Домой Россия Быть христианином — не значит быть просто «хорошим человеком»

Быть христианином — не значит быть просто «хорошим человеком»

3

Слово в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Быть христианином — не значит быть просто «хорошим человеком»

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Быть христианином — не значит быть просто «хорошим человеком»

Фото: vpyzhax.ru

Рождество Божией Матери — приношение человечества Богу. И дар от Бога всему человечеству. Избрание веры многих поколений лучших в роде человеческом людей, исповедание веры и верность Господу в осознании, что вера — дар Отчий. От нас требуется просить Господа всегда пребывать в этом даре. Лучше сказать, возрастать в вере. Мы никогда не сможем достигнуть до конца ее глубины. Самые великие останутся на пороге. Велика тайна веры, и всегда пребудет неисследимым богатство мудрости замысла Божия о каждом из нас. Бог создал нас, чтобы разделить с нами Свою любовь. Творение есть явление Его избыточествующей любви. Прежде творения мира была избрана Божия Матерь. И апостол Павел говорит о нашем превечном избрании. Требуется время, чтобы мы могли это осознать. Здесь начинается тайна Церкви, задолго до Пятидесятницы. С самого начала тайна Церкви — в любви Отца. Наша Церковь должна быть только общением в любви, чтобы явить замысел Отчей любви.

Вера, которую Пречистая Дева примет от своих родителей с первого дня рождения, не есть только дар от Бога и предшествующих поколений — Она должна жить верой. Она должна питать Свою веру. Теми познаниями, которые Она получит сначала от родителей, а потом в храме. Вера питается молитвой. С первых дней Она будет развивать в Себе эту сокровенность, которой так печально недостает большинству людей (и сегодня, как никогда). Несчастье заключается в том, что люди не находят времени, чтобы войти в свои сокровенные глубины, из которых исходит вера. Вера питается слушанием слова Божия. Все более глубоким вхождением в тайну богослужения, которое научает нас тому, что есть святость.

Кто живет верой, может свидетельствовать о своей надежде миру. Кто живет верой, живет любовью. Речь не идет о том, чтобы измерять нашу веру. Кто мог бы, кто осмелился бы это сделать? Но как надо нам беречь свою веру, страшась каких бы то ни было отступлений от нее! Вера проходит через испытания, но небрежное отношение к дару Божию разрушает веру. И нам дается все более узнавать нашу немощь. Быть христианином это не значит быть просто «хорошим человеком», но все более научаться полагаться на другого, Который есть Совершенно Другой. Речь идет о том, чтобы в нашей жизни изменилась точка опоры. Не полагаться более на самих себя, на наши немощные силы, но на силу Божию.

Пречистая Дева будет с младенчества учиться видеть, что все исходит от Бога, — этому главному отношению творения к Своему Творцу. Научаемся ли мы этому, принимаем ли блаженную зависимость от Него как высшую свободу? Узнавая от Нее, что только смирение может помочь нам встретить Христа. Всегда будет в человеке опасность поставить себя на место Бога. Гордость глубоко укоренена в наших сердцах. Мы не можем научиться смирению, иначе как став учениками Христовыми и Божией Матери. Мы должны идти этим путем.

С самого начала вся жизнь Богородицы — возрастание в благодати. И в благодарении. Чем больше благодать, тем больше благодарение. Радость и скорбь — равно дары Божии. И чем больше любовь, тем больше скорбь. Мы должны благодарить Бога за то, что мы уже приняли и за то, что Бог еще хочет нам дать.

С самого начала вся жизнь Богородицы — всецелое предание Себя Богу. И приношение Ему Себя. Кто из нас может все отдать Богу, и отдать Ему самого себя? Кажется, легко все отдать, когда речь идет о материальном, за исключением тех случаев, когда мы — пленники его. Нам надо так освобождаться от материального, чтобы достигнуть такого приношения Богу, которое было бы нашим служением — царственного священства, связанного с нашим крещением.

Господь дает нам Духа Своего Святого, чтобы мы стали вечным приношением Ему и хвалой Его славе. Принести себя Богу — значит сказать нелицемерно: «Не моя воля, Господи, но Твоя да будет». Но это значит также принести Ему свой труд, своих близких, свое возлюбленное чадо. Каждый день мы обновляем это приношение в самом сердце нашей молитвы. Да будет воля Твоя!

Но существует также, и прежде всего, Божественная литургия, и в ней — тайна Боговоплощения. В этом смысл приношения. Мы приносим Господу плод наших усилий, то есть мы возвращаем Богу то, что Ему принадлежит. Но есть также причастие, и в нем мы принимаем Тело Христово, которое делает нас причастниками Божественного естества. Ради того, чтобы это стало возможным и родилась Божия Матерь. Какой чудный обмен и какая неслыханная любовь! Мы приносим Богу только то, что Его, и Бог продолжает давать нам еще больше. Он дает нам любовь во Христе. Чем больше мы живем в таинственном присутствии Христа, тем большее приношение можем мы предложить Богу. Христос, вечное приношение, показывает нам, что любовь — путь избранных. Там, где мы живем в любви, Бог пребывает с нами. Бог не может остаться безучастным к нашим усилиям, даже если они малы. Если они исходят из любви, наш дар будет принят, и мы получим стократное воздаяние.

Мы созданы по образу Божию, потому воздадим Богу Богово. Так откроется нам тайна рождения Божией Матери и тайна нашего рождения. И «лица наши не постыдятся». Но преобразятся.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru