Домой Россия Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

45
  • Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

Топливный рынок России заявляет, что спрос на бензин в России в 2019 году упал до минимума за последние четыре года, однако Росстат, напротив, рапортует о росте этого показателя. Как считают экономисты, возможная причина кроется в том, что люди отказываются от автомобилей из-за дороговизны эксплуатации на фоне роста цен на бензин и прочих расходов. Что происходит и ждать ли нам нового подорожания бензина?

После масштабного роста цен на топливо в России в 2018 году население России сегодня наблюдает плавное, но устойчивое подорожание бензина. Между тем правительство всё ещё продолжает применять к этому рынку так называемое ручное управление, требуя от нефтяников заморозить цены. И если пока ситуация выглядит более или менее стабильной, то из-за резкого падения спроса могут начаться новые проблемы.

С 1 января правительство также продолжит увеличивать акцизы на бензин и дизтопливо, что неизбежно должно привести к росту цен на заправках. Экономисты говорят, что в условиях падающего спроса и растущей цены люди продолжат отказываться от автомобилей в пользу других видов транспорта, так как личная машина начинает обходиться слишком дорого, учитывая также транспортные налоги и прочие расходы.

Федеральная антимонопольная служба России оценила рост цен на автомобильное топливо в первой декаде 2019 года….

Если посмотреть на все эти факторы, то в реальной ситуации на топливном рынке России можно очень легко запутаться. Создаётся впечатление, что и в правительстве сегодня нет точного рецепта, как правильно разрешить все возникающие вопросы, но сохраняется намерение продолжать так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли и увеличивать налоги.

Падение спроса

О рекордном падении спроса на бензин в России написала газета «Известия» со ссылкой на исследование целого ряда аналитиков. Они заявили, что в 2019 году спрос упал до минимума за последние четыре года, или на 1% в сравнении с 2018 годом. Отмечается, что даже такой небольшой процент является крайне тревожным.

Для сравнения – в 2015 году, после того как годом ранее в отношении России были введены самые жёсткие западные санкции, спрос на бензин сократился на 1,9%. Что же происходит сегодня, когда против России нет никаких новых санкций, а рынок вроде бы детально и принудительно отрегулирован правительством?

В исследованиях аналитиков отмечается, что в реальности ситуация могла быть и ещё хуже, так как в июле 2019 года спрос падал на 1,4%, и лишь небольшой рост этого показателя в августе помог исправить статистику. А в профильном государственном ЦДУ ТЭК говорят, что спрос если и упал, то всего на 0,4%, и на эти данные также ссылается Минэнерго России. Росстат и вовсе сообщил о росте спроса на бензин в России в 2018 году на целых 2,9%.

Пока в заверения чиновников, что скачка цен на топливо не будет, верится с трудом

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа, на которой реализуется порядка 20-25% всего бензина, сообщает о падении спроса на 0,7%. Аналитики в целом связывают это с уменьшением потребительской активности жителей России. Фактически это означает, что люди стали покупать значительно меньше бензина и перестают пользоваться личным автотранспортом из-за удорожания его эксплуатации.

Так, реальные располагаемые денежные доходы населения за первое полугодие 2019 года (данные Росстата) показали снижение на 1,2% к тому же периоду 2018 года. И лишь в третьем квартале они показали небольшой рост на 0,2%, который, впрочем, не отыгрывает назад предыдущего падения.

Среди других предположений аналитиков – переход автолюбителей на более дешёвый газ. Это значит, что люди не перестают ездить и пользоваться машинами, но просто больше не нуждаются в бензине. В масштабах всей страны это также могло внести свой вклад в снижение спроса. Приводятся и цифры – в 2018 году потребление газомоторного топлива выросло на 9%, а за восемь месяцев 2019 года – ещё на 5%.

Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock.com

Наконец, примечателен и вопрос роста стоимости самого бензина. В 2018 году из-за резкого увеличения мировых цен на нефть, как заявляло правительство, произошёл рост так называемого экспортного паритета. Нефтепродукты стало гораздо выгоднее продавать за границу, чем сбывать на внутреннем рынке. Нефтяные компании тогда получили множество критических ударов, так как население вслед за заявлениями правительства стало винить их в росте цен на заправках.

Цены на бензин в России поползли вниз. Это стало следствием жесткого договора правительства и нефтяников,…

Вместе с тем от населения скрылась реальная причина роста цен – убыточность продажи бензина на внутреннем рынке из-за увеличения налогов на отрасль. Правительство продолжало тогда и продолжает сейчас налоговый маневр, который предусматривает увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы закрыть потери бюджета от экспорта нефти в Белоруссию. Параллельно в России продолжился рост акцизов, то есть кабмин, казалось, делал всё, чтобы помочь нефтяникам задрать цены.

В конечном итоге во избежание социального взрыва правительство решило надавить на нефтяников, пригрозив им заградительными экспортными пошлинами, и вынудило заморозить цены, смирившись с потерями. В нынешней ситуации, когда вдруг сообщается о рекордном снижении спроса, налоговый маневр и рост акцизов никуда не делись. Значит, цены продолжат рост.

Последовательная политика

Как рассказал в интервью Царьграду ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, данные о резком падении спроса являются весьма спорными, а продолжающийся кризис в нефтяной отрасли реально способен привести к социальному взрыву, если не будут предприниматься последовательные действия.

Тема о рекордном падении спроса на бензин возникла не из профессиональных заявлений. У нас есть два официальных источника о положении дел на рынке топлива. Один из них – это Росстат, который имеет право собирать эту информацию, хотя не имеет хороших специалистов в этой области, но обладает хорошей системой сбора и обработки. И если верить Росстату, то никакого падения спроса на бензин нет, а есть рост. Второй источник – это ЦДУ ТЭК. Это подразделение Минэнерго, и они тоже имеют права на сбор и обработку этой информации, но они пока не дают оперативных данных,

– сказал Танкаев.

Премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины, чтобы притормозить рост…

В 2014 году, когда против России были введены санкции, сильно просел рубль, уровень жизни в стране снизился, по словам эксперта, в 2,5 раза, однако одновременно с этим правительство России смогло произвести переоснащение армии.

«Нужно понимать, что это значительное сокращение уровня жизни привело и к сокращению потребления, вернее, к отсутствию его роста. Но поскольку у нас количество автомобилей выросло, то на единицу транспорта у нас потребление резко упало», – сказал Танкаев.

Эта ситуация, по его словам, в целом сохраняется и сегодня. Эксперт отметил, что уровень потребления топлива на душу населения в России в 3,5 раза ниже, чем в Канаде. Сравнение с этой страной является логичным, сказал он, так как речь идёт о схожем климате и больших расстояниях для перевозок.

То есть мы живём в три раза хуже, чем нужно. И восстановить это необходимо. Сейчас мы видим очевидные успехи в восстановлении российской армии, и теперь нужно бросить все силы на то, чтобы восстановить уровень жизни населения. Вместо этого занимаются повышением налогового бремени,

– сказал эксперт.

По его словам, в начале 2019 года были повышены акцизы на топливо, вырос НДС, вырос НДПИ, выросли тарифы на перевозку как сырой нефти, так и нефтепродуктов.

Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

Фото: Grigvovan / Shutterstock.com

Всё вместе должно было привести к новому витку роста цен на бензин и дизтопливо, однако этого не произошло, так как цены эти были заморожены.

Всё выше и выше стоимость бензина в России. А повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года повлечет за…

«По идее, эта ситуация должна была взорваться. Но не взорвалась, так как из Фонда национального благосостояния в госбюджет этого года была переведена сумма, соответствующая размеру акциза на бензин, то есть 450 млрд рублей из ФНБ перешли в госбюджет. Акциз не отменили, хотя это было бы самым разумным решением, но компенсацию всем участникам бензинового рынка, так или иначе, выплатили. В результате цены на бензин у нас в каких-то регионах даже чуть-чуть снизились, а в целом они удержались на разумном уровне», – сказал Танкаев.

Эксперт отметил, что акциз тем не менее не отменён, как и налоговый маневр. Это значит, что сейчас у правительства есть выбор: либо снизить нагрузку на отрасль, а это 75% в стоимости литра бензина, либо согласиться с тем, что цены на заправках будут расти, и принять социальные последствия такого решения, какими бы жёсткими они ни были.

«Есть серьёзные показатели, которые говорят о том, что люди волнуются. Это в том числе касается и цен на бензин, который во всём мире является социально значимым продуктом. Во всём мире руководство очень внимательно следит за уровнем цен на топливо», – отметил собеседник.

Долгожданное – случилось. После ультиматума, который поставил нефтяникам премьер Дмитрий Медведев, на…

Таким образом, взрыв на топливном рынке всё ещё возможен, ведь, по сути, сейчас сохраняются почти все факторы, которые ввергли эту отрасль в кризис в прошлом году. Население с тех пор отнюдь не стало богаче, а расхождение данных по падению спроса на бензин также свидетельствует о том, что не всё в порядке.

Участники рынка говорят об одних цифрах, хотя являются сторонами заинтересованными. Росстат и ЦДУ ТЭК показывают статистику мягче. Хотя ни то, ни другое пока не даёт ответа на вопрос об уровне роста цен на бензин.

Очевидно, что без последовательных решений по повышению уровня жизни граждан увеличения спроса ждать просто неоткуда, а если при росте акцизов и налогов вырастет ещё и цена бензина для населения, то ситуация может многократно осложниться.

Источник: https://tsargrad.tv