11 марта Еврокомиссия и британское Управление по конкуренции и рынкам (CMA) объявили о расследовании в отношении крупнейших интернет-корпораций Google и Meta (Facebook, признана в России экстремистской организацией).
Регуляторы заявили, что изучают заключение в 2018 году секретного соглашения о сотрудничестве в сфере онлайн-рекламы. По мнению Еврокомиссии и СМА, оно могло создать серьезные проблемы для конкурентов двух IT-гигантов.
Поводом для заключения соглашения стало решение Facebook о поддержке так называемых бирж онлайн-рекламы, работающих по технологии Header Bidding. Эти площадки конкурировали с площадью, занимаемой рекламной платформой Google — Open Bidding.
В итоге компании решили не соперничать, а договориться. Facebook согласился сократить размещение рекламы через Header Bidding и перенаправлять пользователей на площадки Google. Взамен Google предоставила Facebook доступ и особые условия работы на своем рекламном сервере, которые были недоступны другим контрагентам.
О соглашении стало известно только в 2020 году, когда прокуроры нескольких американских штатов подали в суд на компании. Корпорации в отчете заявили, что договоренность не мешает честной конкуренции.
Еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер рассказала, что многие издатели полагаются на онлайн-рекламу как на ключевой источник финансирования, а заключенное двумя интернет-гигантами соглашение могло устранить с рынка технологии, конкурирующие с принадлежащей Google Open Bidding.
ИТ-гигантам инкриминируют нарушение статей 101 (запрет на согласование и осуществление скоординированных действий, ограничивающих конкуренцию) и 102 (запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны одного или группы предприятий) Договора о функционировании ЕС.
В случае, если вина компаний будет доказана, им грозят многомиллиардные штрафы. Для Google это не в новинку: еще в 2017 году ее оштрафовали на 2,4 миллиарда за злоупотребление доминирующим положением на рынке систем поиска, в 2018-м — на 4,3 миллиарда за ограничение свободы конкуренции при использовании операционной системы Android, и еще на 1,5 миллиарда в 2019 году — на этот раз за претензии к сервису контекстной рекламы Adsense.
В России главная видеоплощадка Google — YouTube — тоже попала в центр скандала. Вместо рекламных объявлений и рекомендаций корпорация начала вести политическую агитацию, одновременно с этим удалив каналы российских государственных СМИ.
«Блокировка каналов российских средств массовой информации, в том числе на территории России, на мой взгляд, незаконна, хотя бы с точки зрения здравого смысла, — считает директор по коммуникациям и связям с общественностью МИА “Россия сегодня” Петр Лидов-Петровский. — Это цензура, которую осуществляет зарубежная организация на территории нашей страны в отношении наших же государственных органов, ведь это были государственные СМИ. На мой взгляд, оценить это можно только так».