Взгляд коммунистических лидеров на Иисуса Христа
Епископ Ириней (Тафуня)
Бывший СССР 
В 2007 году бывший президент Республики Молдова Владимир Николаевич Воронин заявил, что Иисус Христос был «первым коммунистом». Подобным образом рассуждает и лидер Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Андреевич Зюганов, который в 2021 году в эфире радио «Комсомольская правда» сказал, что «первым коммунистом на планете в новом летоисчислении был Иисус Христос». Стоит рассмотреть эти утверждения несколько подробнее, чтобы показать существенную разницу между учением Библии и высказываниями этих видных политиков-коммунистов.
Во времена Иисуса Христа иудеи ждали мессию. В их представлении Он должен был явиться мужественным воином, вождем, который смог бы объединить народ и повести за собой в борьбе за свободу от власти поработителей – Римской империи, чтобы победить и, приняв правление, устроить на земле идеальное царство мира и справедливости. Во Христе люди надеялись и жаждали увидеть того, кто возглавит всенародное освободительное движение и поведет его против завоевателей и угнетателей иудеев. Но такие ожидания в корне не оправдались. Спаситель призывал народ к признанию своих грехов и покаянию, а не к борьбе против власть имущих. Иисус Христос пришел спасти людей от их личных грехов (Мф. 1,21), а не от римских завоевателей.
Был ли Христос революционером в привычном для нас смысле? Нет. Он не пытался каким-либо путем прийти к власти, напротив – когда евреи хотели сделать Его царем, Он отказал, скрылся. «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, удалился на гору один (Ин. 6,15) – свидетельствует Евангелие.
Христос Спаситель не стремился разрушить существующую систему управления как явно несправедливую и устроить взамен некое «царство добра и благополучия». Все четыре Евангелия свидетельствуют, что Он не был мятежником, который бы пытался свергнуть власть римлян. Он не был также и социальным реформатором, открыто утверждая, что Его Царство «не от мира сего» (Ин. 18,36).
Однако, некоторые современные представители коммунизма, в частности, упомянутые выше В.Н.Воронин и Г.А.Зюганов, сравнивают Нагорную проповедь Иисуса Христа с кодексом строителя коммунизма. Так, Владимир Воронин отмечает, что «коммунистическая идеология и христианская доктрина очень похожи». О том же говорит и Геннадий Зюганов: «Положите рядом проповедь Иисуса и моральный кодекс строителя коммунизма – один в один». Лидер коммунистической партии России также напомнил, что главный лозунг коммунизма: «Кто не работает, тот не ест» содержится в послании Апостола Павла к Фессалоникийцам».
Да, в апостольском послании есть похожие слова: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Представители Русской Православной Церкви не оставили без комментариев подобные заявления политика. Так, Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заявил РИА «Новости»: «Не считаем корректным и уместным сравнивать слово воплотившегося Бога с какими-либо политико-экономическими учениями, включая коммунизм. Однако напоминаем о том, что двери православных храмов остаются открытыми для верующих представителей всех российских партий».
Действительно, совершенно неправильно пытаться сравнивать и приравнивать учение Иисуса Христа к политическим лозунгам, даже если некое их подобие находим в Священном Писании. Более жестко высказывания коммунистического лидера прокомментировал диакон Андрей Кураев*: «В Новом Завете есть послание апостола Павла, в котором есть слова, которые показались Зюганову близкими к его лозунгам. Они звучат так: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Но это, по сути, – совершенно противоположная вещь. Кто не трудится, тот не ест – норма концлагеря».
«Нигде – ни в Ветхом, ни в Новом Завете вы не найдете ничего плохого о коммунистах», – рассуждал В.Н.Воронин, развивая теорию о схожести двух учений. Это верно. В Библии нет прямых высказываний о коммунистах. Священное Писание и не должно комментировать взгляды политических партий мира всех времен и народов. Религия и политика – две самостоятельные и весьма разные сферы общественной жизни.
Так есть ли сходство учения Христа с идеологией коммунистической партии или нет? Если быть внимательными и беспристрастными, то увидим существенные отличия.
Рассуждая об этом, диакон Андрей Кураев* говорил, что в «коммунизме нет милосердия, но прослеживается насилие с принуждением». Христианская вера не допускает запрета на жизненно необходимые блага и в этом суть милосердия. «Марксистский коммунизм, – говорил он, – отличается от раннехристианского духа. Формула последнего гласит: "что мое – то твое". При этом позднейший, то есть марксистский коммунизм в основе своей идеологии содержит противоположную идею: "что твое – то мое"»] Христианство призывает своих последователей жертвовать во имя Христа, по любви и милосердию к человеку и ни к чему иному. Так, апостол Павел наставляет верных: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3,17).
Также отец Андрей* справедливо отмечал: «Попробуйте найти слово "милосердие" в работах Ленина или Карла Маркса. Там совершенно другой лексикон для решения других задач. Там нет ничего, что могло бы говорить о душе человека и о личном пути».
В заключение можно сказать, что Личность Иисуса Христа столь масштабна, что сравнения и споры о Его жизни и учении неизбежны. Все интересующиеся могут углубиться в изучение Священного Писания. Но при этом важно сравнивать не положения различных идеологий с христианским учением, а личные поступки и мысли со словом Бога. Сравнивать, а не отождествлять. Учение Христа, как видим, существенно отличается от доктрин коммунистической партии, как и от всех прочих идеологических течений.
Епископ Орский и Гайский Ириней
Бывший протодиакон Андрей Кураев признан Минюстом иноагентом*
Источник: ruskline.ru