Домой Россия Делание добрых дел может взрастить фарисейство

Делание добрых дел может взрастить фарисейство

18


Отклик на статью Станислава Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому» …

Делание добрых дел может взрастить фарисейство

Что происходит с Русскими Православными людьми, пришедшими в Церковь после условного «1988-го» года?
Ясное и недвусмысленное осмысление ключевых для формирования иерархии ценностей вещей стало восприниматься в качестве «наивности неофитской». И нас мену той корпоративной норме, которая складывалась в 1990-е годы, пришёл пучок ересей – начиная от модернизма под флагом «Евхаристического возрождения» и вплоть до разновидностей «марксистского» «православия».
Когда я говорю о «марксистском» «православии», то имею в виду не дискуссии в плоскости экономической, а подмену смыслов, которая, — как показывает опыт общения с современными православными людьми, симпатизирующими марксизму и ностальгирующими по Союзу, — чаще всего теряется.
В качестве наглядного примера приведу статью Станислава Александровича Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому».
Вот, что пишет автор:
«Помним с советской школьной скамьи выученное по его книге: "Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её".  
Известный московский литературный критик и литературовед Лев Аннинский… в одном из недавних интервью сказал: "Николай Островский создавал свою книгу не как художественное произведение, а как исповедь"».
И вот как раз если воспринимать текст книги как исповедь, то становится ясно, что то аскетичное и правдолюбивое, что так прельщает современного человека в образах ранних коммунистов, является, с аскетической точки зрения, таким набором качеств, которые выстраивают непреодолимую стену между душой человеческой и Царствием Небесным.
Я тут имею в виду, конечно, не анекдотичную махорку в пасхальном тесте.
Речь о том, что аскетизм, непримиримая борьба за справедливость — это черты характера, характерные для мусульманского типа религиозности. 
Христианство говорит о другом. Спасает человеческую душу для вечности не посты, молитвы и делание добрых дел, но рождающееся от них смирение. И если нет этого рождающегося смирения, то делание добрых дел только взрастит в душах гибельное фарисейское чувство. 
Что и делали искренние большевики. 
Плоды всего этого были очевидны для тех, кто пришёл после 1988-го г. в Церковь. 
Но теперь всё не так. Скоро ждать «о. Звездония»?
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Источник: https://tsargrad.tv