Домой Россия Единая тайна нашего спасения

Единая тайна нашего спасения

5

Слово в день рождения святителя Николая

Единая тайна нашего спасения

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Единая тайна нашего спасения

Фото: pravoslavie.ru

Церковь празднует день рождения только двух людей: Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна. Но народное благочестие, народная любовь не могла не присоединить к ним святителя Николая Мирликийского за «неисчерпаемое чудес море», явленное в течение многих веков и особенно в России. Сегодня, 11 августа, день его рождения. И этот день памятен для нашего храма, носящего имя святителя Николая, событием, смысл которого будет актуальным для Церкви до скончания века. Отметим, что нынешняя государственная политика в нашей стране в вопросе сохранения традиционных ценностей совпадает с содержанием этого события. И противостояние постхристианскому Западу, готовому с помощью военной силы насаждать во всем мире свободу самого гнусного греха, можно сказать, вынуждает к принятию безотлагательных мер.

11 августа 2003 года суд полностью оправдал алтарников нашего храма, которые сорвали богохульную «выставку» в центре имени Сахарова. Эта выставка была своего рода вызовом, который можно сравнить с недавним открытием олимпийских игр в Париже. Масштабы воинствующего зла все более возрастают.  Перед нами — мерзкая харя нового большевизма, более замаскированного и изощренного, чем в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.

В последние десятилетия мы стали свидетелями в нашей стране беспрецедентных нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. На днях был обмен специфическими заключенными между Россией и Западом. Один из этих так называемых иноагентов по прибытии из России на Запад сделал заявление, что главная задача сейчас у них — укреплять в России внутренний фронт в борьбе за свободу. Что он имел в виду? Прежде всего продолжать антицерковные акции, подобные тем, которые уже получили широкий резонанс в мире. Мы знаем, что это были за акции. Приведем наиболее яркие примеры: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно, религия» (январь 2003 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года), панк-молебен в Храме Христа Спасителя (2012 год), поругание таинства венчания в одном из центральных московских храмов (2019 год),  пляски на Кресте известного эстрадного певца (2022 год). Всего не перечислишь.

Мы знаем, что одновременно с открытием в нашей стране новых храмов и монастырей в обществе шла необъявленная война против того, что проповедует Церковь, против заповедей Божиих. В течение многих лет совершалось искажение, удушение, рассечение сознания человека, подавлялись критерии добра и зла, которые служили нравственным ориентиром для предшествующих поколений. И в те годы, когда все было отнято у народа, посягнули устроители кощунств в центре Сахарова на его святыни. Отнять у народа Святая святых — значит не оставить для него ничего святого.

В истории человечества нам известно великое множество примеров ограждения святыни от поругания. Сам Господь наш Иисус Христос опрокинул столы меновщиков, которые сделали святой храм Божий вертепом разбойников, и бичом изгнал из храма торговцев. Святые пророки Божии, такие как Моисей и Илия, уничтожали идолов. Святые апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, как читаем мы в их житиях, разрушали языческие капища. Святые мученики, такие как великомученик Георгий Победоносец, мученик Евгений Трапезундский, мученик Полиевкт, мученицы Параскева, Татьяна, равноапостольная Нина, повергли на землю богомерзких бездушных истуканов. Их примеру последовали равноапостольный император Константин Великий и великий равноапостольный князь Владимир. Святая мученица Феодосия дева сбросила с лестницы воина-иконоборца, который намеревался осквернить святую икону на городской стене. В ряду этих святых, несомненно, стоит и святитель Николай, воинствующий за святую веру, и всегда спешащий на помощь всем защитникам православия. Неужели у кого-то повернется язык, чтобы обвинить Господа и Его святых в вандализме и хулиганстве? Если только найдутся люди, подобные тем иудеям, которые как будто на разбойника вышли на Христа в Гефсиманском саду с кольями и мечами, а затем кричали Пилату: «Распни, распни Его!»

Об этом можно говорить до бесконечности. Мы обратим внимание только на то, что враги Христовы просчитались, полагая, что им не будет дан надлежащий отпор. С юридической точки зрения враги Божии и враги Отечества совершили преступление, наказуемое по статье 282 УК РФ «Разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды». В этом смысле наши ребята исполнили то, что должен сделать каждый гражданин. Мы должны были их защитить. Но если смотреть глубже, не мы их должны были защитить, а они защитили нас. Если бы не нашлось в нашем городе шести праведников, он сгорел бы дотла в этом адском пламени.

Преступная провокация в центре им. Сахарова и другие подобные акции были организованы после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Нет, наверное, семьи, которой так или иначе не коснулись бы репрессии. Эту «выставку» устроили вскоре после торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских во взорванном и восстановленном храме Христа Спасителя.

Еще раз подчеркнем, какое значение имеет также общая атмосфера в мире, на фоне которой было совершено это кощунство. Зло все более возрастает. Верующие знают эту диалектику развития свободного творения: плевелы, не только пшеница, должны созреть до конца, прежде чем наступит жатва. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Все более организованным — большевизм и нацизм и в этом смысле были только репетициями. Благодаря современным технологиям, в одно мгновение оно может входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность заключается в отсутствии адекватного сопротивления злу. В отсутствии адекватной реакции на зло, в привычке к нему. Философии «смерти Бога» и «смерти сатаны» были только констатацией того, что человечество начинает терять чувство подлинного добра и чувство зла. Сегодня уничтожение тысяч людей ракетным огнем, демонстрируемое по телевидению, воспринимается слишком многими не более, чем компьютерные игры.

В Замоскворецком суде, где слушалось дело о наших алтарниках, «орудия преступления», то есть экспонаты кощунственной выставки, сравнивались с ножом, с кирпичом, с пистолетом. Я бы сказал иначе. Как международные террористы, захватившие ядерное или химическое оружие, угрожали бы существованию всей планеты, так эти преступники представляли, по крайней мере, не меньшую опасность. Потому что все в истории человечества решается, прежде всего, на духовном уровне. Как пророчески показал это на примере России незадолго до революции святитель Феофан Затворник: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь. Это значит — жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются. Потому что Бог поругаем не бывает».

Концентрация ненависти ко Христу и Церкви Его достигала на выставке очень высокой степени. Кажется, никогда еще в истории, кроме разве что послереволюционных кощунств, не было собрано сразу в публичном месте столько мерзости. Сам диавол собственной персоной присутствовал здесь. Особенно возмутительно было использование освященных икон. Для нас не имеет значения, что они были «ширпотребными и грошовыми», как писали защитники кощунств. Для верующих любая икона — святыня, оценивающаяся не деньгами, а Кровью Христовой. Как не имеет значения, деревянный храм или каменный. Поэтому надругательство над иконами абсолютно тождественно уничтожению храмов.

Наш долг назвать преступление своим именем, а не псевдонимом. В стране, где мы пережили страшное обесценивание духовных ценностей, невозможно оправдать этих преступников. Дать им возможность уйти от ответственности и тиражировать свои кощунства под прикрытием закона означало бы попытку навязать нашему народу вместо большевистского госатеизма демократический госсатанизм.

Пусть никто не строит на этот счет никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном. Мы всегда призывали всех православных, католиков, протестантов, а также мусульман и буддистов, всех верующих и неверующих во всем мире против этой опасности объединиться. Есть такая опасность, о которой незадолго до революции говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На одном конце деревни будут вешать, на другом будут говорить: до нас очередь не скоро дойдет». Еще раз напомним, как это было в России. Вначале надо было уничтожить духовенство, потом — дворянство, купечество, крестьянство. Потом устроители революции — переворота всех духовных и нравственных ценностей — стали истреблять друг друга. Вначале убивали православных, потом — католиков, мусульман, буддистов, раввинов, верующих и неверующих.

Экстремизм и сатанизм — наш общий враг. Это угроза человечеству и вызов всей цивилизации. Существуют некие непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из нее «человекоубийцу от начала». Ужасы Второй мировой войны и сотни миллионов жертв тоталитарных режимов, в том числе холокост, покажутся цветочками по сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.

Запомним это число, 11 августа, этот дар святителя Николая. Милосердие и верность истине и правде — единая тайна нашего спасения. В войне, которую мы ведем сегодня, не может быть компромисса с диаволом.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru