Замечательные всё-таки люди эти европейцы! Активно осваивая украденные в России деньги, они щедро приглашают нас присоединиться к банкету — вон в уголке стола есть местечко
Есть в мире такая замечательная организация — Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, в просторечии FATF. Создана она 30 лет назад, Россия вступила туда в 2003 году, когда министром финансов был Алексей Кудрин. С тех пор мы под диктовку из парижской штаб-квартиры FATF старательно боремся с отмыванием денег, например, блокируем карты собственных граждан без малейшей обязанности за эту блокировку как-то отчитаться.
Только некоторых удаётся вернуть назад — в наручниках, но уже без денег
И вот FATF сделала России новое замечание — указала на низкую нашу активность в деле возвращения незаконно вывезенных активов обратно в страну. С 2014 по 2016 год с подачи Следственного комитета России было арестовано активов на 368 млн рублей — в три раза меньше стоимости одной московской квартиры одного пассивного депутата от «Единой России». Притом что, по самым скромным оценкам Центробанка, в год из страны уходит более 70 миллиардов криминальных рублей, и эта цифра выглядит откровенно заниженной.
Слишком много знают
Действительно, мы не всегда проявляем должную активность при попытках вернуть награбленное.
Одну из причин, по которой Россия не рвётся возвращать свои деньги, Царьград уже приводил в инфографике, которую не грех опубликовать ещё раз.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
Понятно, что по итогам реализации такой схемы никто вести серьёзный розыск не будет: руководство банка слишком много знает. Банковская омерта в России не то чтобы была железным законом, но при прочих равных её стараются соблюдать все, от беглых банкиров до руководства Банка России.
Но подобная схема уже не является основной для вывода средств, правительство худо-бедно закрывает одну лазейку за другой. Например, сейчас нельзя «дать в долг» зарубежной фирме, которая в обозримом будущем обанкротится, не оставив после себя ни следа: нынче российский контрагент получит за это серьёзный штраф, который отобьёт охоту благодетельствовать. Тем не менее способов нелегального вывода средств хватает и по сей день.
Круговорот долларов вокруг России
Интересная штука — цифры! Внешнеторговое сальдо России в 2018 году составило +211,6 млрд долларов. Вроде бы деньги идут в Россию. А чистый отток капитала при этом — 67,5 млрд долларов. Потому что они в ней не задерживаются. Полученные как бы Россией средства от торговли остаются за рубежом, причём там к ним добавляются деньги, выкачанные из страны иным путём.
Борьба с выводом средств из банков и страны ведётся ударными темпами. Но люди всё равно почему-то стремятся…
Западные страны удивительно хорошо устроились: они получают наши ресурсы (углеводороды, лес, пшеницу), платят за них полновесной валютой, но эта валюта чаще всего даже не покидает страну-покупателя. Деньги остаются там же на депозитах — частных и государственных компаний, физических лиц, Фонда национального благосостояния — или тратятся на «стеклянные бусы» в виде квартир, вилл, отелей и прочих свечных заводиков про запас. Помните, был такой глава думского комитета по этике Владимир Пехтин — большой патриот с наградным пистолетом, который яростно отрицал наличие недвижимости во Флориде, а через месяц после этих отрицаний подарил несуществующую недвижимость сыну.
Таких пехтиных — полдумы и высшие чиновники правительства через одного. Запад формально их ненавидит, считает представителями империи зла, включает во всякие санкционные списки, но совершенно не возражает против траты ими русских денег на своей территории. И правда, с чего бы ему возражать?
Через несколько дней нас ожидает очередное ужесточение законов о СМИ, правоприменительная практика непредсказуема, поэтому для примера возьмём от греха старую историю. Как-то раз Леонард Блаватник (ТНК-BP, «Суал»), пребывая в хорошем расположении духа, купил во Франции два отеля, общие расходы — 262 млн евро. Тогда, в 2007-м, баррель Urals продавался примерно по 80 долларов, а за евро давали по 1,4 доллара. Несложно подсчитать, что Франция, отдав, а вернее, одолжив пару гектаров свой территории, вернула себе стоимость 4,6 млн баррелей, то есть 730 тыс. тонн нефти. Это, конечно, одна сотая её годового потребления, но мало ли в Париже и на Лазурном берегу ненужных отелей! И кого волнует, что продала Россия своё национальное достояние, а купленным на эти деньги активом распоряжается очень узкая группа товарищей.
Россия продаёт своё национальное достояние, а купленным на эти деньги активом распоряжается очень узкая группа товарищей. Фото: Aleksandr Schemlyaev / Globallookpress
Конкуренция за коррупционеров
И удивительно ли, что российские запросы о поиске и возврате средств не вызывают понимания на елисейских и альбионских полях? В самом деле, если Евросоюз начнёт сотрудничать с нами в деле поиска и возврата неправедно вывезенных активов, новые депутаты и чиновники, естественно, перестанут вкладываться в его экономику. Альтернатив хватает — вон в Эмиратах даже собственной территорией не разбрасываются, а строят специальные искусственные острова с виллами. И не задают никаких вопросов слетающимся туда коррупционерам со всего света, потому что дела кафиров настоящего правоверного не интересуют.
Разбираемся, какие схемы используют чиновники для вывода бюджетных средств и как можно умерить аппетиты…
Как не интересуют они виляющий хвостом в дверном проёме Евросоюза Лондон, не интересуют Соединённые Штаты, очень мало волнуют Израиль. Конкуренция! Но в то же время определённые приличия надо соблюдать хотя бы ради собственных избирателей, которые не всегда в восторге от присутствия рядом русских или, чаще, русскоязычных воров. Так и получается, что одной рукой Запад закрывает глаза на наши просьбы о содействии, а другой пишет нам рекомендации просить больше и чаще.
Они даже на наших запросах научились делать свой маленький бизнес. Получив требование об экстрадиции состоятельного выходца из России, западные партнёры находят его, заключают под арест и тут же выпускают под залог дорогой недвижимости, понятно, на какие деньги приобретённой. После этого незадачливый беглец волен раствориться в пространстве — залог достанется «доверившейся» ему европейской стране, а смущённые силовики пожалуются российским коллегам на непорядочность этих коррупционеров. Куда ни кинь — всюду профит!
* * *
Россия действительно пронизана коррупцией — она уходит с низовых уровней, но остаётся очень распространённой на средних и верхних этажах доходов и власти. Это возможно именно благодаря активнейшей поддержке Западом порочных тенденций в нашей элите, благодаря негласным гарантиям неприкосновенности её активов и физических оболочек за рубежом. Если бы этим людям было некуда бежать, они бы вели себя куда скромнее.
Но времена меняются. Только что на 14 лет осуждён бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, во времена своего десятилетнего пребывания в розыске активно зажигавший с российскими чиновниками в Куршевеле. Правда, выдали его нам одного, без денег, но лиха беда начало. Будем надеяться, что судьба Кузнецова станет примером для подражания, а не разовой акцией устрашения. Мы не Эмираты, но островов у нас тоже хватает. Целые заброшенные архипелаги.
Источник: https://tsargrad.tv