Домой Россия Религиозная амбивалентность?

Религиозная амбивалентность?

1

Почему Ленин был так страстно антирелигиозен?

Сергей Серафимович Луговской

 

Владимир Ильич Ленин&nbsp

Бывший СССР&nbsp

Религиозная амбивалентность?

Фото: zavtra.ru

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Об одном из основоположников марксизма, самом главном, есть интересная работа С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип». Другой основоположник, Ленин, в этом смысле ждёт своего исследователя.

Но сейчас нас интересует один аспект этой проблемы.

Общеизвестна антирелигиозность Ленина, не просто формальная, так сказать, «по должности», но страстная.

Это проявилось в целом ряде его работ, писем и т.д. Здесь и знаменитая статья «Лев Толстой как зеркало русской революции». И резкая отповедь Горькому в связи с его  «богостроительством». И многое иное.  Всё это уже не раз цитировалось, и нет смысла снова повторять эти кощунства.

А ведь учителя тов. Ленина – Маркс и Энгельс – также несомненные атеисты – относились к религии гораздо спокойнее. Тот же Маркс говаривал: «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков». И после этих слов – не «опиум для народа», а «опиум народа».

А болезненная антирелигиозность Ленина – гораздо менее стенична и более раздражительна.

Но тут снова вспоминается китайская мудрость: «ты сказал, и я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты стал настаивать, и я понял, что это неправда».

Нет, речь идёт не о вульгарном обмане в каких-то целях. Как говорится. Не его уровень. Скорее, речь идёт о том, что психологи бессознательного называют «сопротивлением и вытеснением». На бессознательном уровне Ленин был глубоко религиозным человеком. На сознательном уровне это выражалось в обострённом чувстве справедливости (как её понимают революционарии) и личном бескорыстии.

Но Ленин постоянно ощущал свою вытесненную религиозность, и это его раздражало, вызывало беспокойство. Поэтому резко выступая против религии, он так сказать, «кричал на себя», желая «доказать самому себе», что от религии он не зависим. Это была его личная трагедия.

Поскольку этот человек стал вождём революционной партии, а потом и лидером нашей страны, эта его амбивалентность нанесла большой вред и Церкви, и стране.

А что же его учителя? Маркс и Энгельс были гораздо менее религиозны даже на бессознательном уровне. Отсюда их более спокойное отношение к религии.

Сергей Серафимович Луговской, историк, Москва

Источник: ruskline.ru