Стенограмма
выступления представителя Президента РФ А.А. Котенкова
17.10.2003г. по законопроекту
«Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ»
Председательствующий, Селезнев Г.Н.:
Пункт 17 повестки дня. Проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Доклад Александра Алексеевича Котенкова. Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.
Котенков А.А.: Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Президент РФ внес на рассмотрение ГД проект Федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ». Представленный законопроект определяет правовой статус основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, поскольку в настоящее время их юридическая значимость закрепляется только нормативными актами Правительства РФ, а также ведомственными правовыми актами. Порядок оформления, получения, выдачи, сдачи и изъятия основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в законопроекте детально регламентируется, что облегчит в дальнейшем борьбу с различного рода нарушениями установленного порядка оформления, получения, выдачи, сдачи и изъятия указанных документов.
В законопроекте указан перечень федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов, наделенных правом оформления основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Это позволит существенно стабилизировать миграционную ситуацию в стране, учитывать безвизовый порядок въезда лиц в РФ почти из всех государств, участников СНГ, осуществлять в полной мере правоохранительные функции. Наряду с этим расширен перечень органов государственной власти, наделенных правом изъятия основных документов, что в совокупности с проводимой в настоящее время в России заменой паспортов, призвано создать условия для приведения в соответствие неоправданно большого количества видов документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, которые находятся в настоящее время на руках у граждан РФ. Законодательно закрепляется необходимость изготовления бланков основных документов, имеющих систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки оформленных документов, а также определен порядок взимания государственной пошлины, платы за бланк основного документа. Определен исчерпывающий перечень сведений и отметок, содержащихся в паспорте гражданина РФ, что позволит защитить его интересы при решении социальных вопросов, будет способствовать оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
На законодательном уровне на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ возлагается обязанность по осуществлению контролю за сдачей основных документов, удостоверяющих личность гражданина. Данная норма направлена на пресечение преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, например, умерших граждан РФ.
Проект Федерального Закона дополнен указанными положениями в соответствии с практическим опытом деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность РФ, а также положением нормативно-правовых актов, регламентирующих в настоящее время данный вопрос.
Уважаемые депутаты! В ходе подготовки …э-э… к рассмотрению данного законопроекта возникал ряд вопросов, …э-э… которые, безусловно, сейчас будут подняты, и, упреждая …э-э… один из самых …э-э… животрепещущих, на мой взгляд, вопросов, я хочу дать пояснения по проблеме личного кода, …э-э… который содержится в паспорте каждого гражданина и упомянут в данном Законе. …Э-э… строка «личный код» имеется в паспорте каждого гражданина РФ, получившего паспорта нового образца. А я напомню вам, что уже более 120 миллионов граждан РФ получили паспорта нового образца, в которых содержится такая запись – «личный код»… А … именно эта запись, эта строка вызывает больше всего вопросов граждан и, в том числе, депутатов…
Что подразумевается под личным кодом?… Вообще-то …э-э… эта запись появилась на основании Постановления №828, Постановления Правительства РФ №828 от 1997г., утвердившего Положение о паспорте гражданина РФ…Э-э… В то же время по замыслу авторов …а-а… или разработчиков Положения под личным кодом подразумевался некий симбиоз из существующих ныне и разрабатываемых на будущее …э-э… кодификационных …э-э… различных знаков, обозначений …э-э… для граждан РФ, имеющих прежде всего социальную направленность. Речь идет о специальном коде Пенсионного фонда, …э-э… специальном идентификационном номере налогоплательщика, … индивидуальном номере налогоплательщика, ряде других предполагаемых социальных, … кодовых знаков, а также …э-э… то есть … предполагалось объединить все это в единый код, который будет применяться для всех социальных выплат и налоговых …э-э… и …и… …э-э… …ы… для налоговых целей… Этот код также предполагалось использовать в будущем как основу для электронной цифровой подписи гражданина при использовании таковой … Поскольку в настоящее время законодательно эти все разрозненные показатели не сведены в единый и основания для применения… …э-э… этой графы «личный код» не существует … мы предлагаем ко второму чтению упоминание о личном коде из Закона изъять, а поскольку такая строка в бланке паспорта гражданина РФ существует, эта строка не будет заполняться до того времени пока вы или ваши последователи, то есть пока законодатель не определит … каким же образом будет формироваться и использоваться личный код гражданина…
Если, так сказать, если такое законодательное решение будет принято, тогда мы внесем соответствующую поправку в Закон «Об основных документах…» А … в настоящее время эта строка, как бы предполагаемая, но неприемлемая…
Поэтому ко второму чтению мы эту строку из-за …, упоминание об этом из Закона уберем … ну … паспорта… поскольку 120 миллионов паспортов мы же теперь не будем изымать и менять, поэтому запись такая, … вернее, строка… графа такая в паспорте останется, но заполняться она не будет ….
Вот так, кстати, упреждая вопросы, я сразу отвечаю на этот вопрос, поскольку по другим элементам вопросов существенных не было. Благодарю за внимание.
Председательствующий, Селезнев Г.Н.:
Спасибо, присаживайтесь. Есть ли вопросы? Так. Пожалуйста, Анатолий Иванович Лукьянов.
Депутат ГД РФ А.И. Лукьянов:
Уважаемые депутаты! Я могу только подтвердить, что в значительной степени президентский проект совпадает с тем, который разрабатывался Комитетом по государственному строительству, разрабатывался с участием большого числа депутатов.
У мня вопрос к представителю Президента РФ: зачем записывать норму о том, что гражданин должен подать заявление, чтобы его национальность была определена в паспорте? Ведь это право записано в Конституции, его право определить свою национальность. Почему нужно здесь заявление? Почему недостаточно простого соображения, что нужно записать это, и все?
Председательствующий, Селезнев Г.И.:
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.
Котенков А.А.:
Уважаемые депутаты!
Дело в том, что записи в паспорте не могут осуществляться гражданином самостоятельно. Они осуществляются соответствующими органами, выдавшими основной документ, удостоверяющий личность. И известно, поскольку это вопрос очень щепетильный, что действительно Конституция запрещает …э-э… обязывать гражданина указывать свою национальность. В то же время вы прекрасно знаете, что очень много случаев, когда граждане, мягко говоря, возмущены, что национальность в паспорте не записывают… И чтобы снять, вот, возможные конфликтные ситуации, когда записывали вот ему национальность, а он бегает и стучится, зачем это сделали, я не просил. И, наоборот, гражданину не записали, он берет и своей рукой вписывает – это паспорт испортили. Поэтому, абсолютно формальная вещь, что в органы, выдающие основной документ, паспорт гражданина, человек пишет заявление: прошу внести мою национальность. В этом нет ничего, …э-э… предосудительного, но это шаг, подтверждающий его желание внести эту запись в паспорт, поскольку сам он не имеет права ее вносить туда…
Стенограмма
выступления депутата ГД А. В. Шульги
17.10.2003г. по законопроекту
«Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ»
Председательствующий, Селезнев Г.Н.:
Пункт 18 повестки дня. Проект федерального закона «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Доклад Александра Васильевича Шульги. Пожалуйста, Александр Васильевич.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий.
А, где вы раньше были? Это на Совете Думы надо было определяться или сегодня при утверждении повестки дня.
Шульга А. В. Уважаемые депутаты, я считаю, что допущено грубейшее нарушение. И на решение комитета было четко сказано, что наш законопроект, название такое же, предмет рассмотрения тот же самый, является альтернативным.
Но вот здесь как бы сделана некая уловка. Я уж не знаю, Георгий Валентинович, вы ли тут повинны или кто? В данном случае я буду говорить о законопроекте, а уж как голосовать будем, очень интересно будет.
Уважаемые депутаты, наш законопроект имеет принципиальное отличие от проекта, вносимого от имени Президента в том, что мы не допускаем в основных сведениях, вносимых в паспорт, проявление такого атрибута, как личный код.
Я напомню вам, уважаемые коллеги, что весной 2001 года мы в первом чтении не приняли подобный проект закона, так как он вводил личный код человека, и» не решал вопрос о национальности гражданина Российской Федерации.
Предлагаемым проектом, в законопроекте решен вопрос о внесении записи национальность, но оставлен личный код.
Вот этот личный код и является камнем преткновения при решении вопроса об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
Сегодня представитель Президента Александр Алексеевич Котенков сказал, что они согласны убрать личный код из закона, из законопроекта. И во втором чтении, мы надеемся, что, Александр Алексеевич, я к вам обращаюсь, что вы выполните данное обещание, и личного кода в законопроекте не будет.
Мне бы хотелось все-таки уточнить позиции. Прежде всего, Александр Алексеевич согласился, что личный код убирается, поскольку вроде бы заполнять туда нечего, но это не так. Мы протестуем вообще против нумерации человека под любыми кодами, символами, цифрами, кроме фамилии имени отчества и данных рождения.
В чем дело, почему такая позиция? И сегодня, кстати, вы посмотрите, что творится около Думы, какое количество верующих с разных городов России приехало сюда для того, чтобы протестовать против личного кода. И вы, наверное, понимаете, сколько телеграмм было получено, я уже говорю, что их нужно измерять не количеством телеграмм в штуках, а пудами. И причем все фракции получили, и ведь за эти телеграммы платили деньги. Кое-кто говорит, что Компартия тут организовала. Не верьте этому. Люди действительно протестуют против нумерации человека.
Значит, ну, в то же время, вот давайте посмотрим. Александр Алексеевич, я прошу помечать, вот те претензии к законопроекту, я обязательно подам поправки в этом плане. В статье 10 пункт 4 проекта Президента говорится, что описание бланка паспорта содержание реквизита паспорта, личный код, и порядок внесения отметок в паспорте определяется Правительством Российской Федерации. Более точного определения в проекте нет. Все отдано на откуп Правительству.
К сожалению. Правительство не оправдало надежд большой группы граждан, так как допустило оскорбляющую православных людей символику в тех паспортах, которые сегодня вручаются в обмен на паспорт гражданина СССР. Мы видим, что фактически проект закона сделан под тот бланк паспорта, который уже, как вы сказали, 120 миллионов получили, граждане.
Я имею в виду, что за оскорбление.
Я имею в виду начертание из защитных линий на нечетных страницах нового паспорта в виде орнамента из трех шестерок, образующих число 666. Для православных, это число дьявола. Вот и получается, что выдается в соответствии с православной верой паспорт в виде дьявольского удостоверения. Я напомню вам статью 28 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними».
Если государство в Конституции приняло такую статью, то это означает, что оно обязалось уважать верующих и не оскорблять своими законами и подзаконными актами. Увы, практика не подтверждает этого в отношении православных граждан. Я напомню, начертание в виде защитных линий свидетельство Пенсионного фонда, страховое, которое означало 18-лепестковую розу в виде, значит, древней печати раба, дьявола. Присвоение личного кода, заметьте, без согласия граждан прямо превращает человека в вещь под инвентарным номером.
И вот сегодня Александр Алексеевич, характеризуя, что вроде бы как нечего заполнять под личным кодом, прямо сказал, что это будет код доступа к файлам информации конкретно о гражданине. Та статья, которая вам распространена сегодня здесь и предыдущие по ящикам, четко описывает опасность внедрения подобной системы. Я напомню кратко, на основании присвоения номера человеку строится система не только тотального контроля, но и управление человеком. Человек становится рабом системы, которая во все большей степени состоит из бездушных электронных устройств, которые будут принимать решение в отношении граждан все более и более без их участия.
Из зала. (Мракобесие.)
Шульга А. В. Да это не мракобесие, это то, что нас ждет впереди вот.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, не мешайте, пожалуйста. Пусть докладчик завершит свое выступление. Пожалуйста, Александр Васильевич.
Шульга А. В. И самое печальное состоит в том, что мы подобными законодательными актами пытаемся навязать человеку, не спрашивая его согласия. Я глубоко убежден, что сейчас, если вы спросите у людей, согласны ли они на этот номер, я глубоко убежден, что большая часть скажет: «Нет». Более того, Александр Алексеевич, Вы говорите: 120 миллионов паспортов выдано. Уверен, что большая часть владельцев этих паспортов обратится в органы внутренних дел с заявлением о внесении национальности.
Значит, Вы далее говорите, что национальность нужно определять только по заявлению. Я хочу сказать, что при оформлении паспорта гражданин заполняет целую массу предварительных документов. Так давайте разработаем, я прошу не мешать мне, давайте разработаем эти документы. И, если гражданин указал свою национальность, отдел внутренних дел, выдавая паспорт, непосредственно вносит сразу в паспорт, и проблема решена. И не нужно писать никакого заявления.
Значит, что хочется сказать? Вопрос о ИНН, вопрос о личном коде в паспорте, вопрос присвоения номера человеку — это не просто вопрос, который надуман. Поверьте мне, все больше и больше граждан узнают о планах вот этого тотального контроля, и мы называем это — построение современного технотронного фашистского общества.
Я напомню вам, чтобы не было так страшно некоторым депутатам. На Нюрнбергском процессе в 1946 году практика нанесения персональных номеров на человека, на его тело, осуждена как преступление против человечества. Это решение никто не отменял. И я думаю, что наш парламент не снизойдет до такого состояния, когда мы все-таки позволим законодательно заставить человека встать под номер.
Хочу сказать, что я, конечно, возмущен вот таким подходом к рассмотрению законопроектов, потому что они альтернативные, и комитет именно так принимал решение. Рассмотрение здесь показало, что принят проект, внесенный Президентом, но я еще раз говорю, значит, мы — авторы альтернативного проекта уже здесь беседовали и согласились на то, чтобы наш законопроект не рассматривался при условии снятия личного кода и решение еще одной проблемы. Там есть машинно-считываемая запись. Так вот непременное требование по машинно-считываемой записи состоит в том, что она должна быть человекочитаемая. И если кто-то будет возражать, что это требование электроники и так далее, я напомню, Япония — страна, в которой, уж поверьте, электронные системы развиты гораздо больше, чем в России и в других странах, тем не менее, в Японии категорически законом запрещено идентифицировать человека номером. Это же сделано в Германии и в ряде других стран. Вот вам пример того, как люди подходят к тому, чтобы достижения науки и техники не превратить против человека.
В целом я просто вынужден снять сегодня наш законопроект, поскольку принят уже президентский, и голосование по этому законопроекту просто превращается в фарс. Но я еще раз говорю, мы поддерживаем этот законопроект при условии снятия личных кодов.
Спасибо за внимание.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ по законопроекту Президента РФ№369593-3 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» (первое чтение):
ЗА_______________ 244 чел. 54,2% (+)
ПРОТИВ __________ 9 чел. 2,0% (-)
ВОЗДЕРЖАЛОСЬ ___ 0 чел. 0,0% (0)
ГОЛОСОВАЛО______ 253 чел.
НЕ ГОЛОСОВАЛО___ 197 чел. 43,8% (*)
РЕЗУЛЬТАТ________ ПРИНЯТО