Министр здравоохранения Мурашко упрекнул население России в том, что оно беспощадно пересаливает и засахаривает еду. Лечить народ предлагается через работодателя — мол, пусть компании следят, чем кормятся их работники. Идея благородная, но вот только согласны ли компании в придачу к соцфондам озаботиться составом меню своих сотрудников, похоже, спросить забыли. Интересно, где питается сам господин министр?
Хрен с солью и сахаром
Как ни пытаются родные чиновники устроить русским людям хорошую жизнь, а русские всё наоборот делают.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил на конгрессе «Национальное здравоохранение»:
В нашей стране в четыре раза выше рекомендованных норм потребление сахара. Соли — почти в два с половиной раза больше нормы.
Потребление мяса практически только чуть превышает нормативы, сокрушается министр. По потреблению рыбы — меньше нормы. А по потреблению фруктов и овощей жители нашей страны вообще не приблизились к нормативам, рекомендованным экспертами, горюет Мурашко.
Вот ведь чудные люди, правда, нет бы питаться говядиной да бараниной, осетринкой да форелью, сервировать авокадо паюсной икоркой да откушивать под соусом дефлопе с крутоном. Нет, окаянные, всё так и норовят жрать мешками соль да сахар.
А ведь избыток сахара вреден для организма — ожирение, диабет, проблемы с сосудами и мозгом. ВОЗ прямо говорит: более 10 % калорий из сахара — уже риск. Но средний житель нашей страны потребляет в своём рационе около 20–25% сахара, хоть кол ты ему на голове теши.
Соль вообще — тихий убийца, говорят кардиологи. Повышает давление, разрушает сосуды и почки. Пять граммов в день — норма, но жители России едят 12–13 граммов. И вот вам пожалуйста, гипертония, инсульты, сердечная недостаточность — главные причины смертности в стране.
И как благородно переживает об этом наш министр здравоохранения! Искренне переживает, с дрожью в голосе:
В нашей стране есть цифры, которые меня не могут не пугать.
Берут и пугают, проклятые цифры, аж целого министра — и никто им не указ.
Очень мы, конечно, благодарны господину министру. Ведь так приятно, когда за тебя волнуются с трибуны. Осталось понять, почему все эти страхи годами превращаются не в реальные программы, а лишь в потрясающие своей оригинальностью советы «лучше питаться». Видимо, скоро у нас будет закон о здоровом питании, по которому за нездоровое питание можно будет схлопотать неслабый такой штраф.
Зачем ты ешь столько сахара, русский? Фу таким быть
Кто виноват?
Откуда же возникают соль и сахар в животах граждан нашей прекрасной страны, в которой работают такие добрые министры?
Берут, что ли, ложки в руки да давай махать в рот сахар прямо из пакета?
Внезапно — нет. Основная доза сахара и соли поступает из промышленной еды. Хлеб и булки дают до трети всей соли, колбасы и полуфабрикаты — ещё столько же, остальное добавляют консервы, соусы и фастфуд. Сахар — из бутылок со сладкими напитками, йогуртов и соусов. Даже кетчуп содержит до 20% сахара. Это не мы так придумали. Не мы делаем кетчуп, йогурты и прочее. Мы их покупаем в магазинах. Наверное, Мурашко не в курсе — вероятно, за него в магазин ходит домработница?
Проблема давно известна. В отличие от её решения, которое до сих пор в тумане. Скриншот: «Москва 24»
Итак, сахарный террор и солёный геноцид. Кому же это выгодно, как спрашивал один настырный римлянин? Хм, интересный вопрос, давайте напряжём все свои извилины. Кому же это можно быть выгодно…
Наверное, бизнесу?
Пищевые концерны и торговые сети построили на сахаре и соли целую экономику зависимости. Чем больше соли и сахара, тем дольше хранится продукт, тем выше продажи и стабильнее «подсадка» клиента. Соль разжигает вкус и аппетит, сахар дает энергетический всплеск, который быстро кончается — и хочется ещё.
А государство делает вид, что с чем-то там борется, но в итоге само получает свою долю с этого бизнеса, оптом и в розницу. Соль-сахар крутятся, налоги собираются.
Кого же позвать на помощь, если государство не справляется с проблемой? Хотя ему, вообще-то, и невыгодно с ней справляться. Кого же попросить навести порядок? И тут Мурашко в голову приходит светлая идея.
А давайте на работодателя это повесим. Пусть озаботится «корпоративным питанием».
Чуть что, чиновник на рефлексе ищет волшебную подушку — работодателя. Пусть он решит проблему, откроет столовую, купит брокколи, воспитает у коллектива привычку к здоровой и вкусной пище.
Раньше-то всё было не так, как сегодня. Советский плакат
Только работодатель уже и так несёт на себе больше, чем может: социальные взносы, отчётность, проверки и штрафы. Его давно превратили в резиновую прокладку между государством и обществом — на него натягивают всё, что не работает у системы.
Напомним всё-таки Мурашко, что Трудовой кодекс не возлагает на работодателя обязанностей по обеспечению рационального питания работника, кроме случаев вредных производств (бесплатное молоко и лечебное питание при вредных условиях, ст. 222 ТК РФ). Всё остальное — добровольная социальная политика компании. А ей в условиях непрерывного роста налогообложения совсем не до рациона работника. Пусть хоть кору с дерева гложет, хватает своих проблем.
Когда жизнь не сахар
Главная проблема, наверное, всё-таки не в странном упорстве наших людей, а где-то в другом месте. Мы едим то, что доступно, а доступно у нас — дешёвое и переработанное.
Дело не в том, что люди не хотят питаться правильно, а в том, что им не дают такой возможности. Чтобы снизить потребление соли и сахара, нужно не выступать со смешными заявлениями и не пугать работодателя, а перенастроить рынок. Сделать так, чтобы выгодно было продавать здоровое, а не вредное. Чтобы овощи и рыба стоили не дороже булки и колбасы.
Здесь рычаги известны и проверены: льготы по НДС на овощи и цельнозерновые, субсидии на логистику свежей еды, чтобы не гнила по дороге. Государство может поэтапно ограничить содержание соли и сахара в массовых продуктах, как это сделали в Евросоюзе. Кто не вписывается — у того госзакупок не будет.
Да просто можно было бы снять налогово-административную удавку с сельских производителей — и завалили бы продуктами всю страну. И сделать свободные сельскохозяйственные рынки для фермеров и частников, чтобы люди могли выбирать, а не выживать.
Прилавки Центрального рынка на Цветном бульваре, 1960. Архивное фото
Но нельзя же… Ведь тогда пострадают интересы уважаемых людей, владельцев агрокорпораций, многие из которых сами в Госдуме сидят да законы принимают…
Что с того?
Можно годами читать лекции о вреде сахара, собирать конгрессы, придумывать отчётные показатели. А в жизни как был всё тот же хлеб и всё та же колбаса, всё тот же чай с двумя ложками сахара — так и останутся. Потому что ни один приказ не меняет то, что диктует рынок и кошелёк.
Говорить об ответственности работодателя удобно — и это ничего не стоит, как и всякое перекладывание ответственности на чужие плечи. А у настоящей заботы должны быть цена и адресат. Если государство хочет видеть свой народ здоровым, пусть задумается об этом по-честному и начнёт с поддержки того, что растёт на земле, а не искать способ ещё раз «завиноватить» самих своих граждан в том, что им плохо живётся.
На словах заботиться о здоровье народа легко и приятно. Но кто позаботится о народе делом?
Источник: https://tsargrad.tv







