Авторы идеи в Госдуме полагают, что семья способна платить ипотеку и жить на 16 тысяч рублей в месяц
Член комитета Госдумы по бюджету Дмитрий Юрков («Единая Россия») предложил вариант, как решить проблему с расселением людей из многоквартирных домов, – с помощью льготной ипотеки. Соответствующее предложение направлено в адрес вице-премьера Виталия Мутко, курирующего строительную отрасль. И ряд коллег депутата, в том числе из оппозиционных фракций, уже готовы поддержать инициативу, считая её достойной.
Здравый смысл, однако, говорит об обратном. Если такой механизм будет утверждён, это грозит, с одной стороны, реальной долговой кабалой для населения, с другой же – можно спрогнозировать массовые нарушения при принятии решений о расселении жильцов таких зданий: с коррупционной составляющей в пользу девелоперов.
Половина аварийных зданий была построена в послевоенное время
Аварийных многоквартирных домов в России насчитывается 54,7 тысячи зданий. В них проживает в сумме около миллиона человек. Фото: Dmitry Chasovitin / Globallookpress
Ситуация с аварийными многоквартирными домами в стране действительно аховая: таковых, согласно официальным данным Фонда содействия реформированию ЖКХ (это госкорпорация), в России насчитывается 54,7 тысячи зданий, в которых проживает в сумме около миллиона человек.
Большая часть владельцев ветхого или аварийного жилья не сможет воспользоваться предложением расселяться с…
В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» в течение пяти лет (2019-2024) планируется расселить 530 тысяч человек – причём речь идёт о тех домах, которые были признаны аварийными до 2017 года. Острее всего (по количеству жителей, нуждающихся в переселении) эта проблема стоит в Якутии, Пермском крае, Ханты-Мансийском АО, Самарской, Свердловской и Московской областях.
В основном аварийный фонд составляют дома, построенные в послевоенное время (1946-1970 годы): их больше половины. Ещё примерно четверть – жилые здания, возведённые до 1995 года. И большей частью (97,5 процента) это одно- и двухэтажные дома, их почти поровну. Остальное – 3-4-этажные (2 процента) и 5-этажные и выше (0,6 процента).
По информации Счётной палаты, площадь аварийного жилищного фонда будет увеличиваться. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Между тем, как ранее сообщал Царьград, по информации Счётной палаты, площадь аварийного жилищного фонда будет увеличиваться. Уже к тому же 2017 году, который установлен в качестве финального для включения в программу расселения в рамках нацпроекта, общее количество многоквартирных домов с износом более 70 процентов (то есть совершенно предаварийное состояние) выросло почти на четверть за предыдущие три года.
Очередная трагедия в многоквартирном жилом доме произошла в Астрахани: оторвался балкон пятиэтажки, на котором…
Логично предположить, что степень их износа уменьшаться не будет, хоть регионы и стараются включать такие сооружения, дабы не испортить статистику по ветхости и аварийности, в программы капремонта.
Только за последние три неполных года хитрецы-чиновники умудрились «воткнуть» в них свыше десяти тысяч (!) аварийных домов, ремонтировать и латать которые попросту нет смысла: свежая штукатурка отлетит напрочь, когда здание окончательно пойдёт трещинами. А дальше ситуация будет только ухудшаться.
Законопроект с недочётами
А вот национальный проект исполнять надо. Только как?
Месяц назад Госдума приняла в первом чтении разработанный правительством законопроект по усовершенствованию механизма переселения из аварийного жилья. Как ранее объяснял премьер Дмитрий Медведев, вносимые в Жилищный кодекс поправки подразумевают, что органы государственной власти в области жилищных отношений получат право определять основания, порядок и критерии для признания многоквартирного дома аварийным.
Дмитрий Медведев. Фото: MIT Russia / Globallookpress
Пока такие критерии у нас плавают,
– признал Медведев.
Речь, надо полагать, идёт как раз о домах с высокой степенью изношенности основных конструктивных элементов: крыш, стен, фундамента.
Отчего люди приобретают фобии и как с ними бороться
По его словам, предполагается также, что регионы получат право устанавливать дополнительные меры соцподдержки для переселенцев, если для них прежнее, аварийное жильё является единственным. Среди таких мер он назвал, в частности, субсидию, которая покроет часть расходов на ипотеку.
Кроме того, это может быть «льготная ипотека» и «специальные социальные выплаты», уточнил премьер.
Но уже тогда было понятно, что в законопроекте есть бреши. Так, например, не проработан вопрос, гарантирующий людям возможность приобретать в рамках программы переселения именно жильё: иначе кто поручится, что условную семью не впихнут в маневренный фонд? И вот у парламентария-единоросса Дмитрия Юркова созрела мысль по поводу ипотеки.
Ситуация могла бы в корне измениться, если бы Фонд содействия реформированию ЖКХ взял на себя обязательства по внесению первоначального взноса и значительной части периодических платежей,
– сказал Юрков.
Член комитета Госдумы по бюджету Дмитрий Юрков («Единая Россия») предложил вариант, как решить проблему с расселением людей из многоквартирных домов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Речь, по его словам, идёт о том, чтобы за счёт средств фонда годовая ставка по ипотеке для тех, кого расселяют, составляла не более 3 процентов годовых. И затраты на жилищный кредит следует ограничить так, чтобы после уплаты ежемесячного взноса на семью оставалось бы не менее двух прожиточных минимумов.
20 млн человек за чертой бедности. Откуда у них деньги даже на льготную ипотеку?
Всё это, конечно, здорово. Но вот как-то «дебет с кредитом» не сходится: не мешало бы, пожалуй, ознакомиться с официальной статистикой Росстата.
Прожиточный минимум в среднем по стране для трудоспособного населения равняется 11,3 тысяч рублей, для пенсионеров – 8,5 тысяч. Даже если брать только лишь работающее население, то в остатке – для того чтобы нормально, по мнению депутата, жить – останется 22,6 тысячи рублей на семью.
Так, для общего понимания, львиную долю расходов в этом нормативе составляют расходы на питание и самые необходимые непродовольственные товары и услуги.
Сегодня в России по итогам первого полугодия 13,5 процента населения обладают доходами ниже прожиточного минимумам – без малого 20 млн человек! И большинство из них – семьи с детьми. А половине семей хватает денег только на покупку еды и одежды. А если учесть, что в аварийном жилфонде проживают именно малоимущие, то факты говорят сами за себя.
Так откуда, позвольте спросить, у них деньги на ипотеку, даже очень-очень льготную?
Возмещения стоимости квартир, подпадающих под расселение, как правило, не хватает на нормальное, адекватное жилье, – подтверждает юрист Татьяна Семыкина, специализирующая на теме ЖКХ и строительства. – Тем более, есть четкие нормативы по квадратным метрам на каждого члена семьи. Поэтому людям зачастую предлагают квартиры в самых отдалённых районах.
Наиболее острые проблемы возникают в крупных региональных центрах: во многих из них ветхое и аварийное жилье сконцентрировано в исторических центрах, где стоимость «квадрата» очень высока. Но расчёт компенсаций, даже исходя из кадастровой стоимости, не позволяет приобретать что-то равнозначное.
Расчёт компенсаций, даже исходя из кадастровой стоимости жилья, не позволяет приобретать что-то равнозначное. Фото: Nikolay Gyngazov / Globallookpress
О столицах, Москве и Санкт-Петербурге, где цена за квадратный метр вообще крайне высока, и говорить не приходится: ипотека, даже с учетом компенсаций, окажется просто неподъёмной для малоимущих.
За пять лет реализации проекта капитального ремонта аварийных домов стало больше на четверть, а чиновники…
Другой момент – а как же быть со взносами на капремонт, которые отчисляют в соответствующую госкорпорацию в том числе и жильцы аварийных домов? За что они сейчас платят? И кто может назвать суммы, которые были внесены именно ими?
И, наконец, ещё один значимый фактор, который сейчас не столь очевиден, как первые два: коррупционные риски.
Речь идёт о том, что ситуация с аварийным жильем начнет разворачиваться в обратную сторону: таковыми могут признавать и относительно крепкие сооружения, проводя «нужные» экспертизы. В итоге людей будут расселять под невыносимые проценты (кого это волнует!), а девелоперы, спокойно оформив разрешения на строительство, получат здания не только под снос, но и под реконструкцию: затрат меньше, а выручка больше – с учётом, опять же, места расположения конкретного здания.
Таким образом, приходится констатировать, что приемлемых, способных реально работать механизмов по решению задач с ликвидацией аварийного жилфонда и, главное, с расселением людей, на данный момент нет. И ключевая задача остаеётся прежней: изыскать ресурсы для того, чтобы достичь цели.
Источник: https://tsargrad.tv