Домой Россия Духовное отрезвление России

Духовное отрезвление России

4

Опрос ВЦИОМ свидетельствует о выздоровлении души народа

Духовное отрезвление России

Протоиерей Геннадий Беловолов

 

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Духовное отрезвление России

Фото: Из личного архива автора

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как изменились представления россиян о массовой психотерапии и астрологах за три десятилетия.

«В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в нашей стране наблюдался невиданный ранее всплеск интереса к массовым психотерапевтическим сеансам и вере в сверхспособности отдельных людей, — отмечается в пресс-релизе ВЦИОМ. – Фигуры Анатолия Кашпировского и Алана Чумака стали культовыми, им удавалось собирать стадионы людей, жаждущих исцеления и надежды на лучшее. В атмосфере общественных перемен и крушения прежних идеалов люди устремились к новым духовным авторитетам. В далеком 1994 г. каждый пятый россиянин доверял людям, занимающимся массовой психотерапией (20%), спустя три десятилетия сторонников у этого явления практически не осталось: только 3% россиян сегодня доверяют тем, кто обещает массово избавлять людей от болезней или вредных привычек, тогда как подавляющее большинство (94%) не верят в возможности массовой психотерапии.

Такой значительный спад доверия объясняется несколькими причинами. В 90-е годы массовая психотерапия воспринималась как нечто совершенно новое и уникальное, что вызывало большой ажиотаж и интерес со стороны общества. Спустя десятилетия этот эффект новизны полностью угас. Многие люди, поверившие в чудодейственную силу массовых сеансов, со временем разочаровались в их эффективности и результатах. Обещанное радикальное избавление от недугов или вредных привычек не всегда оправдывалось.

Низкий уровень доверия массовой психотерапии сегодня характерен для россиян всех поколений, что демонстрирует общую настороженность российского общества по отношению к этому феномену. При этом максимум доверяющих приходится на поколение цифры – 8%; возможно, это является следствием недостатка жизненного опыта или критического мышления, но, может, говорить и о ренессансе интереса к подобным явлениям среди зумеров, но в иных форматах».

«В последние годы, — говорится далее, — как в онлайне, так и в оффлайне, наблюдается рост популярности таких групповых мероприятий как «настройка на позитив», аффирмации, марафоны счастья и другие, обещающие изменение жизни к лучшему. В отличие от массовой психотерапии, массовые настройки на позитив пользуются у россиян чуть большим доверием – 14%, особенно среди зумеров – 29%. Возможно, зумеры, как самое молодое поколение, в большей степени склонны следовать модным течениям и экспериментировать с новыми практиками и технологиями. Но может быть и иное объяснение – интерес к массовым настройкам для молодых россиян может быть ответом на запрос «новой духовности» на фоне трансформации существующих религиозных моделей. Не доверяют людям, проводящим массовые настройки на позитив, восемь из десяти наших сограждан (79%).

Высокий уровень образования формирует более критический и рациональный взгляд на массовые настройки на позитив (83% в группе с высшим и неполным высшим образованием vs. 67% среди россиян с неполным средним образованием)».

«Ещё один способ найти ответы на свои вопросы или получить рекомендации о том, как принимать решения в жизни, — это обратиться к предсказаниям астрологов. За тридцать лет вера россиян в силу астрологических предсказаний заметно ослабла: если в 1994 г. каждый третий доверял им, то сегодня – 15%. Не доверяют астрологам сегодня 76% (1994 г. – 67%, 1998 г. – 51%, 2000 г. – 62%). В отличие от массовой психотерапии или массовых настроек на позитив, вера в астрологию имеет гендерную специфику, астрологам доверяют преимущественно женщины (21% vs. 9% среди мужчин). Показатель также растет от младших миллениалов (5%) к поколению застоя и оттепели (20-21%).

С большей довлей вероятности предсказаниям астрологов поверят те, кто предпочитает телевидение (26%), а не интернет (11%)», — заключили авторы исследования.

Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:

Я приятно удивлён тем, что опрос ВЦИОМ совпал с Фоминой неделей, которая является органической частью Пасхи – не только завершает Светлую седмицу, но и дополняет Пасхальный цикл.

Как мы знаем, апостол Фома проявил скепсис и недоверие к словам о воскресении Христа: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:24–25).

А ведь Господь не осудил Фому, не отверг его сомнения: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:27–29).

Мы видим особое благословение на сомнение, которое ищет веры. Может быть два вида сомнения: Сомнение, которое ищет именно утверждения в неверии и сомнение, ищущее и жаждущее веры.

В этом смысле здоровый скепсис, недоверие как искание истинной веры, необходимо для здоровой религиозной веры. Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…».

Вера каждого человека проходит горнило сомнений. Таким образом душа человека получает прививку. Как нашему телу необходимы прививки от различных заболеваний (о чём мы прекрасно знаем после двух лет пандемии), так и неверие требует прививки. И тогда человек утверждается в вере, что мы видим на примере апостола Фомы. Он развеял свои сомнения и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Самый краткий Символ Веры апостола Фомы.

Я об этом говорю, потому что результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют о том, что наше общество проходит путь апостола Фомы. По крайней мере, должно пройти его путь. Массовые сеансы Чумака и Кашпировского основаны были, прежде всего, на легковерии. Как было бы ценно вспомнить вначале 90-х об опыте апостола Фомы, как тогда помогло бы нам его здоровое недоверие и неверие – испытание того, что нам предлагают и уверяют в истине Христовой. В Священном Писании говорится: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).

К сожалению, 90-е годы стали для России искушением легковерием, которое может быть восходит к фундаментальной основе русской душе – она очень доверчивая. У нас не было периодов атеизма. Он возник лишь как насильно насаждаемый, агрессивно утверждаемый официальной пропагандой, атеизм. В разгар пятилетки безбожия в переписи населения 57% граждан указали, что они православные. Это была катастрофа для атеистической пропаганды – все эти емельяны ярославские были в ужасе, что все их усилия бесплодны.

В нашей душе изначально есть доверие к Богу и к человеку. Поэтому мы так легко восприняли Крещение. К сожалению, на нашем доверии отчасти сыграла советская идеология, предложив эрзац веры в светлое будущее. Люди не отреклись от Бога, но поверили в эрзац Царства Божия на Земле. И на этом сыграли эти пришлые миссионеры оккультизма, тем более они всевластно пользовались средствами массовой информации – газеты и телевидение были в их распоряжении. Царил какой-то неслыханный культ оккультизма.

Опыт апостола Фомы оказался востребован. Наше общество обжёгшись, приняв горькую пилюлю, пройдя множество трагедий и бед, как апостол Фома, ныне пришло к здоровому сомнению. Сейчас уже наше общество весьма трудно обойти на легковерии. В данном случае наше общество получило здоровую прививку недоверия. Ныне любое выступление магов и экстрасенсов не соберёт полные залы, а тем более стадионы. Хотя на телевиденье до сих пор идут «Битвы экстрасенсов», но у этой передачи и рейтинг уже небольшой. Люди прекрасно понимают, что это всего лишь шоу. Не думаю, что кто-то реально верит в то, что там показывают.

У всякого государства есть «красные линии» и неприкосновенный фонд – стратегический фонд в военном и государственном смысле. Но самый главный неприкосновенный фонд государства – душа народа. Страшно, когда государство отдаёт душу народа на растерзание проходимцам, что и было в 90-ые годы. Ныне наверху поняли, что, как зеницу ока, нужно хранить душу народа. Мы избрали традиционные ценности как основу нашей цивилизации. Это о многом говорит.

Самое точное слово, отражающее результаты опроса ВЦИОМ, — отрезвление в святоотеческом смысле. Как известно, трезвость и трезвление – одна из высоких духовных добродетелей. Когда человек не подвластен стихиям мира сего, влияниям слева и справа, когда он, взявшись за плуг, чётко идёт вперед, не зевая по сторонам – тогда его борозда ровна по слову Господа.

Конечно, не все уверились в истине Православия, но тот же Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что атеисту легче стать верующим, чем мнимому верующему.

Мы наблюдаем процесс оздоровления общества. Здоровое неверие – добродетель. Отрезвление для религиозной жизни народа – весьма положительный момент, свидетельствующий о выздоровлении души народа.

Источник: ruskline.ru