Домой Россия Спасёт ли нас Рука Всевышнего?

Спасёт ли нас Рука Всевышнего?

9

Юрий Михайлович Каграманов

Умиротворение Украины будет достигнуто, когда будет восстановлен судьбоносный «кряж» православия

Юрий Каграманов

Освободительный поход Русской армии на Украину 

Русская цивилизация 

 

Святая Русь! Обыкновенный разум
Судьбы твоей в себе вместить не может!
Н.Кукольник.
«Рука Всевышнего Отечество спасла»

Что Рука Всевышнего имеет касательства, выражусь так осторожно, к происходящему на Украине, всякому верующему человеку ясно. Но есть моменты, где эти касательства представляются особенно знаменательными.

Странная на свежий взгляд вещь – недоброжелательство, проявленное Киевом по отношению к России едва ли не с первых дней независимости. Вспоминается чьё-то, дореволюционное ещё впечатление: хохол не очень любит благодарить – чтобы не терять своего достоинства.

А ведь благодарить было за что: Москва безропотно даровала Украине независимость (могла бы и не дать – Горбачёв не дал бы, опираясь на результаты референдума 1990 года), да в каких роскошных границах: включая территории, подаренные УССР последовательно Лениным, Сталиным и Хрущёвым; в первом и третьем случаях населённые русским этносом. Украине был дан шанс, единственный в её истории: слепить жизнеспособное государство из наследства, полученного от советской власти. Она этим шансом не воспользовалась. И самоутверждалась она главным образом путём отрицания всего, что связано с восточным соседом.

Отчасти этих украинцев можно понять. Далеко зашло взаимопроникновение двух народов (или, точнее, двух ветвей одного народа, как многие, включая автора этих строк, считают), множество нитей, видимых и невидимых, связывают нас. Коль скоро свидомые заявили о своей особости, естественно, для них хотя бы некоторые из этих нитей порвать. Но оказалось, мало украинцам дистанцироваться от русских, необходимо ещё их презирать и ненавидеть. Такова была установка, принятая в СМИ и в деле образования разных уровней.

На такой закваске выросло поколение хунвейбинов на украинский лад, устроивших в феврале 2014 года на Майдане незалежности дикие пляски с воплями «Москаляку на гиляку!» (Это было ещё до событий в Крыму и на Донбассе, так что никаких поводов с русской стороны для таких проявлений враждебности не было). За что?

С этих дней Украина стала закисать, так сказать, дрожжами ненависти к русским. Как только не стали честить тех, кого вчера ещё считали братьями: «вата», «болото», «хтонь» – это были ещё цветочки, дальше пошли «одичалые», «недочеловеки», «орки» и т.п. Была применена тактика скунса: обдавать противника какой-то вонючей субстанцией. Самому себе скунс присваивал достоинство европейскости, чтобы пользуясь этой мнимостью, свысока смотреть на русских; хотя со времён Петра Великого Европа переместилась к северо-востоку от Украины в том смысле, что культура европейского уровня потекла туда из России.

С нашей стороны долгое время мало кто обращал внимание на все эти завихрения в украинской стороне. Но в какой-то момент стало невозможно не замечать, что с хохлами что-то происходит; в 2014 году, например, сцены Майдана показывали по телевизору. Первой реакцией было недоумение: что с ними стало? Но по мере того, как нагнеталось поношение русских, в свою очередь русские в ответ наливались гневом; который, начиная с того же 2014 года, находил и находит себе выход на полях боестолкновений.

Хотя в разжигании взаимных недобрых чувств непосредственными виновниками являются «ослы о двух копытах» родом из карпатских лесов, естественно посчитать, что без участия потусторонних сил дело здесь не обошлось. В первую очередь стрелка указывает на дьявола, который всегда и везде есть отец лжи. Но не стоит ли за ним в данном случае Бог? (Богословы допускают, что такое возможно в определённых случаях: Бог делает нужное дело руками дьявола).

Можно ведь представить, что СВО протекала бы иначе, что наши войска в считанные недели овладели бы Киевом и вышли к западной границе (многие именно этого ожидали, и у нас, и на той стороне). Война не разогналась бы до того ожесточения, какое наступило со временем, а самое главное, Запад не успел бы непосредственным образом вмешаться в ход военных действий, ограничившись невоенными контрмерами. Рискну предположить, что такое, «задержанное» развитие событий не отвечало Божьему замыслу, поставившему целью столкнуть Россию с миром Запада и в целом активизировать исторический процесс – наперекор либеральной установке на «конец истории».

Если это так, то на долю нашей страны выпадает задача исключительной значимости: защитить не только себя, но и само христианство, стремительно утрачивающее позиции на Западе (борьба за христианство ведётся и в Соединённых Штатах, но там это в основном ущемлённое христианство – это касается не только протестантства, но и католичества). Новыми обертонами усложнился хомяковский призыв к России: «О недостойная избранья, ты избрана!». Недостоинство нынешней России больше бросается в глаза в сравнении с тогдашней, но с другой стороны злая воля «буйных сил» (по Хомякову) уводит Запад гораздо дальше от христианства, чем это было в XIX веке.

Что касается нашего недостоинства, то оно, похоже, преодолевается, хоть и черепашьим шагом. Мне наше общество представляется сильно растянувшейся колонной, вначале которой идут умные, честные, смелые и всё больше религиозные, дальше по ходу движения колонны «качество» характеров постепенно снижается, а замыкают её глупые и злые, каковые во всяком обществе были, есть и будут.

Если ранжировать население по социальному и культурному признакам, то сегодня, как представляется, особую роль призваны сыграть так называемые «простые» – но догадливые в своей «простоте» – люди, у которых есть что-то общее с теми, которых в своё время Минин привёл под стены Кремля. Их, в частности, много среди тех, кого нам показывают военкоры на фронтах, и надо полагать, что вернувшиеся к гражданской жизни они, по крайней мере, некоторые из них, привнесут в неё какую-то свежую струю. А то, что называется элитой, которую в минувшие годы по какому-то недоразумению возглавили эстрадные певички и развязные блогеры, нуждается в обновлении и возвращении к более или менее традиционному наполнению этого понятия.

Сумеет ли авангард «вытянуть» остальную колонну – от этого зависит судьба России и ближайшее будущее всего «христианского материка». Будет успех – шторм прокатится по всей поверхности планеты.

А ближайшая, в пространстве и во времени, задача, урегулирование на Украине, требует виртуозного «оприходования» реальностей в тех частях Украины, которые окажутся под российским контролем; или всей Украины, если такая ей выпадет фортуна.

Психологически народ Украины ныне являет собою пёструю картину. Ещё в недавние времена тяготеющих к России здесь было очень много: по данным опроса, проведённого в 2010 году, до половины жителей страны допускали объединение с русскими в составе одного государства (это данные по стране в целом, естественно предположить, что на юге и востоке симпатизирующих нам было гораздо больше). Вехой стал Майдан 2014 года, когда националисты перешли к тактике уличного террора в отношении несогласных с ними. А осуществлённое в Одессе 2 мая «аутодафе» с последующими «шутками» о «шашлыках» и «жареных колорадах», которыми отметила это событие бывшая «столица юмора», показали, что во многих душах был проложен путь к «последней страшной свободе» поступать с ближним, как с жертвенным животным.

Начало военных действий привело к некоторой нивелировке умонастроений: игнорируя связь причин и следствий, пропаганда педалировала факт, лежащий на поверхности – «русские вторглись»; что должно было вызвать столь же бездумный, хоть порой и фуриозный «патриотизм». Последовавшая, после первых частных успехов, череда неудач неизбежно порождает «овнутрение» негативных эмоций, иначе говоря, перенаправление их на внутренние цели. Оно неизбежно усилится, если продолжится продвижение наших войск. Наиболее вероятным мне представляется конфликт лево-либеральных группировок с упёрто националистическими, или тем, что от тех и других ещё останется. Хотя возможны и диверсионные вылазки и целые партизанские движения против новой власти.

Ещё важнее, как поведёт себя интеллектуальная верхушка самостийной, поскольку таковая у неё ещё имеется. Здесь можно испытывать некоторые надежды: такие заметные интеллектуалы, как А.Баумейстер или А.Арестович (последний был советником Зеленского до того, как удалился в эмиграцию), похоже, пресытились самостийностью и испытывают определённое тяготение к России, которое не всегда удаётся им скрыть. (Я назвал только тех авторов, которых знаю, наверняка есть и другие, которых я не знаю).

Умиротворение Украины будет достигнуто, когда будет восстановлен судьбоносный «кряж» православия, на протяжении веков связывающий две ветви нашего народа; и все реки и ручьи будут стекать с него в нужные стороны.

И можно верить и надеяться, что Рука Всевышнего спасёт тогда наше большое, вернувшееся в прежние берега Отечество.

Юрий Михайлович Каграманов, культуролог, публицист, член редакционного совета журнала «Новый мир»

Источник: ruskline.ru