А главное – почему взрослые и образованные люди ведутся на фейки, которые уже называют "психологическим терроризмом", становясь источником их распространения?
В родительских чатах школ и детсадов Ростова-на-Дону – ажиотаж, граничащий порой с настоящей паникой. По мессенджерам гуляет душераздирающая страшилка, от которой даже у совершенно вменяемого, абсолютно нормального с психической точки зрения человека рука непроизвольно тянется к мобильнику, чтобы набрать сына или дочь и спросить: всё ли в порядке?
«Девочка-девочка, включи газ и жди»
«Одна из мамочек сбросила в нашу детсадовскую группу такую запись, что волосы становятся дыбом! Представляете, женщина по телефону заставляет маленькую девочку, которая находится дома без взрослых, включить газ и подождать несколько часов! Потом этот же ролик появился и в чате моего старшего сына-школьника. Все в шоке!» – рассказала Царьграду Валентина М., мама двоих мальчиков – четырёх и десяти лет.
Шанс вылечить полуторагодовалую Лизу Краюхину из Екатеринбурга есть только в Бостонском университете, где…
Аудиозапись есть в распоряжении редакции, мы не публикуем её, дабы избежать дальнейшего вирусного распространения страшилки.
Суть, однако, стоит пересказать.
«Информация для родителей!!! Это просто кошмар. Предупредите срочно детей, чтобы ни на какие звонки не отвечали и не делали без действия родителей. Это новый вид терроризма», – гласит превью к ролику.
А диалог в нём, следует признать, происходит весьма занятный – и жуткий одновременно.
На входящий вызов от незнакомой, как следует из дальнейшей беседы, женщины отвечает девочка, которая сообщает в ответ на наводящие вопросы, что ей семь лет и что она дома находится одна.
– Ты позовёшь маму или ты сама это сделаешь?
– Позову маму, конечно.
– Ну, давай, зови. Где мама? Бери телефон и иди к маме с телефоном. Скажи, что звонят с газовой службы. Пусть возьмёт телефон.
– Хорошо, сейчас я ей позвоню.
– Не надо, подожди. Маме звонить не надо. Ты сейчас дома находишься? Подойди на кухню.
– Я уже на кухне.
– Всё хорошо. Ты видишь плиту. Да? Как зажигают газ, знаешь? Открой все эти колонки. Мы проверяем газ. Ты чувствуешь запах?
– Нет.
– Значит, ты не включила. Включи сильнее. Включила? Иди теперь в другую комнату и не выключай два часа.
Так выглядит сообщение. Фото: Телеканал «Царьград»
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что было дальше. Если бы не одно «но»: это – фейк, причём по Сети в разных вариациях он распространяется уже несколько лет – не только в России, но и в Казахстане, например.
Дыма без огня не бывает
«По всей видимости, фальшивка, но очень добротно, если можно так выразиться по отношению именно к этому ролику, сделанная, – считает психолог Татьяна Лимонова. – Голос ребёнка звучит натурально, без наигранности, а то, как строит разговор взрослая, указывает на её опыт общения с детьми. Возможно, подготовленная постановка: типа игры, устроенной девочке, скажем, её же родителями с помощью специалиста».
Президент России Владимир Путин 22 января крайне жёстко высказался о пресловутых «группах смерти» в интернете,…
То есть всё происходит почти что в реальности, но всё же условно. Звонит незнакомка буквально на пороге входной двери, где стоят и родители. А газ, по всей видимости, на самом деле выключен и не подаётся на конфорки.
А о фейковом характере записи можно говорить, поскольку никаких подтверждений этого случая нет, а они бы точно имелись, с учётом наличия самой записи.
Но дыма без огня, как известно, не бывает (разве что в химических лабораториях) – причём в прямом смысле. В 2014–2016 годах в стране на пике распространения так называемых «групп смерти» появилась рассылка «Как стать феей огня», основанная на образах популярного у детей, особенно среди девочек, само собой, мультсериала «Винкс».
Отправлялось спамом всем подряд и попадало, само собой, и на детские номера в том числе.
По сути – программирование на суицид, только под видом игры.
И в Чебоксарах пятилетняя девочка, выполнившая этот инструктаж (каким образом ребёнок получил доступ к рассылке, тоже вопрос), получила 50 процентов ожогов тела: включила сама газ, зажгла спичку и…
Поэтому, когда случилась новая волна таких сообщений в регионах страны, МВД начало поиск тех, кто стоял за этим (о результатах, впрочем, информации нет).
Дед Мороз, раздающий наркотики
Другое дело, что из реальных угроз, когда сообщества, подстрекавшие к самоубийствам и опасным «квестам на выживание», придавили, подобные сообщения трансформировались в сетевые страшилки.
И они приобрели в последние несколько лет настолько массовый характер, по-настоящему вирусный, с быстрой передачей и большим охватом читателей, что стало неотъемлемой составляющей главных адресатов – родителей – через те самые чаты, где происходит общение пап и мам учеников школ и воспитанников детсадов.
Поскольку власти перешли от имитации борьбы с вредной забавой к реальному изъятию её из продажи, торговля…
Вот, скажем, буквально накануне Нового года по разным городам России промчалось со скоростью света сообщение о некоем Деде Морозе, раздающем детям возле учебных заведений снюс под видом конфеток.
«Максимальный репост! – требовали авторы. – Спасите своих детей, не дайте им угодить в ряды наркозависимых!»
И все пересылали – от Дальнего Востока до Калининграда. Причём, что характерно, в каждом населённом пункте в изначальном тексте появлялись местные подробности – кто-то школу называл, а кто-то даже ссылался на учеников того или иного класса, якобы видевших сказочного волшебника-наркодилера.
В Пензе полиция даже проверку устроила, пытаясь вычислить негодяя в облачении Деда Мороза. Не нашли – потому что и не было такого.
До этого аналогичным образом кочевала из региона в регион байка про синтетический наркотик «нового поколения» под образом леденцов с земляникой.
«Внимание, родители! Просьба передать это сообщение всем! Неизвестные подсовывают ученикам конфеты, накачанные синтетическими наркотиками, способные вызвать привыкание. У нас (в некоторых городах прямо указывали номера школ! – Прим. ред.) сегодня нашли целый пакет, и дети попробовали. Оказалось, под видом таких «жвачек» и «конфеток» детям дали снюс, содержащий большую дозу никотина».
Выяснилось, однако, что и та и другая «утка» происхождением из США – только там это происходило несколько ранее, потом перекочевало к нам.
А ещё – террористы, похитители и маньяки-педофилы
Другая разновидность популярных фейков, которые, тем не менее, неизменно вызывают резонанс и бурное обсуждение, – о похищениях несовершеннолетних.
«Подруга встречала внучку из школы, и ей другие родители рассказали, как видели, что к «бесхозным» детям, которые сами домой ходят, подошла незнакомая женщина и попросила их сфотографировать на фоне кустов, а рядом стояла машина «Приора», там мужик сидел. Хотели увезти ребят! Им еле удалось сбежать!» – это текст из чата московской школы.
Позже начали всплывать «подробности»: «Это было в Выхино», «Нет, в Люберцах», «Возле нашей школы №…»
Влиять на общественное мнение при помощи громких цифр, абсурдных сравнений и подмены понятий – всё это про…
Есть вариант с «бандой кавказцев», ворующих детей «на органы», – причём уже не текстовое сообщение, а аудиозаписи, сделанные разными людьми. На одной женщина рассказывает в утвердительной форме о похищении подростков на Кубани, на другой – некий «полицейский начальник» фразой «Внимание, всем постам» информирует уже о семи украденных школьниках в Дагестане, на третьей – «в нашем городе вовсю воруют детей, а менты бездействуют».
Или пугающие «молнии» – и о понатыканных неизвестными злоумышленниками в общественном транспорте (чаще – в метро) шприцах, инфицированных СПИДом, и о найденных «мёртвых девочках без внутренних органов», и о фруктах, заражённых вирусом (не исключено, к слову, что совсем скоро начнется волна с коронавирусом).
Много репостов традиционно получают фейки о «похищенных детях».
Помните, как вся страна искала «мальчика Глеба» (в Казани, Томске, Новгороде, Тюмени и так далее), который на самом деле давным-давно, в течение пары часов, потерялся и нашёлся в Новосибирске?
А фото маленькой крохи с грустным взглядом, «обнаруженной» в Ростове (Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске, Самаре и др.)? Повсеместно ведь поисковики опровергали – и факт «находки», и факт «пропажи» тоже.
Сообщения о пропавшей девочке. Фото: Телеканал «Царьград»
Впрочем, случаются и совсем жёсткие месседжи. Об угрозе терактов, например. Посыл такой: «Первоисточник в ФСБ сообщает о том, что в Россию засланы 18 боевиков-смертников ИГИЛ*. В ближайшие выходные возможны теракты. Предупредите близких и знакомых».
И – список городов. Никаких подтверждений нет, спецслужбы опровергают, но народ активно репостит, особенно этим отличаются как раз родительские группы, самые надёжный источник ретрансляции.
Слухи с кривотолками
Почему происходит столь быстрое распространение по «сарафанному радио» современности?
Всё на самом деле не так уж и сложно объяснить.
И почему госструктурам проще реагировать именно на фальшивки, чем предоставлять реальную ситуацию
Во-первых, недоверие к власти, раздуваемое известными силами, по принципу «они всё скрывают» и «помочь себе можем только мы сами».
Во-вторых, сконструированная реальность сообщений и записей – к тому же, проходя через пересылку, они, как уже говорилось, приобретают дополнительный «местный колорит».
В-третьих, разумеется, объяснимый страх за собственных детей: каждый, обладая даже сравнительно небольшим воображением, дорисовывает картинку, проецируя её на себя и своих близких.
«На мой взгляд, основная доля этих фейковых историй – спланированная и срежиссированная акция, задача которой – провокация паники и появление ощущения внутреннего дискомфорта у получателей, – не сомневается психолог Татьяна Лимонова. – Вы посмотрите, как это делается: вброс в одном регионе, «размножение» и разоблачение (либо естественное угасание) – три стадии. Затем, обычно через определённое время, то же самое в другом, дабы новости не пересекались. Затишье – и новая волна, только уже по другим городам».
Негодяи играют на родительских чувствах. Задача этих фейковых историй – провокация паники. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
А расчёт, главным образом, на то, что именно родители, любящие и переживающие, становятся проводниками. К этому, впрочем, добавляются ещё ряд факторов: тут и сопричастность к некоей «сверхсекретной информации» (поэтому, собственно, идут ссылки при трансформации на собственные источники, подтверждающие правдивость сведений), и желание выступить спасителем, который уберегает от напастей всех остальных.
Те же, кто организует это, могут преследовать целый ряд целей – от коммерческих, как ни странно, и до политических, вследствие чего такие фейки эксперты и называют «виртуальным терроризмом».
Группы в соцсетях, допустим, выступая источником вброса, получают цитируемость и посещаемость (растут рекламные бюджеты).
Бизнес-манипуляторы (можно, в принципе, рассматривать версии политических или разведывательных целей), в свою очередь, способны исследовать каналы и способы и измерять быстроту распространения информации, вычисляя наиболее успешные алгоритмы для спама.
Закомплексованные «непризнанные гении» находят в этом удовлетворение своих амбиций «владетелей умов и мира».
Как не попасться и не стать болванчиком в чужой игре? Нужно лишь проверить, забить в поисковике, прежде чем пересылать сообщение дальше, ключевые фразы из него, и тут же обнаружится подделка.
*ИГИЛ – террористическая организация, запрещена в РФ.
Источник: https://tsargrad.tv