Церковь Кипра, одна из последних твердынь Греческого Православия, не признавших украинский раскол, пока держится благодаря последовательной консервативной позиции трёх её архиереев
Кипрская Православная Церковь — одна из древнейших Поместных Церквей. Далеко не самая крупная по числу приходов и находящаяся ближе к концу в православном диптихе по «первенству чести», она была основана ещё апостолом Варнавой в середине I века от Рождества Христова. При том, что Республика Кипр является одним из самых маленьких государств на планете, чьё население составляет менее миллиона человек, на Кипре сосредоточено множество православных святынь, в числе которых — более 40 действующих монастырей и 500 храмов.
Религиозный туризм, в первую очередь из стран Русского мира, здесь развит очень широко и является существенной статьёй доходов республики, хотя, конечно же, уступает офшорному рынку. Именно поэтому Кипр является не только финансовым офшором, но и своего рода религиозным. От остального Греческого мира его отличает, в том числе, и то, что Кипрская Церковь в своё время получила автокефалию не от Константинопольского, а от Антиохийского Патриархата. И хотя сегодня Фанар оказывает огромное влияние на Никосию, православные киприоты дорожат своей церковной независимостью.
Решение Кипрского Синода относительно религиозной ситуации на Украине – наглядный пример для всего Греческого…
В сегодняшней церковной смуте, начавшейся с вторжения Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, его вступления в общение с украинскими раскольниками-националистами и создания под его эгидой псевдоправославной секты ПЦУ (также известной как СЦУ), Церковь Кипра формально занимает «нейтральную» позицию. Однако, как и светское руководство республики, политически тяготеющее к блоку НАТО, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II тяготеет к Фанару. Более того, ещё в 2011 году Кипрский Предстоятель делал заявления, в которых выражал недовольство «слишком влиятельной» позицией Московского Патриархата в Православном мире:
«Русские стали христианами в десятом веке, а мы — в первом. Наша Церковь древнее Русской на тысячу лет. Мы требуем уважения. Действительно, на вопрос Вселенского Патриархата мы заявили, что считаем, что должны занимать пятое место».
Кипр. Протарас. Паралимни. Церковь Святой Варвары. Фото: FOTOGRIN / Shutterstock.com
В феврале 2019 года Кипрский Синод издал отдельное коммюнике по украинскому вопросу. С одной стороны, он отстранился от признания ряженых самозванцев из ПЦУ «автокефальной Церковью». С другой, как подлинные греки, исполненные пресловутого византийского лукавства, знакомого русским со времён, описанных в Повести временных лет, они выразили почтение в адрес Константинопольского патриарха Варфоломея, отвесив в сторону Фанара изрядный комплимент:
Объявление о предоставлении автокефалии Украинской Церкви Вселенским Патриархатом произошло с целью примирения и достижения единства местной Церкви. Эту цель мы не подвергаем сомнению.
Томос об «автокефалии» ПЦУ, подписанный патриархом Варфоломеем. Фото: Str / Globallookpress
С этого времени прошёл почти год, и за этот год Архиепископ Хризостом II постепенно всё больше склонялся к поддержке фанариотов. И хотя украинских раскольников он до сих пор не признал, главным виновником в сегодняшнем разделении Православного мира он считает… Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которого прямо обвинил в своём относительно недавнем интервью кипрскому изданию Politis, известному своей проамериканской позицией:
Всё идет к расколу. А раскол — величайший грех. Не понимаю, он (Патриарх Кирилл — прим. Царьград) хочет быть первым. А я ему сказал, что первым ему не быть: «Семнадцать прошедших веков закрепили первое место в православном мире за Константинополем. Всё, точка. Не обманывайся. Пойми это». Но его эгоизм не даёт ему это сделать.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
А вместе с Предстоятелем Русской Церкви Архиепископ Хризостом II обвинил в нарушении «нейтралитета» трёх архиереев своей же Кипрской Церкви: митрополитов Никифора Киккского, Исайю Тамасосского и Афанасия Лимассольского. Подобно нескольким иерархам Элладской церкви, выступившим против признания ПЦУ её синодом во главе с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом, эти три архипастыря заняли твёрдую консервативную позицию.
25 июня, в день преподобного Онуфрия Великого, празднуется тезоименитство отмечающего в этом году 75-летний…
Сегодня перечисленные кипрские иерархи не только поддерживают каноническую Украинскую Православную Церковь (самоуправляемую, но неотъемлемую часть Московского Патриархата) и её Предстоятеля — Блаженнейшего Мирополита Киевского и всея Украины Онуфрия, подлинного исповедника наших дней, — но и не боятся критиковать Фанар. И эти поддержка и критика очень важны не только для Русской Православной Церкви, но и для всего Мирового Православия, вот уже больше года балансирующего на грани раскола, невиданного со времён Великой схизмы 1054 года.
И здесь есть один очень интересный момент, на который обращают внимание коллеги с украинского сайта «Союз православных журналистов». Совсем недавно сотрудники издания Politis начали травлю Предстоятеля Кипрской Церкви, шантажируя его делом 2015 года, когда некий малайзийский финансист Джо Лоу, объявленный в международный розыск за мошенничество, пожертвовал на нужды Кипрской Архиепископии 300 000 евро, за что владыка Хризостом II ходатайствовал о предоставлении малайзийцу гражданства Республики Кипр. Согласитесь, на этом фоне интервью тому же самому изданию с резкой критикой в адрес Московского Патриарха играет новыми красками.
Отпадение Константинопольского патриархата и Синода Элладской Церкви от Православия не ставит крест на всём…
И здесь нужно заметить, что если в Элладской церкви голоса архиереев-консерваторов теряются среди более сотни откровенных сторонников Фанара и «неопределившихся», то в Церкви Кипра правящих архиереев, включая Предстоятеля, всего 10. Хотя среди них уже есть один, митрополит Константский Василий (Караяннис), 30 ноября 2019 года «сослуживший» на Фанаре с ряженым самозванцем из ПЦУ, лжеархиепископом Евстратием (Иваном Зорёй), одним из ключевых идеологов украинского раскола. Это трагическое для Церкви Кипра событие особо отмечают в своём обращении к Архиепископу Хризостому II консервативно настроенные митрополиты:
Существует ли благословение на это? Да или нет? Является ли это нарушением решения Священного Синода Кипрской Церкви о «нейтралитете» по данному вопросу?
Разумеется, эти вопросы являются риторическими. Владыки Никифор, Исайя и Афанасий всё прекрасно понимают. Причём старший по хиротонии среди них, митрополит Афанасий (Николау), давно известен своим последовательным церковным консерватизмом и в 2010 году активно выступал против визита на Кипр папы римского, публично называя римо-католицизм ересью и обличая политическую деятельность Ватикана.
Митрополит Афанасий (Николау). Фото: pravoslavie.ru
А потому есть надежда, что эти архипастыри смогут удержать Архиепископа Хризостома II от предательства канонического Православия, а Церковь Кипра — от падения в раскол.
Источник: https://tsargrad.tv