Домой Россия Борьба за Среднюю Азию: эксперт раскрыл тактику Трампа по влиянию на эти...

Борьба за Среднюю Азию: эксперт раскрыл тактику Трампа по влиянию на эти страны

0

Трамп на саммите в Вашингтоне стремится ослабить влияние России и Китая в регионе

6 ноября в Вашингтоне пройдет второй саммит «Центральная Азия – США». В нем примут участие президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Однако это не просто встреча глав стран, а еще одно проявление целенаправленной политики Трампа по конкуренции с Китаем и Россией.

Фото: AP

тестовый баннер под заглавное изображение

Сообщается, что саммит будет посвящён региональной безопасности, экономическому сотрудничеству и транспортно-энергетическим проектам. Однако здесь есть и другие мотивы.

Согласно Reuters, США стремятся укрепить свои позиции в Средней Азии — регионе, традиционно находившемся под влиянием России и Китая. Эта политика уходит корнями в Стратегию национальной безопасности времен администрации Трампа, которая впервые после холодной войны обозначила Китай и Россию как главных стратегических соперников, требующих сдерживания по всему миру.

Так что сейчас противодействие влиянию Москвы и Пекина в Средней Азии стало одним из приоритетов для Вашингтона. Однако это не означает стремления США к доминированию в регионе: это потребовало бы колоссальных ресурсов.

Как подчеркнул в разговоре с «МК» политолог Алексей Макаркин, в первую очередь Трамп планирует влиять на регионы экономически:

«Если говорить про Центральную Азию, то на сегодняшний момент у Трампа есть планы на то, чтобы эти страны как можно меньше сотрудничали с Китаем и Россией. С другой стороны, и сами главы этих стран стремятся проводить политику диверсификации, то есть выстраивать отношения не только с Китаем и Россией, но и с западными странами».

Здесь обоюдный интерес очевиден: США нужны ресурсы и рынки сбыта, странам Средней Азии — технологии и инвесторы. Интерес Америки особенно высок в контексте гонки за редкоземельными металлами. Напомним, что сейчас мировым лидером в это области является Китай: на него приходится 71,1% годового производства металлов этой группы. Самое крепкое сотрудничество в этом плане сложилось у Америки и Казахстана с Узбекистаном.

Так, в апреле 2025 года Узбекистан и США подписали соглашения о сотрудничестве в сфере добычи редкоземельных металлов. В Казахстане же весной 2025 уже начались первые работы в этом направлении: национальная компания Tau-Ken Samruk совместно с американской Cove Kaz Capital Group начали разведку редкоземельных металлов в Костанайской области. Кроме того, Казахстан — крупнейший поставщик урана для Америки.

Другие страны региона также вовлечены в партнерство: Киргизия и Таджикистан экспортируют в США ценные полезные ископаемые, а Вашингтон поддерживает проект транскаспийского газопровода с Туркменистаном, который должен связать Туркменистан с Азербайджаном для поставок туркменского газа на европейский рынок.

Особый интерес для США также представляет Транскаспийский международный транспортный маршрут, который создает альтернативный маршрут для грузов между Китаем и Европой в обход России. Он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.

По словам Макаркина, нынешнее положение дел отличается от предыдущих контактов администраций США со Средней Азией тем, что Трамп в первую очередь нацелен на экономику и ресурсы, остальное же ему мало интересно:

«Американская администрация больше не использует тему прав человека. Из-за нее ранее, например, возник конфликт США с Узбекистаном. Для других стран региона Америка также подготавливала доклады о проблемах с правами человека и так далее. Сейчас Трамп очень мало этим интересуется. Он ведет экспансию, исходя из принципов XX века, где никто не думал о правах человека. Так что ему неинтересен бэкграунд людей, с которыми он ведет переговоры. Ему интересно, что с редкоземельными элементами и готовы ли эти страны вести диалог с Америкой. А эти страны готовы. При этом они, наверное, рады, что к ним теперь существенно меньше претензий выдвигается касательно внутренней политики».

То есть администрация Трампа больше не нацелена на «расшатывание» ситуации изнутри, как это произошло, например, с Молдавией и Украиной. «Если бы кто-то из лидеров этих стран не приехал с заявлением, что Америка — враг, может быть, Трамп бы и задумался. Однако они едут к нему сами. Более того, некоторые из стран Средней Азии обвиняли США при Джордже Буше-младшем, что они слишком много внимания уделяет внимания правам человека в контексте «расшатывания» внутриполитической ситуации. Трамп этим заниматься не собирается», — подчеркивает политолог.

При этом американская администрация понимает, что Россия и Китай — ключевые страны в регионе, и главы государств Средней Азии не откажутся от сотрудничества с ними. Китай и Россия же, по словам Макаркина, отнесутся к подобного род укреплению отношений «сдержанно». Однако главное, что пока что Трамп не заинтересован в размещении в странах военных баз, как это происходило во время войны в Афганистане.

Напомним, что США ранее имели военное присутствие в Средней Азии, но базы были закрыты по политическим причинам. В Узбекистане американская база на аэродроме Ханабад функционировала с 2001 по 2005 год. Её закрытие было прямым следствием критики Вашингтоном действий узбекских властей во время бунтов в Андижане. После этого все разговоры о возможном возвращении базы так и не реализовались. В Киргизии база «Манас» действовала с 2001 по 2014 год. Президент Курманбек Бакиев, объясняя решение о её закрытии, назвал несколько ключевых причин: нежелание США пересматривать размер экономической компенсации и нерешённое дело об убийстве гражданина Киргизии американским военным.

«Планы военного присутствия в этих странах для американской администрации неактуальны. Пока не идет речь о совершенно неприемлемом для России и Китае военном присутствии США, отношение будет весьма прохладным, но без конфликта», — подытожил Макаркин.

Источник www.mk.ru