Домой Россия Единственное место, где забыли про 1991 год и до сих пор живут...

Единственное место, где забыли про 1991 год и до сих пор живут в СССР: Но русских хотят прогнать

3

В этом посёлке на Шпицбергене как будто не слышали про развал СССР. Тут Ленин смотрит на ледник, за спиной гуляют белые медведи, а в рабочей столовой дымится "шахтёрский борщ". Добро пожаловать в Пирамиду, где все говорят на русском языке. Правда, территориально вы в Норвегии. Сегодня это место и весь архипелаг особенно привлекают туристов, а потому сюда хотят инвестировать.

Особый статус Шпицбергена

Законсервированный кусок Советского Союза, который ещё называют «город-призрак», хотя люди здесь есть, зажат между ледником и морем на архипелаге Шпицберген. Места славятся не только ледниками, белыми медведями и рыбой, но и миллиардами тонн каменного угля.

Площадь Шпицбергена, состоящего из множества островов, – как две Курских области. 61 тысяча кв. км заселена примерно тремя тысячами человек. Это сравнимо с численностью ЖК из трёх высоток. Порядка 400 человек – русские. 

Нынешнее положение дел определил Шпицбергенский трактат 1920 года. В результате был признан норвежский суверенитет над архипелагом, но с рядом особых условий. Россия, присоединившаяся к Шпицбергенскому трактату в 1935 году, получила все права на свободное освоение ресурсов архипелага. Возможность добывать уголь, ловить рыбу, сооружать необходимую для этого инфраструктуру. Гражданам всех подписавших трактат стран гарантируется беспрепятственный доступ на архипелаг. На островах есть два официальных языка – норвежский и русский. Кроме того, для посещения архипелага гражданам России виза не нужна.

Для обслуживания шахт построили три рабочих посёлка: Грумант, Пирамиду и Баренцбург. Из них постоянно населён сегодня только Баренцбург. Главной действующей силой России на Шпицбергене стал трест «Арктикуголь».

Семь лет назад сообщалось, что Норвегия частично нарушает международное право и особый статус архипелага, организовав там рыболовную зону без согласия России. А два года назад западные журналисты раскритиковали празднование в Баренцбурге Дня ВМФ и парад, который прошёл 9 мая. Назвали праздники «пропагандой, демонстрирующей русское доминирование в Арктике».

На Шпицбергене больше белых медведей, чем людей. Фото: © Stefan Auth/imageBROKER.com/Globallookpress

Между тем, как стало известно, в последние годы «Арктикуголь» взял курс на снижение объёмов добычи угля и активно развивает туризм в посёлки российского присутствия. В итоге на финансирование российских организаций на архипелаге Шпицберген в 2025–2027 года направят около четырёх миллиардов рублей.

В общем, на бумаге архипелаг принадлежит Норвегии, но по Шпицбергенскому трактату 1920 года на острове могут хозяйничать и другие страны. Попытки притеснить русских или прогнать незаконны. 

«Будто в параллельной реальности»

Больше всего на Шпицбергене привлекает туристов посёлок Пирамида. В «город-призрак» это шахтёрское поселение превратилось в 1998 году, когда угольную шахту закрыли. Рабочие разъехались, под полярным солнцем остались стоять пустые дома с ворохом оставленных личных вещей и самый северный бюст Ленина. Но спустя какое-то время Пирамида неожиданно возродилась. В 2009-м государственный трест «Арктикуголь» подключил несколько зданий к коммуникациям. В итоге сюда стали приезжать тысячи туристов ежегодно, в основном европейцев. Много и русских.

В Пирамиде катаются на снегоходах зимой и на каяках летом, осматривают пустующие здания, где сохранился дух эпохи, пьют чай в советских интерьерах. Работают ресторан и бар. Дороги к посёлку нет. Добраться сюда можно на вертолёте, снегоходе или корабле. Большинство посещающих Пирамиду – пассажиры круизных лайнеров. Они проводят здесь несколько часов или полдня. Говорят, забыть увиденное невозможно: красивейшие пейзажи и «живой» памятник освоению Арктики периода развитого социализма. В отличие от других «заброшек», посёлок не разграблен. Он слишком далеко, и заниматься вандализмом некому.

Вообще, уверяют эксперты, на Шпицбергене больше белых медведей, чем людей. Недавно случилась драма: хищник погнался за туристом, учуяв запах еды. Мужчина спасся благодаря снегоходу и крепким нервам. Правда, турист до конца отпуска без ружья не выходил из гостиницы. В Пирамиде стрелять в медведей нельзя. Только в самом крайнем случае, если хищник сам напал.

В Пирамиде животные спокойно разгуливают по улицам. Фото: © Stefan Auth/imageBROKER.com/Globallookpress

А вот кто умиляет туристов, так это песцы. Они бегают по улицам посёлка как кошки. Дружелюбны и олени – спокойно подходят к людям.

Здесь всё настоящее: от стенгазет до ленинской комнаты. Даже мебель в гостинице была собрана в 80-х. Ощущение, будто оказался не в музее, а в параллельной реальности. В которой 1991-й ещё не наступил. И пока на центральной площади стоит Ленин, а за спиной у тебя рыщет медведь, ты понимаешь: история – это не дата в учебнике. Это воздух. Лёд. И звук шагов по пустой улице,

– пишет автор канала «Популярная наука».

А вот что рассказал о посёлке турист, который провёл там три часа:

Когда мы подплывали к Пирамиде, показались верхушки гор пирамидальной формы. Символ Пирамиды – стела на входе в посёлок, которую установили в 1984 году. Стоит до сих пор. В посёлке есть бассейн, спортзал, где футбольные ворота, баскетбольные кольца… Лично меня в посёлке Пирамида поразило дерево в горшке в здании Дома культуры – оно стоит там с 90-х годов.

Материал об этом опубликован на канале zorkinadventures.

Бассейн для шахтёров. Скриншот с канала zorkinadventures

«Последний месяц каждый день отмечали»

В советское время в посёлок приезжали обычно на два года. Почти в любой комнате, если открыть шифоньер, можно увидеть на обратной стороне дверцы записки вроде: «Полгода», «Три месяца», «Месяц».

Люди считали, сколько осталось до возвращения, последний месяц каждый день отмечали. Кто семьями жил, тем нормально, а одному как? Связи не было, письмо отправишь – через сколько оно дойдёт?

– рассуждает в беседе с РИА Новости Сергей Морозов, проживший на архипелаге более восьми лет.

«После работы на Пирамиде приезжаешь в Баренцбург, как в столицу, а ведь это очень маленький посёлок», – смеётся он.

К слову, если русские в основном живут в Баренцбурге, то норвежцы – в городке Лонгйир. Почти всех гостей архипелага Шпицберген поражает то, что в Лонгйире… нельзя умирать.  Дело в том, что тела в условиях вечной мерзлоты просто не разлагаются и поэтому привлекают белых медведей. Так что обречённых на смерть увозят с острова. Местное кладбище перестало работать ещё 70 лет назад.

Улица 60-летия Великого Октября есть и на острове в Северном Ледовитом океане. Скриншот с канала zorkinadventures

Источник: https://tsargrad.tv