«Логика у немецких властей как у гопников из анекдота»
Немецкие власти сообщили о принятом накануне решении запретить вещание телеканала RT DE (немецкоязычного проекта «Russia Today») якобы из-за отсутствия у него разрешения от местных властей. Эксперты не сомневаются, что ответ с российской стороны не заставит себя ждать.
Фото: Pixabay.com.
Таким образом вполне неожиданно завершилась история борьбы властей Германии против доступа к немецкоязычной аудитории неугодных им новостей. После выпуска RT DE в эфир в прошлом году своих передач, практически сразу, в декабре, германский медиарегулятор MABB заставил оператора спутниковой связи Eutelsat прекратить трансляцию канала.
Теперь же дело дошло до прямого официального запрета. Помимо спутникового вещания запрещается трансляция в интернете, через мобильные приложения или смарт-ТВ приложения RT News. Формальным основанием для запрета стало наличие на территории ФРГ компании RT DE Productions, которая производит собственно для RT DE часть контента. И эта компания-резидент никакого разрешения на вещание не получала. Но, как отмечают представители RT, и не должна была, потому что компания-вещатель находится в Москве и с разрешениями, в том числе международными, у нее все в порядке. И находится она вне юрисдикции немецких властей, и в разрешениях их не нуждается.
В декабре, сразу после запрета-лайт, представители российского МИД выразили к нему свое отношение, правда в достаточно мягкой общей форме. Сергей Лавров заявил, что российская сторона усматривает в таком шаге недобрую волю германского руководства, а Мария Захарова заявила, что Германия осознанно подводит Россию к необходимости принятия ответных мер. Меры эти, однако, не приняли. Хотя вокруг о деятельности «Deutsche Welle» дискуссии шли до этого не один год.
Рассчитывать, что реакции с российской стороны не будет и теперь, было бы странно. Достаточно вспомнить, чем закончились притеснения RT в США. Не ясно только одно: зачем власти ФРГ именно сейчас решили превратить в жертву «российской кровожадности» германские СМИ, работающие в России, или имеющие доступ к российской аудитории. Мнения о том, что закрыть в ответ, уже звучат. Сенатор Андрей Климов прямо указывает на «Deutsche Welle».
Впрочем, экспертов развитие событий явно не удивило. Директор Центра политического анализа Павел Данилин, например, оценил произошедшее следующим образом:
— Запрет на вещание «Russia Today» это демонстрация того, что они (руководство Германии – авт.) идут в фарватере США и готовы служить им дальше. То есть, учитывая, что именно американцы нагнетают сейчас ситуацию, руководство Германии подыгрывает им.
И если Павел Данилин просто полагает, что жертвой немецкого демарша окажется какая-нибудь из немногочисленных немецких телекомпаний, работающих в Москве, то директор Института политических исследований Сергей Марков в общем не сомневается в выборе цели для «ответки»:
— Видимо, они не боятся этого, готовы к этому. Но «Дойче Велле», должен сказать, это ультрарадикальная станция. По сравнению с ее пропагандистским напором и фейками, «Раша Тудей» это просто какой-то апофеоз толерантности, классической журналистики. Власти Германии, в какой-то существенной части, включая спецслужбы и связаные со СМИ, занимают очень жесткую позицию. Те, кто связан с бизнесом, занимают более умеренную, как и те, кто зависит от избирателей. Те, кто взял жесткий курс, по сути, ведут гибридную войну против России. Это факт, который мы вынуждены принять.
Вопрос, что будет дальше, после ответных запретов, Сергея Маркова тоже не поставил в тупик:
— Будет истерика. У них ведь главная идея как из известного российского анекдота. Идут два гопника, видят прохожего, один говорит: «Давай его побьём». Второй спрашивает: «А если нас побьют?» «А нас-то за что?» — отвечает первый. Вот эта идея «а нас-то за что» стала практически официальной политикой западных властей.