Домой Россия Золото передай, а не медные монеты

Золото передай, а не медные монеты

2

Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра Иерусалимского

Протоиерей Александр Шаргунов   Пастырская проповедь&nbsp

Сегодня праздник священства: память священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III век), и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского (IV век). Торжество Церкви, всех нас. Из года в год мы совершаем их память, и каждый раз удивляемся тому, что святитель Спиридон был простым пастухом и оставался им даже после принятия пастырского служения. Оттого, наверное, вся его жизнь, как у святителя Николая Чудотворца, расцвечена яркими чудесами. А священномученик Александр, получив освобождение из темницы, где он был заключен за исповедание веры, отправился во Святую Землю ко Гробу Господню, чтобы воздать сугубое благодарение Спасителю. И по откровению свыше был избран епископом Иерусалимской Церкви, которой он управлял в течение многих лет, прославившись, как сказано в его житии, книжным делом. Мученической кровью он запечатлел, что слова святых книг, которые он всю жизнь бережно собирал, — это его слова, его личное исповедание. И за эти слова он готов был пойти в темницу и на смерть.

Святитель Спиридон Тримифунтский, как и святитель Николай Чудотворец, почитаем церковным народом не только за его бесчисленные чудеса, но и за благодатное исповедание православной веры. Мы знаем, что на Первом Вселенском Соборе святитель Николай заградил уста нечестивого Ария, заушив его, а святитель Спиридон показал силу истинного исповедания, совершив великое чудо. Его можно уподобить чудесному слову «омоусиус», произнесенному на Соборе святым Афанасием Великим. «Омоусиус», а не «омиусиус» — единосущный, а не подобосущный. Это слово, как солнце, осветило тайну Пресвятой Троицы и тайну соединения Бога с человеком. Там, где Господь, жизнь всегда чудесна. Возьмите такое явление. Когда Церковь идет со Христом от Рождества к Пасхе, даже грудные младенцы обретают способность быть «телохранителями Христовыми», как называет их святитель Филарет Московский, чтобы защитить своего Господа, как это было в Рождество Христово. А также восклицать со всеми «осанна в вышних!», как это было при Его входе в Иерусалим. Кажется, невозможно обычно младенцам так восклицать, но разве это был обычный день? И Сам Господь сказал, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). И вот святитель Спиридон взял камень — плинфу — и сказал: «Смотрите!», и все увидели, как вверх из этого кирпича вырвалось пламя, вниз истекла вода, а в руках у него осталась глина. Этим он показал, что точно так же непостижимо сохраняется одно естество в Боге, и при этом существуют три Ипостаси.

Святитель Спиридон Тримифунтский изобразил как бы икону Бога, потому что сам был в Боге. И его проповедь на Первом Вселенском Соборе смогла перевернуть сознание искусного, красноречивого, очень образованного философа-язычника (на этот Собор были приглашены и знаменитые язычники). Этот философ сказал, что пока приводились различные доказательства в подтверждение истин Православия, он находил против них еще более искусные аргументы, но когда заговорил этот человек, из уст его изошла некая сила, которой он не может противиться. «Кто способен так мыслить, мне да последует», — сказал он.

Если бы святые отцы не отстояли эту истину, если бы нечестивый Арий одолел, то ни для кого бы не было спасения. Врата ада не одолеют Церковь. Но это значит, что до конца истории они будут пытаться ее одолеть. И, кажется иногда, что одолевают. Есть рассказ об одном епископе, впавшем в беспросветное отчаяние во времена большевистских гонений, который в ответ на чьи-то слова: «Врата ада не одолеют Церковь» сказал: «Уже одолели». Есть еще рассказ другого епископа о священнике, который внезапно умер, и предстал перед престолом Божиим. Не зная, что сказать в свое оправдание, он произнес: «Господи, я сорок лет стоял перед Твоим престолом», и услышал ответ: «Я тебя там ни разу не видел». Хотя ересь Ария была обличена, она еще долго продолжала волновать Церковь. Был период, когда только святитель Афанасий Великий — в Восточной Церкви и святитель Иларий Пиктовийский — в Западной Церкви исповедовали Православие. Сотни епископских кафедр были заняты еретиками, и почти вся Церковь стала арианской.

Но истина всегда побеждает, даже если исповедники истины остаются в абсолютном меньшинстве. Так было, например, в VII веке, когда один простой монах, преподобный Максим Исповедник, спас всю Церковь, в то время как не только епископы, но и четыре восточных патриарха оказались еретиками. Господь попускает порой быть таким испытаниям, чтобы мы знали, что только от Бога принимает Церковь истину, и только в верности Богу можем мы эту истину сохранить. Что бы ни происходило, Бог всегда силен рассыпать любую, как будто уже восторжествовавшую ложь.

Мы совершаем этот исторический экскурс, потому что речь всегда идет о судьбе нашей Церкви, о том, что происходит сегодня. Сегодня наша Церковь подвергается новым небывалым испытаниям. Уже не только католики и протестанты вследствие отступления от чистоты православия разрушают единство и крепость Церкви, а внутри самого православия происходит разделение. Мы знаем о преследовании православия на Украине, которое можно сравнить только с древними и большевистскими гонениями, о так называемой ПЦУ (Православной Церкви Украины), где в ложном единстве собраны для совершения таинств запрещенные в служении или даже нелегитимно рукоположенные епископы и священники. Судя по поддержке их иными Поместными Православными Церквями, можно сказать, что метастазы смертельной болезни распространяются по всему телу Церкви. Под предлогом псевдомиссионерства утверждается единство лжи с истиной. Но Бог стал человеком, чтобы посрамить «отца лжи» и спасти всех ищущих спасения. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы войти в непобедимую победу Креста Господня.

«Узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его», — говорит Господь. Но Он пришел, чтобы спасти всех.  В нашей памяти всегда должно быть Евангелие о чудесном лове рыбы воскресшим Христом на озере Тивериадском, символизирующем приведение ко Христу великого множества людей. Господь показывает прочность сети, заброшенной по Его слову по правую сторону лодки. Нити Божественных учений столь драгоценны, что от них зависит судьба каждого человека, всех народов. Всех когда-либо живших на земле. В Евангелии сказано: «И толико сущу не проторжеся мрежа». Если бы в боготканных словах святых отцов была хоть одна гнилая нить, если бы хоть одна нить порвалась, то не удержала бы эта сеть рыб, подаренных морем жизни. И никто бы не спасся. Если бы не было в Церкви таких святых, как священномученик Александр, епископ Иерусалимский, дважды принявший тюремное заключение за Христа, и увенчавший свою жизнь мученической смертью, если бы не было в ней бесчисленного сонма древних и новых мучеников, то как сохранила бы Церковь чистоту исповедания и верность истине?

Будем внимать этой тайне, будем со страхом Божиим исповедовать Символ нашей веры, принятый святыми отцами Вселенских Соборов. Будем молить Господа, чтобы Духом Святым, Которого Он обещал любящим Его, открывалась нам истина. Держи то, что имеешь, говорит Откровение, — золото принял, золото передай. Золото, а не медные монеты. Надо, чтобы Церковь никогда не потеряла свет Рождества и Пасхи Христовой, чтобы всегда были в ней люди, верные истине даже до смерти. Всем неложно принадлежащим Его Церкви обещает Господь венец жизни — вечное пребывание с Ним в Его славе.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru