В 1971 году художник посетил Дальний Восток и расписал храм

Владислава Николаевна Романова Русская цивилизация 

В 2025 году в России отметили 120-летний юбилей известного ленинградского художника Анатолия Владимировича Трескина (1905-1986), восстановившего росписи многих царских дворцов после военной разрухи.
Наивысшее признание получили работы с его участием по восстановлению росписей Павловского императорского дворца. Помимо этого он возвращал утраченную живопись Мариинскому и Малому оперному театрам, Эрмитажу и Русскому музею. За свои труды Анатолий Владимирович был удостоен Государственной Премии и золотой медали Академии художеств.
В связи с юбилеем талантливого живописца в 2025 году многие интернет-издания проявили большой интерес к личности и творчеству Анатолия Владимировича. В Приморье тоже были открыты небольшие крупицы, связанные с творческой биографией художника.
В ходе исследования жизни архиепископа Иркутского и Читинского Вениамина (Новицкого) были изучены воспоминания священников, служивших под началом этого архиерея-подвижника в советские времена. Благодаря интервью протоиерея Михаила Кудина, являвшегося настоятелем Покровской церкви Уссурийска с 1971-го по 1973 год, стало известно, что в 1971 году Анатолий Владимирович Трескин с сопровождавшими его художниками, по приглашению отца Михаила, приезжал на Дальний Восток осмотреть достопримечательности края и создать с коллегами некоторые настенные росписи в Покровском храме Уссурийска (или Ворошилова, как тогда назывался город). До конца 1980-х годов это был один из четырех действующих храмов в Приморском крае помимо единичных церквей во Владивостоке, Сучане и Спасске-Дальнем.
Покровский храм в городе Никольск-Уссурийском был возведен и освящен в 1914 году, но расписан так и не был. Лишь летом 1971 года в церкви появились первые настенные живописные панно на евангельские темы. По свидетельству отца Михаила Кудина они были выполнены за 40 дней Анатолием Владимировичем Трескиным и художниками, приехавшими с ним.
На портале «Память Церкви» батюшка Михаил так вспоминает об этом: «Когда в Питере учился, я познакомился с художником Анатолием Владимировичем Трескиным, дважды лауреатом Государственной премии, золотым медалистом Академии Художеств СССР, такой художник маститый. Он восстанавливал Павловский дворец под Питером, который был после войны полностью разрушен, расписывал все залы этого дворца. Все петербургские дворцы он восстанавливал, расписывал. В том числе и в Зимнем Дворце, в Эрмитаже, он расписал более 30 залов. Всё это после войны было порушено, штукатурка отлетела, и ему пришлось это восстанавливать. А я познакомился с ним у нас в академии, пока учился. Он восстанавливал портреты митрополитов питерских. И когда он работал, я наблюдал за его работой. Это был настоящий художник высокого уровня. Я решил его пригласить в Уссурийск. Но никогда не думал, что он согласится. Взял его телефон и позвонил. Он с удовольствием согласился ко мне приехать: «Я никогда не был, это у меня мечта была!» Вот тут совпало, то, что у него было желание посмотреть. Всё-таки Японское море, Приморский край, уссурийские тигры, хребет Сихотэ-Алинь, Владивосток и сам Уссурийск, тут много достопримечательностей. И поработать там».
Сегодня в Покровском храме Уссурийска с тех далеких дней сохраняется масляная роспись на западной стене храма «Вход Господень в Иерусалим», а также утонченные изображения херувимов на потолке и темно-зеленый пояс с орнаментом из ярких роз по канту потолка. На основе воспоминаний протоиерея Михаила Кудина, ныне настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского поселка Стрельцы Тамбовской области, есть основания считать, что росписи, если не целиком выполнены именитым мастером А.В.Трескиным, то художниками-коллегами под его руководством.
Так, благодаря публикации воспоминаний и свидетельств очевидцев открываются новые интересные факты церковной истории советской эпохи.
Владислава Николаевна Романова, заместитель директора Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус»


Художник Трескин Анатолий Владимирович


Источник: ruskline.ru






