21 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в очередной раз вручит премии Фонда единства православных народов
В 2019 году традиционное вручение премии Международного общественного фонда единства православных народов омрачено расколом Православного мира, спровоцированным Константинопольским патриархом Варфоломеем. В сложившихся условиях задачи православного единения становятся ещё более важными, а роль Русской Православной Церкви в их решении значительно возрастает. Об этом и многом другом Царьград побеседовал с президентом Фонда единства православных народов, доктором философских наук, профессором Валерием Алексеевым.
* * *
Царьград: Валерий Аркадьевич, премия Фонда единства православных народов будет вручена уже в 19-й раз, сам Фонд существует уже почти четверть века. Путь проделан немалый; можно ли подвести определённые промежуточные итоги дела, начатого Вами в 1990-е годы, очень сложный период для нашей страны и нашей Церкви?
Президент Международного общественного фонда единства православных народов Валерий Алексеев. Фото: Телеканал «Царьград».
Валерий Алексеев: Для начала стоит сказать, что 25 лет назад, в начале 1995 года, состоялась официальная регистрация Фонда, сама же идея родилась несколько раньше, когда мы с группой моих единомышленников пришли к приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II и поделились с ним идеей создания такой организации. В результате обсуждения мы пришли к общему мнению, что это должен быть Фонд, который аккумулирует интеллектуальные и финансовые ресурсы для создания и становления такого сегмента гражданского общества, как православная общественность. Идея была поддержана Патриархом, и Фонд, чей Попечительский совет возглавил сам Святейший, был создан.
В субботу, 23 февраля 2019 года, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось бы ровно…
Нашей главной целью было и остаётся продвижение в жизнь современного общества силами православной общественности, причём не только России, но и других стран, православных духовных и культурных ценностей. Для достижения этой цели у нас существует множество направлений, по ряду из которых работает наш Фонд. Это и детская программа, и издательская, и паломническая. И, конечно, общественно-политические, межправославные программы.
Одной из самых значимых и резонансных среди этих программ является ежегодное вручение премий нашего Фонда «за выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Сначала премия носила только эту часть нашего девиза, но позднее он несколько расширился, и появилась вторая часть: «за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизнь современного общества». Именно по этим двум критериям и отбираются лауреаты нашей премии, чья торжественная церемония по традиции состоится 21 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в 19-й раз.
Конечно, 25 лет – это и много, и мало. С одной стороны, четверть века – немало для нашей человеческой жизни, для нашего восприятия быстротекущего времени. Но с другой стороны, те цели, которые как бы заявлены фондом, настолько масштабны, настолько вневременны, что какие-то итоги подводить, надеюсь, ещё рано. Тем не менее, в рамках направлений, о которых я уже сказал, все эти годы Фонд активно развивается. В особенности, в нашей международной деятельности.
На сегодняшний день у нас уже имеются девять зарубежных отделений. Главным образом Фонд осуществляет свои программы и проекты в местах исторического пребывания православных народов – на Балканах и на Ближнем Востоке. Эти отделения возглавляются Попечительскими советами, во главе которых стоят Предстоятели автокефальных Православных Церквей. Скажем, в Болгарии это Святейший Патриарх Болгарский Неофит, в Сербии – Святейший Патриарх Сербский Ириней (как прежде их предшественники Патриархи Максим и Павел).
Это говорит о том, что наши Фонды востребованы православной общественностью разных стран и пользуются большой поддержкой – как Предстоятелей Поместных Церквей, епископата и духовенства тех государств, где существуют наши отделения и осуществляются наши программы, так и Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который вслед за приснопамятным Патриархом Алексием возглавил наш Попечительский совет и чьей благодатной помощью мы пользуемся с большой благодарностью.
Ц.: Вы уже немного сказали о критериях отбора лауреатов, но хотелось бы узнать поподробнее, по какому принципу отбираются религиозные, общественные и государственные деятели, в том числе – главы государств и Предстоятели Церквей?
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян…
В. А.: Это, действительно, очень большая, многоплановая и довольно скрупулёзная работа. Работая над составом кандидатов в лауреаты, скажем, 2019 года, уже загодя ведётся работа над тем, какие перспективы просматриваются на 2020-2021 годы. У Фонда есть несколько номинаций, все они равночестные, среди них нет «номинации номер один», «два» или «три». И это очень символично: одинаково высоко оценивается подвижничество каждого номинанта на месте его социального, духовного, политического служения.
Тем не менее первыми к вручению премии приглашаются особы духовного звания. Как правило, это Предстоятель автокефальной Церкви. Причём в последнее время не только православной: в нашей практике уже есть несколько лауреатов из числа предстоятелей древних восточных, главным образом, дохалкидонских Церквей, с которыми у нас нет евхаристического общения, но которые для нашего православного мироощущения наиболее близки. Так, два года назад премию получил предстоятель древнейшей и очень большой Коптской Церкви. Значимой не только количественно (а это, по некоторым данным, до 30 миллионов человек в Египте и диаспоре), но и исторически, по её укоренённости в христианском пространстве.
Фото: Elena Koromyslova / Shutterstock.com
При выборе лауреатов по этой первой номинации мы, конечно, обязательно прислушиваемся к мнению Предстоятеля нашей Церкви. В значительной степени это связано и с визитом для получения премии, а согласно положению, она вручается только лично лауреату и только в Москве. Поэтому сами понимаете, насколько важно провести серьёзную подготовительную работу, чтобы для получения этой премии прибыл лично Предстоятель Церкви, чей график расписан на много месяцев вперёд. Но ещё сложнее, чтобы эту премию вместе с ним получило лицо следующей номинации – глава государства.
Коптские христиане не находятся в единстве с Православными Поместными Церквами, но являются подлинными…
Слава Богу, все эти годы удаётся собрать в один день в Москве сразу несколько выдающихся фигур: Предстоятелей Церквей, глав государств, а также лауреатов следующей номинации – деятелей культуры, науки и общественных фигур большого звучания. Очень важно, чтобы эти люди разных дарований, социальных и политических положений собрались вместе в один день и получили эту премию. Таким образом подчёркивается соборность нашего общего дела по продвижению христианских православных ценностей в жизнь современного общества. Общества, которое очень нуждается в этих ценностях и смыслах, которые во многом утрачены сегодня, особенно в западных странах. И поэтому сегодня, как и в первые века христианства, надо иметь немалое мужество, чтобы не бояться открыто выражать и поддерживать христианские ценности.
Конечно, мы очень признательны руководству МИДа, Администрации Президента, которые помогают нам совместить все эти сложные графики больших персон. Учитывая в том числе и то, что глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, который сам является лауреатом этой премии, очень внимательно относится к ней, и, как правило, находит время, чтобы принять лауреатов перед или после вручения им наград. Что тоже показывает, что все мы – и общественность, и священноначалие, и мужи, облечённые высоким государственным статусом, – вместе заботимся о защите и продвижении христианских ценностей. И это выглядит очень символически, я бы даже сказал «научительно» в самом лучшем смысле этого слова.
Ц.: Вы уже упомянули нескольких лауреатов премии. А общение с кем их лауреатов 18-ти прежних премий Вам наиболее запомнилось, с кем сложились наиболее доверительные и близкие отношения?
В. А.: Фонд, действительно, продолжает поддерживать со своими лауреатами отношения. Конечно, из Святейших Патриархов это, в первую очередь, уже упомянутые Патриарх Болгарский Неофит и Патриарх Сербский Ириней. Просто потому, что мы с ними довольно часто встречаемся. Повторюсь, они возглавляют Попечительские советы наших Болгарского и Сербского отделений, а учитывая, что эти отделения очень активно работают, мне приходится туда часто выезжать по целому ряду вопросов.
Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде, протоиерей Виталий Тарасьев в эксклюзивном…
Так же и с государственными деятелями. В первую очередь, я бы отметил экс-президентов Сербии и Болгарии господина Николича и господина Пырванова, экс-президента Ливана Мишеля Сулеймана и действующего президента Палестинской администрации Махмуда Аббаса. И конечно, не только высоких государственных лиц, но и известных деятелей культуры, как Эмир Кустурица, с которым у нас сложились по-настоящему дружеские отношения.
Ц.: В течение последнего года ситуация в Православном мире резко изменилась в связи с тяжелейшим украинским вопросом: разрыв евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом и архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом, откровенное предательство Александрийского Патриарха… Насколько сложная, на Ваш взгляд, ситуация складывается в отношении единства православных народов, и что в сегодняшних условиях можно сделать?
В. А.: Действительно, ситуация, которая сегодня сложилась в мировом Православии, не может не вызывать самых горестных реакций. Эта трещина на теле Православия, боюсь, долго не зарубцуется. Скажу как учёный, который всю свою сознательную жизнь занимается вопросом церковно-государственных отношений: все великие расколы в христианстве всегда были инициированы политическими соображениями. В том числе и сегодняшний трагический раскол, который, к сожалению, углубляется.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: MFA Russia / Globallookpress
Конечно, нужно сделать всё, чтобы остановить этот процесс. Наша Церковь и её Предстоятель Святейший Патриарх Кирилл очень многое делают для этого. И есть некоторые обнадёживающие события, такие как, например, присоединение к Московскому Патриархату Западноевропейской Архиепископии. Это очень хороший знак и очень важный пример православного единства, который миру показывает именно Русская Церковь. И он будет ещё более актуализироваться в самое ближайшее время, когда силы, враждебные Православию, которые, к сожалению, есть и внутри Православия, будут усиливать свою деструктивную деятельность.
Архиепископия православных русских приходов Западной Европы воссоединяется с Московским Патриархатом
Есть основания полагать, что нам предстоит ещё немало испытаний. Что здесь делать? Прежде всего хранить единство, хранить верность Церкви, делать всё, чтобы выработать единое соборное мнение. Сегодня ни одна Церковь в одиночку не сможет справиться с этой проблемой. Я знаю не понаслышке, какое давление сегодня испытывают представители тех Церквей, которые не возглавили свои делегации на так называемом «Критском соборе» 2016 года.
Сегодня три Предстоятеля Церквей, которые приняли мудрое решение в нём не участвовать, за исключением нашего Святейшего Патриарха Кирилла, дай Бог ему здоровья, находятся в немощи телесной: и Болгарский Патриарх Неофит, и Грузинский Илия, и Сербский Ириней. Да, конечно, сказывается возраст. Но с другой стороны, они испытывают огромное давление со стороны определённых политических сил, чтобы заставить их свернуть с того правильного пути, которого они придерживаются, отойти от твёрдой верности сохранению канонических устоев и устройства православной жизни. К сожалению, проявлением малодушия стало личное решение Александрийского Патриарха Феодора II признать украинских раскольников.
Собственно говоря, проект так называемой украинской автокефалии родился не сегодня. Как историк скажу, что на Украине вопрос об автокефалии актуализируется всякий раз, когда в Киеве наступает смутное время. Это происходит уже в третий раз за последние сто лет. Впервые «автокефалия» была провозглашена ещё в 1918 году, когда Украина была оторвана от России и там происходили трагические события, связанные с гражданской войной (немецкая интервенция, власть Петлюры и других сепаратистских сил).
Самозваного «патриарха» Василия Липковского, провозгласившего тогда «украинскую автокефалию», уже готовился признать Константинопольский патриархат в Стамбуле, но этому помешали дальнейшие политические события. Закончилась гражданская война, Украина вернулась в лоно единого советского государства, и эта тема исчезла как туман в солнечный день.
Борьба с Русской Церковью на Украине словно под копирку напоминает события гражданской войны 100-летней…
Второй раз тема «украинской церковной автокефалии» появляется опять, когда немцы во время Великой Отечественной войны оккупировали Украину. И здесь я бы хотел сказать об огромной роли, которую сыграло священноначалие Русской Церкви во главе с митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси.
Митрополит Сергий очень вовремя распознал эту болезнь, и ещё в 1942 году наш Синод, находясь в эвакуации в Ульяновске, провёл большую работу, которая завершилась проведением епископского Собора Русской Православной Церкви, где была осуждена эта украинская «автокефалия» во главе с церковным отступником епископом Поликарпом Сикорским.
И вновь тема «автокефалии» возникает, когда на Украине началась новая смута в 1990-е годы и там начали снова господствовать внешнеполитические силы. Подчеркну: тема «автокефалии» – это вопрос политический. А те люди типа Порошенко, которые активно модерировали и продвигали этот проект, – всего лишь исполнители и орудия внешней злой воли.
Укроавтокефалистская «ПЦУ-СЦУ» является преемницей не только филаретовского «Киевского патриархата», но и…
Самое печальное, что сегодня в этой геополитической игре участие принимают и греческие священнослужители. Но видите ли, в чём дело. Конечно, с греческим христианским миром мы связаны уже более тысячи лет. Но, к сожалению, на протяжении этих долгих лет мы неоднократно были вынуждены с сожалением признать крайне не братские усилия наших греческих единоверцев, прежде всего в лице священноначалия, «хозяев Фанара». Непомерные амбиции, которые двигают этими честолюбивыми священнослужителями, не приносят пользы Православию.
Думаю, только соборным разумом сегодня можно исцелить эту болезнь церковного разделения, и надеюсь, Православный мир найдёт в себе силы, чтобы излечиться от неё. Но для этого нужно время и усилия всех, кто причисляет себя к стаду Христову, кто себя считает православным верующим. Потому что от нашего единства, от крепости нашей веры будет зависеть и общее состояние нашего общеправославного организма.
Источник: https://tsargrad.tv