Домой Россия Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шар

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шар

1

Обещания чиновников о “жизни до 120 лет” звучат красиво и будто бы обнадёживающе: государство якобы заботится о здоровье и будущем граждан. Но за этим фасадом скрывается куда более приземлённая тема. Пенсионная система в России трещит по швам: на одного пенсионера приходится лишь чуть больше полутора работающих, дыры в бюджете латать всё труднее, а реальные реформы подменяются простым повышением пенсионного возраста.

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что у граждан России есть потенциал жить до 100 и даже до 120 лет. Звучит красиво: мол, государство заботится о здоровье, о продолжительности жизни, о будущем. Но в реальности подобные заявления звучат как тревожный звоночек: если официально признают, что «жить будем дольше», значит, рано или поздно кто-то из чиновников выйдет к микрофону и скажет: раз так, пенсионный возраст опять нужно повышать.

Логика, конечно, циничная. Сначала нам подняли возраст в 2018 году — под фанфары и лозунги о «необходимости». Объясняли, что «иначе денег не хватит». Теперь готовят почву: если жить до 120, то зачем давать пенсию в 60–65? Пусть работают дольше, ведь «ресурс у организма есть».

И главный вопрос здесь не про биологию и не про гены. Главный вопрос — кто будет платить за эту «долгую жизнь»? Государство или опять только сами граждане, которым каждый раз объясняют: денег нет, зато есть у вас здоровье, работайте до гроба.

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шарГоликова бросила пробный шар: если жить до 120, то зачем давать пенсию в 60-65? GIF: видео с ТГ-канала Zloy Proof

Пенсия как квест: главный приз — дожить

Российская пенсионная система сейчас — это не гарантия спокойной старости и даже не «заслуженный отдых». Это больше похоже на лотерейный билет, где главный выигрыш — дожить до пенсионного возраста, а если не дожил, то государство тихо вычёркивает тебя из списка обязательств.

И это не чёрный юмор, а сухая математика: система устроена так, что ей выгоднее, когда пенсионеров меньше, чем когда их больше.

В советские годы всё работало, потому что на одного пенсионера приходилось трое-четверо работающих. Деньги текли рекой, и можно было без особых проблем содержать миллионы пожилых людей. Сегодня картина обратная: трудоспособных становится меньше, пенсионеров — больше, а формула «одни содержат других» превращается в механизм, который скрипит на каждом шагу. Сейчас на одного пенсионера приходится чуть больше полутора работников, а через десять-пятнадцать лет, если верить прогнозам Росстата, соотношение станет почти один к одному.

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шар

Будущее наступило. На русских пенсионеров. Расследование Царьграда

Власти эту арифметику прекрасно знают, но вместо реальной реформы, которая меняла бы саму структуру пенсионной модели, они в 2018 году выдали за «великую трансформацию» банальное повышение пенсионного возраста. Мужчинам — до 65 лет, женщинам — до 60. Официальное объяснение выглядело красиво:

Мы живём дольше, поэтому должны работать дольше». Фактический смысл был куда прозаичнее: «Платить не из чего, поэтому давайте вы пока подождёте и сами себя ещё немного прокормите.

А теперь цифры. Сегодня в России около 42 миллионов пенсионеров. К 2035 году их станет более 52 миллионов. Рабочая сила в реальности составляет не 72 миллиона, как пишут в статистике, а около 57 — потому что почти 15 миллионов находятся в «тени» и никаких взносов не делают.

Получаем картину: чуть больше одного работающего на одного пенсионера. Пенсионный фонд уже сегодня живёт на искусственном дыхании — в 2025 году почти треть его бюджета придётся на трансферт из федеральной казны, а это около четырёх триллионов рублей.

Власти любят рапортовать:

Мы спасли систему, обеспечили индексацию пенсий выше инфляции.

Но спасение в их понимании — это не реформирование, а отсрочка неизбежного краха. Подобно врачу, который не лечит болезнь, а просто выписывает пациенту новые обезболивающие. Они перекладывают проблему дальше, на десять лет вперёд. И все понимают, что через десять лет разговор начнётся заново: денег нет, что делать? Ответ будет предсказуемым: опять поднять пенсионный возраст — на этот раз до 67, а потом и до 70.

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шарНас обманывали четыре раза. Главные провалы пенсионной системы. Скриншот Царьграда

Именно поэтому нынешняя пенсионная система — это не решение, а циничная игра на выживание, в которой государству сугубо арифметически выгодно, чтобы многие до пенсии просто не дожили. Потому что тогда расходы сокращаются сами собой. И в этом трагикомизм ситуации: у нас пенсия превращается не в социальную гарантию, а в личный квест, в котором главный приз — прожить дольше, чем хотел бы Минфин.

Можно, конечно, говорить о налоговых стимулах, которые выводят зарплаты из тени, о долгосрочных инвестициях в демографию, о повышении производительности труда. Но для этого нужно мыслить не категориями «как закрыть дыру бюджета сегодня», а категориями десятилетий. Финансовые же власти привыкли решать задачи здесь и сейчас, потому что стратегическое мышление у нас заменено на тактическое.

И потому у этой истории есть только один финал. Пенсионная система в её нынешнем виде рухнет — не завтра, не через год, но неизбежно. Вопрос лишь в том, сколько ещё раз за это время нам поднимут пенсионный возраст и сколько миллионов людей так и не доживут до своей «заслуженной пенсии».

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шарИнфографика Царьграда

Смешанная модель или похороны системы

Выход на самом деле лежит на поверхности. Россия должна переходить хотя бы к смешанной модели, где у человека есть личный пенсионный счёт. Деньги перестают растворяться в бездонном ПФР, куда их закидывают миллионы людей. Они становятся персональными накоплениями, которые учитываются и инвестируются. Это решает сразу несколько задач.

Во-первых, появляется прозрачность. Ты понимаешь, что платишь не в чёрную дыру, а на свой счёт, и завтра никто не скажет: «Денег нет, но вы держитесь».

Во-вторых, государство получает источник длинных и дешёвых денег. Пенсионные накопления — это колоссальный ресурс. В ряде стран объём активов пенсионных фондов составляет десятки процентов ВВП. В США — больше 100% ВВП, в Японии — около 80%, в Канаде — более 90%. У нас же — около ноля, потому что накопительная часть была заморожена ещё десять лет назад.

А теперь представьте, если даже часть этих денег направлять в развитие инфраструктуры. Сегодня только на Восточный полигон — расширение БАМа и Транссиба — нужно более 700 миллиардов рублей, и проект тормозится из-за нехватки финансирования. Или возьмём модернизацию энергосистемы Дальнего Востока, или проекты по глубокой переработке сырья и микроэлектроники. Все эти проекты требуют «длинных денег», которых в российской экономике хронически нет. Банки дают кредиты максимум на 3–5 лет под двузначные проценты. Государство вынуждено занимать через ОФЗ. А ведь пенсионные накопления идеально подходят для таких задач: они вкладываются на десятилетия и приносят доход гражданам в будущем.

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шарИнфографика Царьграда

Но здесь есть определяющий момент. Здесь не должно быть никаких «рынков частных НПФ» и сотен контор с красивыми вывесками. Потому что мы прекрасно знаем, чем это заканчивается. Дело НПФ «Открытие» — лучший тому пример. Огромный негосударственный пенсионный фонд, сотни тысяч клиентов, рекламные кампании про «надёжность». Итог? Практически 10 лет назад деньги вывели в офшоры, активы обесценили, а ключевые менеджеры, включая экс-главу банка Вадима Беляева и его ближайших соратников, благополучно покинули Россию и обосновались в Лондоне. Люди остались с дырой вместо накоплений, а государству пришлось латать последствия, печатая 500 млрд рублей для спасения «Открытия».

Дожить до пенсии уже не успеем? Власти бросили пробный шарЛюди остались с дырой вместо накоплений, а государству пришлось латать последствия, печатая 500 млрд рублей. Скриншот Царьграда

В сухом остатке

Именно поэтому пенсионная реформа должна идти через государственный фонд. Управлять деньгами может только государство — с контролем, жёсткой отчётностью, надзором Генпрокуратуры.

И, соответственно, гарантом выплат тоже должно быть государство, а не какие-то «инвестиционные гении», которые завтра улетят в бизнесджетах на Запад. Только так можно одновременно сохранить доверие граждан и использовать накопления как инструмент развития экономики.

Но здесь возникает вопрос политической воли. Потому что смешанная модель — это не про очередную отсрочку. Это глубокая реформа по созданию новой системы, где деньги не исчезают, а работают: на человека, на страну, на будущее. И в этом её принципиальное отличие от нынешней схемы, которая тащит нас к краю пропасти.

Источник: https://tsargrad.tv