Шума много, эмоции зашкаливают, всем интересно, зачем Афганистан бьётся с Пакистаном, ядерной державой. А тут ещё примешивается флёр: "линия Дюранда"! Что происходит?
В СМИ и блогосфере читаем: «Тяжёлые (как вариант – «ожесточённые») бои идут вдоль всей линии Дюранда». «Силы талибов перешли в решительное наступление». Обе страны «активно используют тяжёлую технику». «Динамика конфликта нарастает с пугающей скоростью», он «рискует перерасти в полномасштабный приграничный конфликт» и «затяжное противостояние с непредсказуемыми последствиями для всей Центральной Азии».
Эти громкие заявления вроде бы подкрепляются фактами: ВВС Афганистана нанесли авиаудар по пакистанскому городу Лахор. Афганские силы уничтожили несколько пакистанских блокпостов на линии Дюранда. На ряде её участков пакистанцы отступили вглубь своей территории, захватив в то же время 19 афганских погранпунктов на других. Афганский телеканал TOLO сообщил о гибели 12 пакистанских военных и пяти пленных. Al Jazeera пишет о более серьёзных потерях убитыми у сторон. У пакистанцев якобы 58 солдат (они признают 23 погибших). У афганцев – более 200 боевиков «Талибана» и членов связанных с ним группировок.
Воздушная атака Талибана на пакистанский город Лахор. Видео: ТГ-канал TOLOnewsطلوع نیوز
Также сообщается со ссылкой на заявление Минобороны Афганистана, что талибам удалось поразить объекты, с которых запускали дроны в Афганистан, а также центры, связанные с ИГИЛ*. В Пакистане в свою очередь трубят о больших потерях с афганской стороны – минимум десятки убитых афганских военных и проч.
А тем временем…
Вчера ночью обе стороны сделали заявления, позволяющие надеяться, что столкновения вскоре прекратятся и большой войны не будет.
В частности, Минобороны Афганистана опубликовало в своём аккаунте в X сообщение об окончании «успешной операции возмездия» в Пакистане:
Сегодня вечером вооружённые силы Исламского Эмирата Афганистан в ответ на неоднократные нарушения воздушного пространства Афганистана пакистанской армией и воздушные удары по территории Афганистана провели успешную операцию возмездия против центров пакистанских сил безопасности вдоль линии Дюранда. Эта операция завершилась около полуночи.
«Странности» и «конспирология»
Лишь немногие обратили внимание, что «информационный фон явно мощнее реальных событий», хотя это «было сразу видно невооружённым глазом». Полностью согласен с написавшим это в своём ТГ-канале Юрием Подолякой. Он также добавил, что «всё началось с довольно странного (по логике) удара 9 октября со стороны пакистанской территории по афганским военным» и что «никто специально к этому точно не готовился», раз оба государства только после начала стрельбы начали стягивать к линии противостояния свои войска.
Глава МИД Афганистана Амир Хан Муттаки требует «не испытывать мужество афганцев». «Талибан» перебрасывает дополнительные подразделения на границу с Пакистаном, где начались бои. Видео: ТГ-канал TOLOnewsطلوع نیوز
Как специалист по Южной Азии готов объяснить все «странности» этого конфликта, которые непонятны тем, кто не в теме. Тут нет никакой конспирологии, которую увидели некоторые, даже обычно очень вдумчивые наблюдатели. Типичный пример: «Когда Мунир (фельдмаршал, возглавляющий ВС Пакистана – прим. ред.) слишком часто бывает в США, где-то в Пекине расстраивается китайский генерал, и Афганистан…».
Или что это некая «ответка» на недавнюю похвалу талибов президента России Владимира Путина:
Мы видим сегодня, что действующие власти Афганистана проявляют готовность к взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах, в том числе это касается и борьбы с терроризмом и наркомафией.
Дело в другом. Чтобы понять суть происшедшего, надо посмотреть, с чего начался конфликт, о чём почти не пишут.
Откуда «ноги растут» на самом деле?
Стартом событий стала атака в четверг вечером пакистанским беспилотником бронированного внедорожника в Кабуле и уничтожение находившегося в нём главы пакистанских талибов Нур Вали Мехсуда, которого Исламабад считал опасным террористом. Согласно ссылающемуся на источники телеканалу Amu TV, он погиб. Вместе с ним, по сообщениям, находились и ещё несколько лидеров пакистанских талибов, которые, вероятно, тоже пострадали.
Нур Вали Мехсуд, лидер пакистанской группировки «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), убит в результате удара беспилотником, нанесённого в Кабуле в четверг вечером. Скриншот: AmuTV
Кроме того, ВВС Пакистана в ночь на пятницу нанесли удар по рынку на востоке Афганистана. Могу предположить, что били по партии оружия, которую готовились переправить через линию Дюранда на пакистанскую сторону. Ни Кабул уже очень давно, ни пуштуны в целом вообще никогда не признавали эту разрезавшую их по живому на части линию, проведённую в 1893 году британским колониальным чиновником, границей между Афганистаном и Пакистаном.
Важнейший нюанс, объясняющий, почему Исламабад решился на столь резкий шаг: эти атаки произошли на фоне визита и.о. министра иностранных дел талибов Муттаки в Индию для проведения переговоров на высоком уровне по вопросам двусторонних отношений и региональной безопасности. Это вообще первый официальный визит высокопоставленного афганского чиновника в Индию с момента прихода талибов к власти в Афганистане.
Очевидно, что Исламабад заподозрил, что Индия, проигравшая Пакистану недавний пограничный конфликт, собирается воспользоваться пакистанскими талибами для создания их руками максимальных проблем во взрывоопасном районе своему врагу, и решил предпринять превентивные меры. Угроза талибанизации населённой пуштунами части Пакистана вообще очень серьёзна.
Кадры авиаударов армии Пакистана в приграничных районах Афганистана и нанесение ударов по военным базам Талибана. МВД Пакистана считает, что «Афганистан играет в игру огня и крови». Видео: ТГ-канал TOLOnewsطلوع نیوز
Дело в том, что именно Пакистан – и наверняка по совету англосаксонских друзей – создал в своё время на своей территории радикальное фундаменталистское движение «Талибан» для установления контроля над Афганистаном. С тех пор много воды утекло, талибы, как и созданные в своё время с похожими целями Западом для России большевики, разочаровали во многом своих создателей, прочно стали властью в соседней стране.
И пакистанцы теперь боятся, что их вышедшее давно из-под контроля создание (так было в своё время и у Индии с «Тиграми освобождения Тамил илама») станет претендовать на лояльность со стороны пуштунского населения их собственной страны. Весьма рыхлой, так как состоит она из более-менее сепаратистски настроенных провинций, которые держат в ежовых рукавицах армия, спецслужбы и объединяет – помимо слабой экономики – только ненависть к Индии. Талибы, будучи пуштунской группировкой, в целом не заинтересованы во внешней экспансии – им интересны только пуштуны.
Индия и Пакистан воевали друг с другом много раз, в том числе трижды по-крупному. Фото: Global Look Press
Это-то, повторим, и страшит Исламабад, который опасается, что вместо разрозненных и нередко враждующих друг с другом пуштунских племён на пакистанской стороне 2640-километровой линии Дюранда в будущем окажется скреплённый талибами пуштунский монолит, который может запросто решить отделиться, подав пример провинциям Белуджистан, Синд, Пенджаб…
Понятно также, что Индия, сцепившаяся с Пакистаном из-за Кашмира, территориальная принадлежность которого ими оспаривается, будет готова многое сделать для того, чтобы такое произошло. Задача же Исламабада – любым способом не допустить этого.
Почему «вспылили» талибы?
Итак, «странность» пакистанских ударов мы объяснили. Настала очередь жёсткой афганской реакции. Почему Кабул пошёл на пограничный конфликт с соседней ядерной державой?
Талибов возмутило, что пакистанцы ударили прямо в их столице с БПЛА по их гостю и соплеменнику. Фото: ТГ-канал @mardom_af
Тут дело в том, что афганцы – невероятно гордый народ, и талибы точно такие же. Их несказанно возмутило, что пакистанцы пошли на такую наглость – ударили прямо в их столице с БПЛА по их гостю и соплеменнику. Поэтому они осуществили спонтанные нападения на соседнюю страну по всей линии Дюранда и даже нанесли удары с воздуха по целям, которые, по их мнению, имели отношение к пакистанской атаке. Они дали тем самым Исламабаду понять: мы не принимаем такого вашего поведения, у вас будут большие проблемы, если такое повторится. Афганцы, дескать, всех победили и вас победят, если ещё сунетесь.
Судя по примирительным заявлениям сторон, что они не желают углубления конфликта, и Кабул, и Исламабад «считали сигналы» друг друга.
Что будет дальше, посмотрим, но сейчас к войне обе страны не готовы. К тому же она совершенно не нужна их союзникам, которые наверняка прилагают закулисно все силы, чтобы погасить конфликт.
Что с того?
Итак, чего ожидать? Всё будет, скорее всего, так, как между тем же Пакистаном и Ираном, имевшим в январе прошлого года приграничный конфликт из-за трансграничной контрабанды и этнотерроризма: постреляли немного друг в друга и помирились, чтобы не доставлять радости своим врагам. Был инцидент такого рода и у Ирана с Ираком, в курдской части которого слишком вольготно стали чувствовать себя спецслужбы Израиля.
Поэтому, как видим, ситуация с «обменом любезностями» между Афганистаном и Пакистаном для мусульманских стран региона не уникальна. Хотя потенциал вражды между ними имеется и есть заинтересованные стороны, чтобы его разжигать. В данном случае это США, Британия и Индия, для которой Пакистан – экзистенциальный враг, также делающий ей всевозможные пакости – и не только в Кашмире.
Однако в погашении конфликта сильно заинтересованы Китай и Россия. Обе страны, особенно первая, не только давний союзник Пакистана, помогающий ему во всех областях (во многом на почве соперничества с Индией), заинтересована также в хозяйственном освоении Афганистана. Россия тоже в этом заинтересована. И Пекину, и Москве нужен стабильный Афганистан, откуда, кроме того, не исходила бы угроза терроризма и контрабанды наркотиков. Талибы вполне это обеспечивают. Поэтому стрельба на линии Дюранда – это ненадолго.
*ИГИЛ («Исламское государство») – террористическая организация, запрещённая на территории России.
Источник: https://tsargrad.tv