Если бы он разработал только «Фольксваген Жук», его имя и тогда вошло бы в историю мировой автомобильной промышленности. Однако Фердинанд Порше строил все подряд: гоночные машины, электромобили, танки… Его фирма была основана 25 апреля 1941 г.
Порше родился 3 сентября 1875 г. в семье владельца ремонтной мастерской. Азы инженерного дела он постигал в Венском университете. Первые автомобили Порше, созданные на рубеже веков, были электрическими или гибридными. Один из последних получил Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 г.
Во время Первой мировой войны он проектировал моторы для дирижаблей и самолётов. После войны — гоночные автомобили.
Профессор в стране большевиков
В 1932 г. Порше получил довольно неожиданное приглашение совершить ознакомительную поездку по СССР. Все расходы — за счет приглашающей стороны. «Поначалу приглашение показалось нам настолько фантастичным, что мы едва могли говорить об этом всерьез, — вспоминал об этой истории сын конструктора Фердинанд Антон Эрнст Порше. — Однако очень скоро нам стало понятно, что все происходящее следует принимать действительно очень серьезно. Мой отец принял приглашение и отправился в исчерпывающую в информационном плане поездку по советским индустриальным центрам, включая тракторный завод в Сталинграде… Ему было позволено посетить любой интересующий его завод».
На самом деле ничего особенно удивительного в этом не было. На Западе свирепствовал экономический кризис, а СССР многим казался «тихой гаванью». К тому же индустриализация, на которую коммунисты не жалели денег, сзывала под свои знамена самых талантливых инженеров со всего мира. Порше предложили возглавить то ли двигателестроение, то ли автопром.
«Бесспорно, предложение было ошеломляющее, тем более что подразумевало все связанные с ним привилегии, — вспоминал Порше-сын. — Тем не менее отец от него отказался, объяснив это наличием языкового барьера, который в сочетании с бесчисленными трудностями такой ответственной работы в его 57 лет казался ему непреодолимым».
Так Порше не стал любимым конструктором Сталина и был вынужден довольствоваться той же должностью при Гитлере.
От «Фольксвагена» до «Швиммвагена»
Идея создания дешевого автомобиля, который может позволить себе любой работающий немец (volkswagen и есть «народный автомобиль»), родилась незадолго до прихода к власти нацистов. Именно Порше подал в министерство транспорта Германии «Меморандум о конструкции немецкого народного автомобиля». Гитлеру идея сразу понравилась. Что как не автомобиль на 2 взрослых и 3 детей ценой всего в 990 рейхсмарок мог стать реальным воплощением «германской мечты»? Это примерно 8 среднемесячных зарплат рабочего в 1936 г.
В 1938 г. начались работы по строительству завода по производству 150 тыс. автомобилей в год. Бюджетного финансирования не хватало. Для привлечения дополнительных средств создали схему предоплаты, по которой любой гражданин рейха мог еженедельно откладывать по 5 марок на специальный счет. Уплатив 750 марок, будущий покупатель получал номерной ордер, позволявший получить машину, как только она сойдет с конвейера. Однако к 1 сентября 1939 г. ни одной гражданской машины выпустить так и не удалось. А после начала войны завод перешел на производство штабных автомобилей «Кюбельваген» и амфибий «Швиммваген».
«Тигры», «Слоны» и «Мыши»
Порше принял участие в разработке танков. Вскоре после нападения на СССР КБ машиностроительных фирм, «Хеншель» и «Порше» было предложено поучаствовать в конкурсе по созданию тяжелого танка. К апрелю 1942 г. комиссия уже принимала образцы. Изделие «Хеншеля» победило: его ходовая часть оказалась и дешевле, и надежнее. У танка Порше прямо на полигоне загорелся двигатель. В итоге то, что мы знаем по фильмам как танк Pz VI «Тигр», оказалось гибридом: низ от «Хеншеля», башня от «Порше».
Конкурс породил еще одну боевую машину, известную у нас как «Фердинанд», а в остальном мире — как «Элефант». Это тяжелая противотанковая САУ на базе «тигриного» шасси Порше. Этих самоходок было изготовлено не более 100 штук, но они успели повоевать и в России, и в Италии.
С «Королевским Тигром» («Тигр» В) Фердинанду Порше повезло еще меньше — у него приняли только 50 башен. С 51-го танка на «Королевские Тигры» ставили башню разработки концерна «Крупп». Сверхтяжелый танк Porsche Typ 205, он же «Mаус» («Мышь», а не «Мышонок», как было принято называть эту машину в СССР), в серию вообще не пошел. Это парадокс, но создателю самого массового малолитражного автомобиля «Жук» — 21,5 млн экземпляров — принадлежит и самый тяжелый танк, когда-либо воплощенный в металле — 188,9 тонны.