Далеко не все эксперты считают, что справедливо обвинять в гибели 41 человека только командира экипажа
Виновник только один
Расследование катастрофы «Суперджета» в аэропорту Шереметьево, жертвами которой в мае этого года стали 40 пассажиров и бортпроводник, завершилось. По данным источников, вина за их гибель возложена на командира экипажа Дениса Евдокимова.
А командир воздушного судна винит в трагедии панику, возникшую на борту упавшего «Суперджета»
Напомним, 5 мая 2019 года рейс SU1492 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск. По версии следствия, во время нахождения самолёта в небе в него попала молния, что привело к переводу управления «Суперджетом» в ручной режим. Также были отмечены возникшие из-за этого проблемы со связью между пилотами и диспетчерами.
Тогда Евдокимов принял решение вернуться в аэропорт вылета. Получив соответствующее разрешение, как полагают следователи, он совершил посадку со слишком большими вертикальной и горизонтальной скоростями, к которым добавился слишком большой угол атаки. Это привело к тому, что лётчики называют козлением — самолёт начал подпрыгивать на взлётно-посадочной полосе. После очередного касания земли одна из стоек шасси пробила топливный бак, что стало причиной сильного пожара.
Появилось полное видео посадки SU-1492 «Сухой Суперджет» в Шереметьево. На кадрах хорошо видно, как самолёт перед взрывом топливных баков несколько раз подпрыгнул на взлётно-посадочной полосе. https://t.co/ujFYtbHssu
— Григорий Турцев (@Npisaka) May 14, 2019
Большинство людей погибло не от удара, а от огня и отравления продуктами горения. По предварительным данным, опасные вещества выделялись при горении не только топлива, но и обшивки салона, сделанной из пластика,
— рассказал в середине октября руководитель главного управления криминалистики СКР Зигмунд Ложис.
Фото: TV Zvezda / Globallookpress
Спустя семь месяцев
Сам факт такого вывода следователя главного управления по расследованию особо важных дел СКР Ивана Сибула вряд ли у кого-то вызовет удивление, хотя сам пилот свою вину не признаёт. Необычно, сколько времени понадобилось для этого — чуть более полугода. Расследования авиакатастроф во всём мире длятся значительно дольше, и в случае с трагедией в Шереметьеве Межгосударственный авиационный комитет с окончательным вердиктом не определился. Тем не менее следствие дожидаться его не стало.
Обычно на сроки расследований такого рода происшествий влияет необходимость проведения множества экспертиз. Интересно, что обвинение пилоту Денису Евдокимову по части 3 статьи 263 УК РФ было выдвинуто ещё в октябре. Потерпевшими признаны 77 человек, в том числе его коллега Максим Кузнецов. По данным «Коммерсанта», уже тогда на руках у следователя были результаты более ста экспертиз, из которых 46 медицинских, 41 генетическая (установление личностей погибших), а также несколько лётных, психолого-лингвистических и других.
В «Аэрофлоте» посчитали, что заявление Владимира Кофмана является попыткой манипулировать общественным мнением
Сейчас Евдокимов находится под подпиской о невыезде. Вместе со своим адвокатом он в ближайшее время начнёт знакомиться с материалами уголовного дела, которые составляют не один десяток томов. Те потерпевшие, которые посчитали нужным приехать в Москву, такую возможность уже получили.
Аргументы не убедили
У первого пилота есть определённые доводы в свою защиту. Так, он утверждает, что самолёт при посадке «швыряло из стороны в сторону», поскольку он якобы не откликался на манипуляции с бортовой ручкой управления (этот джойстик заменяет в «Суперджете» традиционный штурвал). Однако в предварительном отчёте МАК говорится, что когда лайнер садился на ВПП и находился на высоте чуть более пяти метров от земли, пилот, пытаясь выровнять самолёт, несколько раз двигал джойстик то «от себя», то «на себя». Причём командир удерживал его в таких положениях некоторое время, будто пытаясь понять эффект от этих действий. Только вот если Евдокимов утверждает, что SSJ-100 на его действия не реагировал, то в МАК считают, что именно такие манипуляции с ручкой управления привели к болтанию из стороны в сторону.
Фото: Leonid Faerberg / Globallookpress
Также обвинённый в крушении пилот считает, что последствия были бы совсем другими, не открой кто-то заднюю дверь с целью выбраться из потерпевшего аварию самолёта как можно быстрее. Приток воздуха в разы усилил скорость распространения огня и интенсивность задымления салона. Кроме того, по словам Евдокимова, отломившаяся стойка шасси должна была отлететь в другую сторону от бензобака. В этом случае пожар не был бы таким сильным, а корпус «Суперджета» смог бы выдерживать высокую температуру в течение длительного времени.
Не всё так однозначно
Сторону пилота занял независимый технический эксперт Юрий Антипов, который указывает на плохую управляемость самолёта при посадке. По его словам, Евдокимов потому долго держал джойстик в разных положениях, что рули высоты были слишком медлительными, а в последнем случае вообще замерли и не дошли до нужного угла. При этом Антипов утверждает и особо подчёркивает, что берёт показатели из тех данных, которые предоставляет МАК. Также эксперт ранее обращал внимание на то, что стойки шасси должны проектироваться таким образом, чтобы выдерживать даже чрезмерные нагрузки.
Один из российских телеканалов опубликовал оказавшуюся в его распоряжении расшифровку переговоров диспетчеров…
Адвокат командира экипажа Наталья Митусова в комментарии «Коммерсанту» отметила, что следствие отказало в проведении целого ряда экспертиз, на которых та настаивала, считая их необходимыми. Речь шла о примерно тридцати исследованиях, связанных с противостоянием лайнером попаданию молний и повреждениями стоек шасси. Следствие ходатайство защиты отклонило.
Здесь важно отметить ещё два момента из предварительного отчёта МАК. В нём говорится о том, что ранее было зафиксировано 16 случаев попадания молний в «Суперджет», но ни в одном из случаев это не приводило к серьёзным последствиям. В том же документе отмечается, что до майской катастрофы пилоты SSJ-100 сажали лайнер в ручном режиме трижды — опять же без происшествий.
Фото: Xinhua / Sputnik / Globallookpress
Чтобы делать однозначные выводы о всех причинах гибели 41 человека 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, нужно быть экспертом, а пока даже среди них нет единого мнения о том, что или кто конкретно в этом виноват. Одни считают, что совершаются попытки всё свалить на пилота, другие — что, наоборот, стоит задача «похоронить» «Суперджет». Пока всё идёт к тому, что ответственность будет полностью возложена на пилота Дениса Евдокимова. Но впереди ещё судебный процесс. Не исключено, что уже на нём всплывут какие-то новые факты.
Источник: https://tsargrad.tv