Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил первый визит в Москву. Чего ждать России от преемника Нурсултана Назарбаева, и насколько оправданы страхи о переориентации Казахстана в сторону Китая?
Встреча Касым-Жомарта Токаева с Владимиром Путиным — очень важный политический месседж. Ещё накануне отдельные эксперты говорили о том, что Токаев якобы сделает ставку на Китай. Поводом к этим предположениям является то, что новый казахстанский лидер в своё время работал в посольстве СССР в Китае, он прекрасно говорит на китайском и лоббировал включение Казахстана в Новый шёлковый путь.
Но тот факт, что свой первый визит Токаев совершает именно в Москву, должен снять эти подозрения. Не стоит забывать, что он — выпускник МГИМО и бывший советский дипломат. Новый президент Казахстана испытывает к России никак не меньшую симпатию, чем к Китаю. Токаев как-то сказал, что в образовании приоритетом должен быть не английский, а именно русский язык. Так что и в проамериканских настроениях заподозрить его сложно.
«Богом данный союз»
Казахстан и Россия — это Богом данные друг другу соседи, мы всегда будем вместе, во имя коренных интересов наших народов <…> Казахстанско-российские отношения сегодня могут служить эталоном межгосударственных связей. Думаю, тема укрепления союзничества и стратегического партнёрства наших стран будет главной на предстоящих переговорах,
— сказал Токаев перед встречей с Путиным в интервью «Российской газете».
Касым-Жомарт Токаев. Фото: kremlin.ru
Учитывая, что Токаева к власти привёл идеолог евразийства Назарбаев, то, скорее всего, Казахстан продолжит движение в русле евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Такой путь предопределяет сразу несколько факторов. Во-первых, география. У Казахстана самая протяжённая граница с Россией (7,6 тыс. км), а значит, членство в ОДКБ сохраняет свою актуальность. Особенно в период, когда с юга, из Афганистана, двум странам угрожает терроризм. Во-вторых, Москва остаётся главным торговым партнёром Нур-Султана, а каждое третье предприятие в Казахстане — российское. Взаимный товарооборот в 2018 году составил 17,6 млрд долларов.
Александр Лукашенко призывает к нормализации отношений с НАТО и снимает ограничения для Госдепа. В то же время…
В-третьих, русские составляют около 20% 18-миллионого населения Казахстана, что также является скрепляющим фактором. И, в-последних, Нур-Султан играет очень важную дипломатическую роль. Именно здесь появился формат Россия — Иран — Турция, который продвинул сирийское урегулирование. И именно Назарбаев на пару с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым сыграл посредническую роль в примирении России и Турции после сбитого Су-24.
Назарбаев управляет из-за кулис
На политику Токаева влияет и сам Назарбаев, который сохранил за собой пост председателя Совета Безопасности и руководство правящей партией «Нур Отан».
В 2017 году произошли очень серьёзные изменения в законодательстве Казахстана, которые ослабляют нового президента, в том числе исполняющего его обязанности. Президент был лишён тогда права вето, какие-то полномочия были урезаны. Эта балансировка произошла в ожидании транзита. Конечно, Токаев провозглашает себя преемником и был инициатором переименования столицы в честь Нурсултана. Без поддержки Назарбаева Токаев не удержит ситуацию внутри страны, потому что нужно соблюдать тонкий баланс среди элит. Без поддержки Назарбаева он не справится,
— рассказал в беседе с Царьградом политолог Павел Клачков.
Н. Назарбаев. Фото: www.globallookpress.com
По его мнению, так как Назарбаев «держит в руках вожжи», серьёзных изменений во внешней политике Нур-Султана не будет:
Вряд Токаев возьмётся за то, чтобы оторвать Казахстан от России, или отойдёт от евразийства. Ведь тогда тут же подключится Китай. У Китая очень жёсткие методы. Или же будет скатывание в исламизацию, что также опасно для сложившихся элит в Казахстане. Если Казахстан запылает, если там начнётся исламистская возня, это выгодно Западу. Поэтому я прогнозирую преемственность и стабильность внешнеполитических приоритетов.
При этом Клачков считает, что едва ли Токаев будет пророссийским политиком. Скорее он сделает ставку на многовекторность.
Отхода от курса Назарбаева не ожидает и первый председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук.
Пока над Казахстаном сохраняет контроль Нурсултан Назарбаев, политика этого государства в основных параметрах меняться не будет. От самого Касым-Жомарта Токаева никаких беспокоящих сюрпризов ожидать не стоит. Тем более что его первый официальный визит в Россию призван подкрепить эти гарантии,
— заметил он в интервью Царьграду.
Дестабилизация руками Запада
Фото: www.globallookpress.com
Однако эту преемственность может нарушить давление Запада на Москву.
Стратегическая ставка Казахстана на евразийство в обозримой перспективе полностью зависит от дальнейшего соотношения сил между Россией и США, коллективным Западом. Китай в этом смысле играет не главную роль, если не считать чисто экономической составляющей, так как основной казахстанский расчёт по кредитам и т. п. лежит в этом направлении. Ни Запад, ни Россия в этом смысле не смогут помочь Нур-Султану так, как Китай, хотя последствия такой зависимости тоже придётся учитывать,
— рассуждает Трофимчук.
Политолог считает, что со временем Нур-Султану будет сложнее балансировать, а многовекторность закончится. США могут сорвать удар по евразийским проектам России и Китая или же «нанести лобовой удар» по Казахстану, и тогда «посыпется» вся Средняя Азия, заключил эксперт.
11 апреля на совещании президента России с представителями профильных ведомств и гендиректором РЖД Олегом…
При всех преимуществах, которыми Россия располагает в Казахстане, нельзя исключать и медленного «дрейфа» страны в сторону Китая. И виноват в этом будет не Токаев, а экономическая мощь Поднебесной. За минувшие годы Китай опередил Россию по объёмам импорта из Казахстана и наращивает инвестиции в казахстанскую инфраструктуру. Однако это не значит, что Москва непременно потеряет союзную страну. В Казахстане боятся китайского нашествия не меньше, чем в Сибири.
Поэтому, даже развивая торговлю, Нур-Султан предпочтёт оставаться в системе безопасности России, а не становиться провинцией Китая. На будущем российско-казахстанских отношений скажется и позиция США, которая не заинтересована ни в интеграции Казахстана в ЕАЭС и ОДКБ, ни в её сближении с Китаем. Главный идеолог Белого дома Стив Бэннон считает проект «Один пояс, один путь», в котором участвуют Казахстан и Россия, одной из ключевых угроз американской безопасности.
Источник: https://tsargrad.tv