Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов Пастырская проповедь 

Фото: из личного архива автора
«Верите ли вы в существование сатаны? На самом деле верите?» — задайте такой вопрос тем полуверам, которые в таинстве крещения отрекались от сатаны, но до сих пор не нашли дорогу в Церковь. Как правило, они медлят с ответом. Однако диавол — в моде. Какой успех на Западе на повороте к постхристианской свободе имел фильм «Экзорцист» и прочие псевдохудожества, смакующие мерзость сатанинскую! Всем известны слова, которые употребляют политики для дискредитации своих противников. Америка давно уже объявила Россию «империей зла», а сегодня называет ее не иначе как «исчадием ада». А исламский лидер Хомейни и его последователи еще раньше объявили Америку «большим сатаной».
Мы знаем, что на Западе, и не только, существуют рок-группы — открытые поклонники сатаны. Их адепты утверждают, что слушая записи их музыкальных композиций в обратном порядке, можно услышать гимн сатане. И существует «церковь сатаны», объединяющая вокруг себя бесноватые толпы. В Америке, например, в некоторых городах по заказу сатанинского храма установлены в публичных местах статуи Бафомету. А стотысячные манифестации гомосексуалистов и прочих извращенцев? СМИ сообщают о кровавых бойнях, вроде той, когда один молодой человек в Норвегии расстрелял около сотни людей. Или о массовых смертях на праздновании Хеллоуина в Сеуле. Или о расстреле мирных граждан украинскими нацистами. И все помнят прошлогоднюю трагедию в деловом центре «Крокус-сити» в Подмосковье. Эти ужасы время от времени повторяются — то в одной, то в другой части мира. И сегодняшняя война против России, по откровенному признанию ее вдохновителей и организаторов, идет под знаменами ЛГБТ и свободы от заповедей Божиих. Накал противостояния нарастает и угрожает уже всемирной катастрофой и гибелью миллионов, если не всего человечества. Потому что диавол — «человекоубийца от начала». Естественно задаться вопросом, не есть ли это в буквальном смысле бесовская одержимость? Масштабы и глубина зла, присутствующие в них, не могут дать иного объяснения этих преступлений. Никто не будет спорить, что зло существует. Ну а князь зла? Существует ли он?
Мы слышим в сегодняшнем Евангелии, как Христос изгоняет из человека легион бесов. Современные неверующие люди могут отрицать это событие вследствие его необычности. Было время, говорят они, когда эпилепсию, нервные и психические болезни часто принимали за бесовскую одержимость. Церковь различает эти явления, хотя постоянно напоминает, что в том и другом случае они связаны с отступлением от Бога. Но в данном случае для нас ясно, что Христос имеет дело в буквальном смысле с одержимым. Об этом в Духе Святом возвещает Евангелие. Только помраченное неверием сознание может ставить под сомнение чудесный характер дел Христовых. И среди прочего — знание Господом злых духов.
Что хочет сказать нам Слово Божие сегодня? Его цель — показать нам, как Христос возвещает Благую Весть не только Своим учением, но изгнанием злых духов, которое ведет к разумению Его учения. Слушающие проповедь Господа были потрясены. И у них были основания для этого. Это новое учение преподается со властью, не так, как это делали книжники. Они повторяли только то, чему их научили в школе раввинов. Христос не учился в этих школах. Он произносит не заученные слова. Не наизусть. И произносит их с властью, подобно великим пророкам. И с еще более несравненной властью. Для Христа Божественный закон имеет значение освобождения человека в соответствии с волей Божией.
Это новое потрясающее учение не может не поражать слушающих Его. Сила одержимости, которая так или иначе сокрыта среди них, должна быть разоблачена. Диавол чувствует угрозу, исходящую от этого слова, и противится Господу, Который, как сам диавол говорит, прежде времени начал его изгонять.
Одновременно нам открывается важный аспект Благой Вести: она освобождает. Христос освобождает слушающих Его от ига силы, которая держит их в плену только человеческих толкований и мелочных, не видящих главного, предписаний закона. Он пришел, чтобы освободить человека от зла и от диавола. Он вступает в сражение за человека, которое будет вести Его до Креста, где Он изгонит навсегда силы зла. Пусть услышит это сегодняшний мир, все более впадающий в рабство диаволу и при этом провозглашающий свободу как свою высшую ценность. Вместо свободы, которую дарует нам Бог, диавол хочет навязать человечеству свою свободу.
Да, мы поистине освобождены. Но до какой степени? Эта решительная победа Христа осуществляется во времени тем, как мы принимаем Благую Весть. Мы знаем, что победа уже одержана, но мы должны войти в эту победу, и сражение продолжается. Зная, что ему немного осталось времени, диавол бьет хвостом. Сегодня мы должны проверить на себе, как действует в нас Его сила освобождения. Все люди принимают участие в великой войне, которая идет от начала века. И в сегодняшней войне, которая имеет поистине апокалиптическое измерение, где бы мы ни находились, мы все должны осознавать себя мобилизованными на сражение против врага рода человеческого. Увидеть, где еще есть у нас связь со злом и с диаволом. Помнить, что диавол имеет к нам доступ только через наши грехи. Горе нам, если мы употребляем эгоистическую власть и насилие в наших отношениях с ближними и не стараемся быть для них слугой, как заповедует Христос. Живем ли мы в истине и правде с Богом и с другими людьми? Пусть эта Божественная литургия, которая по милости Божией сегодня снова нам была дана, станет нашим приобщением чудесам, явленным Господом нашим Иисусом Христом. Только ими мы можем получить освобождение от зла и смерти, от лжи и насильства диавола, и сподобиться дара быть свободными для служения Богу и людям. Только верностью Господу в истине и заповедях Его можем мы приобщиться Духу истины и любви. Ибо где Дух Господень — там свобода.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru






