Сюжет Национальные проекты
С 1 января 2022 года в России во всех регионах выдача листков нетрудоспособности осуществляется в электронном виде.
Благодаря нацпроекту «Здравоохранение» в больницах и поликлиниках продолжает создаваться единый цифровой контур. В учреждениях здравоохранения обновляется компьютерная техника, развиваются возможности телемедицинских консультаций.
В 2021 году 29,52 млн граждан (при плановом значении в 18,0 млн чел. на 2021 г.) воспользовались услугами в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.
974 968 (при плане 966 тыс. на 2021 г.) автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации.
Электронная форма листка нетрудоспособности появилась в России еще в 2017 году. Все это время гражданам были доступны и бумажная, и электронная формы больничного листа. С января 2022 года больничные стали выдаваться только в электронном виде. Медицинские организации оформляют электронные листки нетрудоспособности и загружают в информационную систему Фонда социального страхования. Автоматически гражданину в личный кабинет на портале «Госуслуги» приходит уведомление об открытии (затем и о закрытии) больничного листа. При этом не нужно информировать работодателя о временной потере трудоспособности, потому что информация, поступившая из медучреждения в систему Фонда социального страхования, доходит сама до места работы. Работодатель, используя сведения из базы ФСС, заполняет необходимую часть формы для расчета суммы социального пособия, после чего происходит начисление выплаты.
Так, в Республике Чувашия республиканская медицинская информационная система интегрирована с информационной системой Фонда социального страхования. На сегодняшний день электронные больничные выдают практически все медицинские организации, подведомственные Минздраву Чувашии. В 2021 году уже 98% больничных листов для жителей республики оформлено в электронной форме.
В Самарской области за 2021 год более 800 тысяч жителей воспользовались услугами в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг. Кроме того, всем жителям региона доступна дистанционная запись на прием к врачу через Единый контакт-центр. Этим ресурсом воспользовались за год также более 800 тысяч жителей губернии. Более 4,5 млн записей на прием к врачу, оказание неотложной медицинской помощи было сделано в 2021 году по телефонам регистратур медицинских учреждений. Для этого также использовались терминалы самозаписи граждан на прием к врачу.
В Тюменской области полностью готовы к переходу на электронные больничные листы. Об этом напомнил информационный центр правительства Тюменской области. По данным регионального департамента здравоохранения, область поэтапно переходила на электронную систему оформления больничных листов. Для этого была успешно внедрена единая медицинская информационная система. Она сократила затрачиваемое на оформление листка нетрудоспособности время. В 2021 году медицинские организации оформили 700 тысяч документов о временной нетрудоспособности, из которых 646 тысяч — электронные. Лицензии на выдачу больничных есть у 131 клиники.
В Вологодской области продолжается подключение фельдшерско-акушерских пунктов к скоростному интернету. В 2021 году расширить телекоммуникационные возможности удалось для 173 ФАПов во всех 26 районах. В итоге с момента реализации нацпроекта подключено к интернету 364 медучреждения в небольших населенных пунктах, что способствует повышению доступности и качества медицинской помощи. ФАПы оборудуются автоматизированными рабочими местами, которые объединены единой комплексной информационной системой. Это существенно расширяет возможности медицинских работников на местах. В информационной системе ведется запись к специалистам и вносятся сведения о состоянии здоровья пациентов.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения — одно из основных направлений нацпроекта «Здравоохранение». Оно нацелено на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.