Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» вышел на первый этап ходовых испытаний. Это значит, что России остался шаг до того, чтобы «ногою твёрдой стать у моря». Ещё более твёрдо стать, чем ныне
Это, наверное, завораживающее зрелище. Когда смотришь, как прямо под твоим балконом проплывает железная громадина длиною в 173 метра, шириною в 34 метра и водоизмещением в 33 тысячи тонн. В половину твоего дома, в общем. Даже при взгляде на фотографию дух замирает и холодок по спине ползёт. Нет, бывают у питерцев завидные даже для москвичей моменты в жизни!
То проходит на первый этап ходовых испытаний головной корабль типа ЛК-60Я (проекта 22220) – ледокол «Арктика». Он же дал и своё имя всей серии подобных судов, которая должна будет составить 5 единиц. Первые три уже стоят на воде – и один уже, как видим, идёт, на два следующих выделены средства. Немалые – 100 млрд рублей.
Атомный ледокол «Арктика» – первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании в августе 1977 года. Фото: Roman Denisov / Globallookpress
«Арктика» – начало и продолжение
Вообще говоря, «Арктика» уже бороздит просторы Северного Ледовитого океана. Вернее, не сама, а в воплощении ещё двух эксплуатируемых судов этой серии предыдущего проекта 10520/10521. Самый первый в серии атомный ледокол по имени «Арктика», спущенный на воду в 1972 году и ставший когда-то первым судном, достигшим в надводном плавании Северного полюса, ныне утилизирован.
Как признают моряки-полярники, это был (и частично остаётся) хороший корабль. Поменьше новой «Арктики», размером 148 на 30 метров, о четырёх палубах, но очень эффективный и предельно полезный. Недаром считается, что 6 ледоколов этой серии сделали целую эпоху в освоении Арктики.
Капитан атомного ледокола «Арктика» Ю. Кучиев. Фото: Roman Denisov / Globallookpress
Нынешняя «Арктика» типа ЛК-60Я проекта 22220 несколько побольше и серьёзно мощнее. Собственно, аббревиатура его так и расшифровывается: «Ледокол мощностью 60 МВт, ядерный (в смысле, с ядерной силовой установкой). Самый мощный ледокол в мире – как самым мощным ледоколом в мире для своего времени была и прежняя «Арктика».
Объединённая судостроительная корпорация получила заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов типа…
У нового корабля увеличенная способность взламывания льдов – до 2,9 метров толщиною. Скорость хода – до 22 узлов по чистой воде. Автономность по топливу (то есть между перезагрузками ядерных топливных элементов) – 7 лет!
Но главная особенность кораблей этой серии – в переменной осадке. В зависимости от необходимости «Арктика» может несколько «приподыматься» в воде – с 10,5 метров осадки до 8,55 метров. Эти почти 2 метра разницы позволяют кораблю не только спокойно курсировать по в общем довольно мелководному у наших берегов океану, но и заходить в русла сибирских рек. А это – экономическая эффективность, особенно ввиду постоянного роста грузооборота Северного морского пути и его портов.
Любопытно, что свою способность к двухосадочности «Арктика» успела подтвердить ещё при движении на ходовые испытания. Дело в том, что высота корабля от ватерлинии – 52 метра. Но столько же, как оказалось, составляет подмостовой габарит моста на Западном скоростном диаметре (ЗСД) в Питере. И корабль прошёл под этим мостом на низкой осадке, оставив между собою и пролётом расстояния в 180 сантиметров.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 отправился для прохождения ходовых испытаний в Финский залив. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Стоимость корабля, согласно контракту, составляет 36,959 млрд рублей. Два следующих – «Сибирь» и «Урал» вместе «потянут» на 84,4 миллиарда. Следующие два – как уже сказано, пока на 100 миллиардов. Итого, «Росатому», в лице его дочерней компании «Росатомфлот», нужно будет «отбить» в ходе дальнейшей эксплуатации более 220 млрд рублей.
Завершение строительства серии ожидается к 2026 году.
Вашингтон давно грезит о гегемонии в арктических водах, постоянно выражая недовольство доминированием России в…
Испытания
Ядерная реакция в котлах «Сибири» запущена совсем недавно – 4 октября. Пока – на минимальном уровне мощности, только чтобы контролировать процесс. Так что главная цель первого этапа испытаний – провести проверку хода корабля от дизель-генераторов, которые стоят в качестве резервной энергетической установки.
Атомный реактор по-настоящему собираются запустить после возвращения с испытаний. По сообщениям прессы со ссылкой на заявление гендиректора «Балтийского завода» Алексея Кадилова, такое решение объясняется большим количеством переделок – с соответствующим, надо полагать, количеством недоделок.
Нас попросили: давайте сначала на дизелях, а потом уже запустим. Переделок было большое количество,
– приводятся слова Кадилова.
Стапели «Балтийского завода». Фото: Semen Likhodeev / Globallookpress
Сообщается, что «сдаточная команда, состоящая из специалистов Балтийского завода и представителей заказчика, проведёт проверку механической части энергетической установки, балластной и общесудовых систем». Ну и, надо полагать, всё прочее – ведь на корабле мелочей нет. В том числе палубные механизмы, якорные и швартовные устройства, средства связи и навигации и т. д.
Этот этап ходовых испытаний проводится в Финском заливе.
В прессе приводятся такие обещания причастных к строительству ледокола специалистов:
До нового года мы проведем первый этап испытаний, а после будем готовы к комплексным испытаниям, испытаниям по полной программе (ответственный сдатчик «Арктики» Вадим Голованов). Уже в мае 2020 года ледокол будет передан заказчику, госкорпорации Росатом (руководитель проекта 22220 Алексей Смирнов).
По уверениям строителей, корабль готов на 95% процентов. По всем нынешним заверениям, атомный ледокол поступит в эксплуатацию в мае следующего года.
Таким образом, уже в ближайшее время Россия в своей Арктике начнёт прирастать могучим ледокольным флотом, который сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
Источник: https://tsargrad.tv