Снова всплыло болезненное для русского уха слово — "операция Паутина". В украинских телеграм-каналах обсуждают "вторую серию" против всего одного самолёта, но самого важного. Мем, угроза или просто психологическая игра — понять трудно. Тем временем в Гааге лежит ордер на арест президента, Венгрия готовится к визиту, а все маршруты пролёта проходят через страны, где право и политика могут сработать не в нашу пользу. В небе Турции президентский Ил-96-300ПУ будут сопровождать те самые истребители, один из которых сбил российский Су-24 в 2015 году.
Сеть над Европой
В украинских сетях снова повторяется на все лады слово «Паутина». Так называлась операция СБУ летом 2025-го, когда украинские дроны ударили по российским авиабазам от Мурманска до Иркутска. Та «Паутина» стала сетью из ударов, которые впервые дотянулись до глубины России, шокировав российское общество и порадовав украинское.
Теперь в лентах мелькает «Паутина 2.0» — только цель другая. «Всего один самолёт. Всё остальное — детали», пишут блогеры, прикладывая фотографии Будапешта и силуэты президентского борта. В комментариях то ирония, то маниакальное ожидание — будто сеть уже раскинута и ждёт сигнала.
Влажные мечты политических украинцев. Скриншот: тг-канал «Сигнал»
На этом фоне Гаага молчит, но её печать, уничтожившая Слободана Милошевича, ждёт своего часа. Ордер Международного уголовного суда от марта 2023 года формально в силе. На нём стоит имя Владимира Путина. Венгрия — страна, подписавшая Римский статут. Это значит, что формально она обязана исполнить решение суда. На практике — дипломатический ребус: премьер Орбан говорит, что «закон законом, но у нас свои взгляды». Между Гаагой и Будапештом есть связь: в одном месте лежит бумага с подписью, в другом готовится саммит с тем самым именем в списке гостей.
И ещё одна сеть раскинута в небе. После начала войны Евросоюз закрыл воздушное пространство для российских самолётов. Прямых маршрутов к Венгрии не осталось: чтобы попасть в Будапешт, нужно идти окольными путями, через Сербию, Турцию, возможно, воздушными коридорами над Балканами. Каждый участок пути — отдельный уровень риска. Над каждой границей — свои радары, свои политические настроения, свои нервы. Ошибка пилота или сбой сигналов могут обернуться международным скандалом.
Эхо украинской операции долго разносилось по страницам ИноСМИ. Скриншот lansinginstitute.org
Мечты по-киевски
Что требуется для «Паутины 2.0»? Минимум три элемента.
Во-первых, точные данные о маршруте президентского борта: время вылета, высота, план пролёта. Во-вторых, доступ к оружию, способному поражать цель на чужой территории: ракеты, дроны, ПЗРК. Либо агентура в стране-приёмнике. В-третьих, гарантия политического прикрытия — хотя бы неофициальная поддержка принимающего государства или молчаливое согласие партнёров по НАТО.
Ни один из этих пунктов для Киева недостижим. Данные о маршруте засекречены. Оружие не может быть доставлено легально — это не Россия с её гигантской, плохо контролируемой сетью дорог, а европейская страна, где под контролем каждый метр. Будапешт не только не поддержит подобные действия и не будет смотреть на них сквозь пальцы, но и будет стремиться пресечь даже малейшие риски подобного развития событий.
Скриншот с украинского дрона в ходе операции «Паутина». Фото: соцсети
Вариант дистанционного удара дронами исключён из-за дальности и плотной системы ПВО стран Европы. Реально осуществить атаку без участия спецслужб страны-хозяйки невозможно.
Что требуется для реализации ордера МУС? Ордер Международного уголовного суда действует только на территории государств, подписавших Римский статут. Венгрия — подписант.
Однако решение об аресте должно приниматься национальными правоохранительными органами страны пребывания. Главы государств имеют дипломатический иммунитет, если их визит носит официальный характер. Исполнение ордера может быть приостановлено политическим решением правительства.
Венгерский МИД и лично премьер Виктор Орбан неоднократно заявляли, что не будут арестовывать российского лидера. Следовательно, юридически возможность есть, но политически она равна нулю. Для её реализации потребовалась бы смена позиции кабинета министров и одобрение Евросоюза, чего на данный момент не наблюдается.
Теперь — риски маршрута. Воздушное пространство ЕС закрыто для российских авиарейсов с 2022 года. Теоретически возможные маршруты — через Турцию, Сербию, Боснию и Герцеговину, далее в Венгрию. Каждая страна требует предварительного дипломатического согласования пролёта. Военные и правительственные борта должны получить индивидуальное разрешение. Любой отказ транзитной страны сделает маршрут невозможным заранее, ещё до вылета.
Существуют, правда, и технические риски: работа систем ПВО НАТО, радиолокационный контроль, отсутствие «своего неба» и человеческий фактор. В небе Турции президентский Ил-96-300ПУ будут сопровождать те самые истребители, один из которых сбил российский Су-24 в 2015 году. После инцидента Эрдоган заявлял, что это было частью заговора сети, один из членов которой, полицейский, расстрелял посла Карлова. Где гарантия, что «заговор» не повторится на новом, шокирующе высоком уровне?
Таких гарантий нет. История и практика показывают, что полностью риск исключить невозможно. Главная опасность в подобных сценариях — не точное повторение прошлых эпизодов, а сочетание одиночного акта, внутренней диверсии или скоординированной провокации.
Дерзкое преступление было списано на «заговор». Скриншот forbes.kz
Не упустила случай порисоваться перед Россией и Польша. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил:
Польша не сможет гарантировать, что в случае пролёта над территорией страны самолёт Путина не будет посажен для ареста.
Понятно, что после таких слов вряд ли «борт №1» бесшабашно ляжет на курс через Варшаву. Но небо бывает полно сюрпризов, так что к этим словам приходится относиться всерьёз.
Мифы и реальность
Операция «Паутина 2.0» существует только как сетевой конструкт. Это не план военных и не спецоперация разведки, а коллективная истерика украинских лидеров общественного мнения. Её распространение показывает, что информационная активность становится самостоятельным инструментом давления: угроза искажает поведение противника даже без физического действия. Для этого не нужны дроны и агенты — достаточно вовремя запустить тему и создать ощущение уязвимости.
Ордер Международного уголовного суда работает по той же логике. Его юридическая сила ограниченна, хотя символическая велика. Он не может быть исполнен без политического решения стран-участниц, поэтому сводится к тому, что каждое упоминание фамилии Путина за границей сопровождается напоминанием о Гааге. Мелкое имиджевое вредительство — вот и весь предел реальных полномочий МУС. Огромную роль к этому приложили сами США, в мае 2025 жёстко наказавшие МУС санкциями за попытку начать расследование против администрации Израиля в связи с операцией в Газе.
Воздушные маршруты усиливают эффект психологического давления, но не могут сделать ничего больше. Они создают видимость уязвимости, не создавая реальной угрозы. Каждый перелёт становится напоминанием о «международной изоляции России», но не поводом для атаки. Да и напоминание, учитывая реальную картину, где отвергнутая Западом Россия лишь склонилась на сторону Востока, такое себе.
Украина потом хвастала фото подготовки к «Паутине». Скриншот: topcor.ru
Что с того?
Война давно вышла за пределы линии фронта. Теперь сражаются не армии, а юристы, журналисты и блогеры. МУС пишет приговоры, которые никто не читает, авторы каналов в Telegram сочиняют спецоперации, которые никто не выполнит.
В реальности у Европы слишком много своих проблем, которые атака на самолёт Путина до безобразия усугубит, а не решит. А у Киева — ещё больше: депопуляция, бегство мужчин из страны, упорное нежелание оставшихся погибать за режим Зеленского. Поэтому немногим украинским ястребам остаются лишь фантазии и пиар-операции.
Источник: https://tsargrad.tv