«Странности» и «непонятности» в семье последнего Русского Царя
Леонид Анатольевич Чепелев
Российская Империя 
Романовы 
Концепция воспитания человека 
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Семья 
Фото: prokulturu.ru
История Царской семьи имеет много интереснейших страниц. К сожалению, некоторые страницы малоизвестны или вовсе забыты. Но, благодаря стараниям искренних любителей отечественной истории, мы узнаем много нового из жизни и быта царской семьи. Но некоторые моменты этой жизни казались современниками странными. Да и сегодня для некоторых читателей они кажутся немного непонятными. Приведу всего несколько примеров.
Однажды Императрица с детьми приехала в Могилев, где в это время находилась Царская Ставка. Могилевчан поразила одежда Александры Федоровны и княжен. Они были одеты в светлые шляпы, коричневые короткие кофточки и юбки цвета бордо. В то время так одевались только барышни из самой глухой провинции. Богатые дамы из «высшего могилевского общества» возмущенно сплетничали об отсутствии вкуса у Государыни, которая, по их мнению, не смогла привить дочерям элементарные понятия о моде и хором осуждали её за это. Особенно дам возмутило, что кофты, носимые княжнами, были растянуты, а одежда поношена. Видно было, что всё передавались от старших дочерей младшим. Конечно, на какие-то торжественные мероприятия Александра Федоровна и княжны одевались по «царски», но в повседневности были очень скромны. Многие современники совершенно не понимали причин такого странного поведения. Хотя близкие семье люди объяснили отчего так происходило. Император и Императрица, видя бедствия, обрушившиеся на Россию во время Первой мировой войны, потребовали от себя и дочерей отказаться в это тяжелое время от богатых нарядов и любой роскоши.
Сохранились воспоминания и об искренности веры Императрицы. Так, флигель-адъютанта Мартынов вспоминал о последнем пребывании царской семьи в Могилеве: «Помню один день в Могилеве, во время последнего приезда туда царской семьи. Одна из великих княжен (царских дочерей) мне сказала: “Мама хочет быть у всенощной не в штабной церкви, а в городском монастыре и просит вас сопровождать нас. Только, пожалуйста, не предупреждайте никого и не говорите полиции. Мы хотим помолиться совсем незаметно для других”. Кажется, это было 21 ноября 1916 года. Мы вошли никем не замеченные в церковь и смешались с молящимися. Императрица купила свечи и сама, как и Великие Княжны поставила их перед чудотворной иконой. Все её движения, земные поклоны, приёмы с которыми она ставила свечку, крестилась и прикладывалась к образам, меня поразили изумительным сходством с движениями простых религиозно настроенных русских женщин. Только женщина, проникнутая православными обычаями, сознающая всю ценность церковных обрядов, могла таким внешним образом выражать свое молитвенное настроение. Императрица ничего не замечала – она ушла в самое себя. Она стояла с глазами, полными слез, устремленных на икону. С лицом, выражавшим беспредельную тоску и мольбу».
Искреннюю веру Императрицы подтверждали и другие свидетельства. Так на Братском кладбище героев Первой мировой войны в Царском Селе стараниями Царицы была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». На каждой из тысячи могил похороненных там воинов был установлен двухметровый крест, а Царица часто бывала здесь, молясь об упокоении усопших. Очевидец вспоминал: «Темнело, и в сумраке весеннего дня кое-где белели кресты могил. Вдруг у ограды кладбища остановился автомобиль, из которого вышла дама, вся в чёрном, и, войдя в ограду, остановилась у первой же могилы, осеняя себя крестным знамением. Офицер, ставший невольным свидетелем этой сцены, отошел из скромности возможно дальше и ожидал, что дама сейчас уедет или пройдёт в церковь. Но велико было его удивление, когда она, отойдя от одной могилы, пошла дальше и, остановившись с молитвой перед следующей, обошла все кладбище, молясь перед каждым крестом. Когда она дошла до офицера, он узнал в ней Государыню Императрицу, которая одна ночью молилась за души погибших своих подданных…»
Много внимания Николай II и Александра Федоровна уделяли воспитанию детей. Прежде всего современников удивляло то, что Царица сама кормила грудным молоком своих детей. В то время в высшем обществе было принято для этого нанимать кормилиц. Родители воспитывал княжён и наследника в скромности и неприхотливости. Заботились о том, чтобы наследник и княжны всегда были заняты каким-либо полезным делом. С малых лет царские дети привыкали питаться простой пищей, избегали излишеств в одежде, всегда вели себя скромно. Девочки умели вязать, вышивать, рисовать и хорошо играли на фортепиано. Во время помощи престарелым, больным, сиротам в приютах и больницах княжны научились быть простыми в общении с людьми разных социальных групп. Они никогда не брезговали ухаживать за немощными, а позже и за тяжело раненными воинами. Во время войны царь всегда брал сына в поездки на фронт, чтобы приучить его в военной жизни и военном быту. Редким для высшего света было и то, как Александра Федоровна подбирала учителей. Она, всегда обращая внимание не только на их профессионализм, но и на их доброту, отзывчивость и порядочность в поведении. Книги для развития детей так же тщательно подбирались. Это тоже было непривычным для того времени. Многие родители из высшего света оценивали только объем знаний и профессиональные навыки подбираемых для детей учителей. Такое воспитание детей в царской семье в глазах высшего света выглядело странным, т.к. совершенно противоречило принятым в высшем свете обычаям.
Всё эти «необычности» и «странности» удивляли современников и сильно раздражали представителей высшего света. Сколько сплетен и выдумок было придумано, чтобы очернить царскую семью. Сколько грязных статей было напечатано в газетах. Но сегодня вся эта грязная шелуха осыпается, и мы начинаем видеть семью Николая II такой, какой она была на самом деле.
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, педагог-психолог, Могилёв (Беларусь)
Источник: ruskline.ru