Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов Пастырская проповедь 

Фото: из личного архива автора
Мы видим в сегодняшнем Евангелии две, как говорят теперь, экстремальных ситуации, которые близки к тому, что мы переживаем сегодня. В той и другой Господь дает Свою благодать и избавление — в каждой по-своему. В первой речь идет о двенадцатилетней девочке, которая умирает. Она мертва, и ее отец перестает просить Спасителя об исцелении. Во второй — женщина, страдающая течением крови уже двенадцать лет. Она хочет исцелиться. Вера ее так сильна, что она пренебрегает запретами закона — согласно Моисееву закону, она была нечистой. Преодолевая все преграды, тайно, чтобы не компрометировать Христа перед людьми, прикасается она к краю Его одежды.
Кого из этих людей напоминаем мы в наших нынешних экстремальных ситуациях? Эту женщину, которая проявляет такую необыкновенную настойчивость в желании прикоснуться ко Господу? Или этого человека, который уже ни на чем не настаивает, потому что его обращение ко Христу оказалось напрасным? В то время как Христос ради его дочери и ради него будет сражаться со смертью до победного конца. Для большинства из нас, вероятно, ближе первая ситуация. Потому что подобно кровоточивой женщине в исцелении нуждается — невозможно сказать наша Церковь, но то, что мы из нее делаем. Жизненно необходимо, чтобы Церковь, которую мы составляем, искала прикоснуться к своему единственному Господу, к своему единственному Спасителю. Церковь Божия, оттого что она дар Бога, начиная от Пречистой Девы Марии, — дева, не имеющая пятна или порока, или нечто от таковых. Она не связана союзом ни с какой властью, ни с какими ценностями, ни с какими достижениями этого мира. Если она это делает, последствия для нее бывают очень плохими.
Мы — эта Церковь, все, каждый из нас, со своим служением и на своем месте. Мы должны исполняться решимости никого не искать, кроме Господа, и желать с предельной настойчивостью прикоснуться к Нему. Как говорит апостол, наша жизнь хранима силой Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2, 20). Потому и может сила исходить из живого Тела Христова, которым должна быть реально Церковь для каждого из нас. Этому Телу живому сообщает жизнь с избытком благодать Начальника жизни.
Но это предполагает призвание нашей Церкви к новому просвещению людей, «вере ненаученных или от веры отвратившихся». Но чтобы реально, а не воображательно совершать просвещение мира, мы сами прежде всего должны обновиться. Это означает, что мы и те, кого мы хотим просветить, должны питаться словом Божиим, вместо того чтобы по привычке изо дня в день питаться продуктами средств массовой информации, какими бы они ни были, отравляясь ими, наполняясь духом мира сего, а не Духом Божиим. Дух Божий, и только Он, может дать нам увидеть все наши ситуации, как видит их Отец наш Небесный, как Христос видит их. Возможно ли быть христианином, не приобщаясь этому видению? Возможно ли привести к Церкви других, не будучи самому христианином?
Глядя взором истины, но также и любви, на все что происходит, на все что касается нас, мы можем начать учиться истинно относиться к другим, любить их Его любовью. Любить тех, кто смотрит на все по-другому, кто противоречит нам, тех, кто делает нам злое, думая, что делает доброе. Не заблуждения их любить, не их отвержение Церкви, не зло мира сего, а человека, созданного по образу Божию, призванного быть с Богом, чтобы исцелиться и стать живым. Потому что такими, несмотря на все наши немощи и грехи, Бог любит нас. Он любит нас, чтобы мы познали истину, увидели причину всех наших неисчислимых бед, и принесли Ему подлинное покаяние, чтобы мы любили Его, чтобы мы любили всех, кто хочет быть с Ним, безгранично — по дару любви, которую Он дает нам. Тогда с нами произойдет то, что произошло с отцом умершей девочки, когда Христос возвратил ей жизнь.
В нашей стране семьдесят или восемьдесят процентов крещеных, и большинство из них далеки от Церкви. Но Церковь для всех них — Мать. Она по-матерински относится ко всем своим детям, не исключая заблудших. Все — дети Божии, в том числе и те, кто «не двора сего», все призваны войти в Церковь Христову. И двенадцатилетняя отроковица сегодняшнего Евангелия — это, может быть, дочь нашей Церкви, как бы умершая. Как она, кто-то из наших детей только что умер, великое множество различного возраста наших соотечественников умерли. Но там, где Бог, ничто не потеряно. Они принадлежат Церкви, которой дан Дух Святой, жизни Податель. Господь дает нашей Церкви жизнь, прикасаясь к ней. Он берет ее, как умершую отроковицу, за руку, и это подобно тому как, сойдя во ад, Он выводит человечество из смерти. Мы знаем это изображение на иконе Воскресения Христова. Если бы мы научились, вложив нашу руку в руку Господню, брать друг друга за руку, наш Спаситель через нас передал бы сегодня многим умершим силу Духа истины, исцеляющую сердца. Не существует другого пути спасения от всех болезней и смерти наших самых близких и самых дальних.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru







