНІСТЬ (СВіП)
№2(10) апрель-июнь 2001 г.
http://www.khpg.org/svip/0102/index.html
Перевод с украинского языка «Украины Шенгенской»

[an error occurred while processing this directive]

Украинская баннерная сеть
Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"