Домой Россия Дело флага. Британский эсминец проявил неуважение к подлодке Б-28 и затонул

Дело флага. Британский эсминец проявил неуважение к подлодке Б-28 и затонул

3

У российских моряков-подводников есть свой профессиональный праздник, который приходится на 19 марта, однако и День Военно-морского флота, который отмечается сегодня, для них считается профессиональным. Неслучайно на всех парадах в флотских «столицах» помимо кораблей участвуют и подводные лодки, атомные и дизель-электрические — гордость ВМФ. Капитан 1 ранга запаса Александр Пушкарский рассказал aif.ru историю лодки Б-28, которой сам командовал.

Бывших подводников не бывает

Над дачным участком капитана 1 ранга запаса Александра Пушкарского на флагштоке постоянно развевается Андреевский флаг, дважды в год — на День ВМФ и на День моряка-подводника — он поднимает флаг ВМФ СССР. Свою флотскую службу Александр Семенович начинал под одним флагом, а заканчивал под другим, в возрасте 40 лет, как и его подводная лодка Б-28, которая пробыла в строю 33 года.

«На самом деле Буки-28 прослужила несколько меньше, смотря что считать отправной точкой, — рассказал aif.ru Александр Пушкарский. — Она была зачислена в списки кораблей ВМФ в 1965 году, через полгода заложена на эллинге судостроительного завода „Судомех“ в Ленинграде, а вступила в строй через год — такие были темпы постройки. Из состава флота лодку исключили в 1993 году, потом расформировали экипаж и в 1998 году в бухте Диомид её разделали на металл. Получается 27 лет отходила наша Буки-28, и это была достойная служба.

Александр Пушкарский. Фото: Из личного архивa

Лодка входила в состав Тихоокеанского флота, базировалась в бухте Бечевинская в Камчатской флотилии разнородных сил, потом в бухте Малый Уллис на Владивостокской военно-морской базе. По окончании Высших офицерских курсов я служил на ней старпомом, а затем и командиром подводной лодки. Ходили на ней и по Тихому, и по Индийскому океану, первый поход как раз пришелся в Аденский залив, кружили там вокруг острова Сокотра, контролировали корабли Пятого флота ВМС США. Играли в кошки-мышки».

Как Б-28 «потопила» британский «Шеффилд»

«В Аденском заливе мы „потопили“ британский эсминец „Шеффилд“, образно, конечно, говоря, — рассказывает Александр Пушкарский. — Наша подлодка находилась в надводном положении, „британец“ шёл встречным курсом, на расстоянии около мили и прекрасно видел советскую подлодку. Мы его, как и полагается по флотским традициям, поприветствовали флагом — опустили его наполовину флагштока, а потом подняли. Это давний ритуал в море при встрече кораблей, и англичане, как известные мореходы, такие традиции соблюдают. Но тогда они нас демонстративно проигнорировали, своим флагом салютовать не стали.

Командир лодки, капитан 3 ранга Наумчик, тогда ещё сказал, что, мол, плохая примета, не к добру. Как в воду смотрел — „Шеффилд“, который спешил мимо нас в 1982 году в сторону Аргентины на войну, вскоре был поражен аргентинской противокорабельной ракетой и пошёл ко дну. Традиции нужно соблюдать».

HMS Sheffield. Фото: en.wikipedia.org

Выжили по старинке

«В марте 1985 года „Буки-28“ едва сама не затонула во время перехода из бухты Камрань, где находилась на боевой службе, в город Владивосток, — вспоминает Александр Пушкарский. — Через несколько суток перехода ПЛ не получила обязательного в таких случаях штормового предупреждения КП ТОФ и попала в эпицентр тайфуна. В условиях 9-бального шторма лодка двое суток находилась без средств определения места — антенну РЛС „Альбатрос“ сбило волной, не работали радиопеленгатор и эхолот, которые залило водой через верхний рубочный люк.

Несмотря на страшную болтанку экипаж держался мужественно, принимая все усилия для обеспечения живучести лодки. Лишь через двое суток взяли одну линию местоположения по… солнцу, астрономическим способом. Под тремя дизелями вошли в график и своевременно пришли во Владивосток. В последующем при отправке в южные широты на подводных лодках в обязательном порядке стали устанавливать системы определения местоположения по космическим средствам связи».

«Фокстроты» сменили «Варшавянки»

Дизель-электрические подводные лодки проекта 641 (по классификации НАТО — Foxtrot, «Фокстрот»), к которым относилась и Б-28 капитана Пушкарского, были одними из массовых советских ПЛ — их было выпущено для отечественного ВМФ 58 единиц и ещё 17 на экспорт. Наиболее известные представители этого проекта — лодки Б-4, Б-36, Б-58 и Б-130, которые участвовали в ноябре 1962 года в операции «Анадырь», для флота известной как «Кама», во время Карибского кризиса.

«Подводных лодок проекта 641 в составе ВМФ больше не существует, — рассказывает капитан Александр Пушкарский. — За исключением бывшей украинской лодки „Запорожье“, которая перешла под временное управление Черноморским флотом ВМФ РФ в 2014 году и ей тоже дорога в музей. На смену им пришли дизель-электрические „Варшавянки“ проекта 636, оснащенные ракетами „Калибр“, которых у нас 19 штук. Это уже новое поколение „дизелей“ и по вооружению, и по бесшумности, и по комфорту для экипажа в том числе. О таком мы могли только мечтать, но и на нашей „Буки-28“ успешно выполняли разного рода задачи, как и положено подводникам».

Оцените материал

Источник aif.ru