Эпидемия коронавируса всё больше опутывается паутиной самых разных домыслов, гипотез и теорий, которые к тому же переплетаются, извиваются и даже шипят друг на друга, как змеи в виде волос Медузы Горгоны. Говорят и о конце глобализации из-за вируса, и о заговоре финансового интернационала, и о деятельности мирового правительства, и о национальных правительствах, перекладывающих с себя на эпидемию ответственность за экономический крах. Кое-кто, и далеко не из глупых любителей хайпа, рассуждает даже о грядущем переформатировании мира.
Чему верить, на что обращать внимание? Или, быть может, вообще не смотреть в эту сторону, чтобы не окаменеть пред страшным ликом Горгоны?
На эти вопросы Царьграда отвечает известный русский православный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов.
Царьград: Дежурным местом во многих рассуждениях о вдруг так многое резко поменявшем в нашей жизни коронавирусе стало то, что он на деле поменял всё. И человечество не будет прежним, и в экономике пришёл конец глобализации, и вообще грядёт переформатирование мира.
Алексей Осипов: Ой, чего только сейчас не наговорят. Мы очень любим гадать. Гадать и фантазировать. А ведь вопрос с коронавирусом пока, на данный момент, сводится к одному – есть он или нет. И если есть, то что нам нужно сделать, чтобы избежать опасности.
Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. Фото: Телеканал «Царьград»
Ц.: Вы знаете, из каждодневного общения с медиками, с экспертами ответ на этот вопрос получается однозначный. Коронавирус есть. Другой вопрос – насколько он опасен на самом деле.
А.О.: Ну если он есть, значит, надо подумать о том, как всё-таки избежать заражения от него. Мнения на этот счёт разные. Но когда мы не знаем точно, какому отдать предпочтение, когда мы должны принять решение на каком-то основании, как вот быть? Что сделать? Мы не знаем. Вот как в лесу: заблудились, перед нами две дороги. И куда идти – направо, налево?
Ц.: Тут только методом тыка. Или на базе каких-то знаний о том, как в лесу найти дорогу…
А.О.: Вы же понимаете, я не саму по себе эту ситуацию описываю. Я это к тому говорю, что когда мы находимся в таком состоянии, что не имеем сами достаточных оснований для того, чтобы избрать ту или другую точку зрения, то остаётся только одно: слушать тех, в чьей системе мы находимся. В данном случае это государственные органы и церковные, священноначалие. Поскольку мы не имеем достаточно информации, то, по крайней мере, надо просто слушаться и всё. Вот, мне кажется, как мы должны относиться сейчас к коронавирусу. Это логически единственно правильный выход на данный момент, как относиться к происходящему. Другого выхода у нас просто нет: как говорят, «терциум нон датур» – третьего не дано.
А вот то, что нагнетаются те страхи, о которых вы сказали, это уже фантазии.
В России свой «сценарий» распространения коронавируса. Это совершенно очевидно. Однако и в этой ясной истории…
Ц.: Понимаете, как бы мы ни смотрели на это дело, наша работа – давать просто то, что говорят специалисты. Это наша основная задача как прессы.
В частности, многие специалисты говорили о том, что экономика сейчас находится в таком плохом состоянии, что она в любом случае упала бы в кризис. И коронавирус тут ни при чём. Но в то же время правительства разных стран сейчас пытаются на эту пандемию списать вообще все беды, мол, мы не виноваты, мы вообще тут ни при чём, это всё коронавирус. Вам какая точка зрения кажется правильней?
А.О.: Вы знаете, я до сих пор никак ещё не могу понять, что нас всех должно интересовать по существу. Ведь аспектов этой темы огромное количество – и религиозные, и психологические, и философские, и политические, и экономические.
Вот пусть каждый в своей области, которой занимается, и пытается осмыслить. А мы, религиозные люди, должны это осмысливать в своём аспекте. С религиозной точки зрения, точнее, православной. Вот здесь вопрос. А ведь недаром говорят: правильно поставленный вопрос – это уже половина решения. Строгость мышления должна быть. Необъятное не обнимешь.
Ц.: И как это осмыслить с православной точки зрения?
А.О.: Обратите внимание, чем характеризуется западное богословие сейчас. Там не осталось богословия. Там политика, там демография, там социальные вопросы, там спорт. Чего только нет! Мы руками разводим: простите, а где же Бог-то? Ах, его уже нет, извините…
Ц.: То есть, иными словами, вот эта пандемия, коронавирус – такая лакмусовая бумажка, которая позволяет проявлять человеку либо свои положительные, либо негативные качества? Даёт возможность как бы понять человека, кто он и что он, что он из себя представляет?
А.О.: Да, но опять же – с какой точки зрения. Можно понять человека с политической точки зрения. Можно с социальной точки зрения. Можно с религиозной точки зрения. Вот в чём дело. Это, я вам скажу, чрезвычайно важно, потому что столько всего приходится сейчас слушать или читать. Уже и конец света тут – уже сняли печать. Тут же мировое правительство, тут же кризис… Чего только нет! Что это за такой несерьёзный подход! Слушайте, любое большое событие тут же может быть использовано в самых различных направлениях – и в политическом, и в экономическом, и в психологическом, и в философском, и в религиозном. Использовать всё можно – смотря кто в чём заинтересован. Так, и что из этого дальше? Надо заниматься тем, что есть и что нужно, а не тем, что кажется.
В общем, вы, наверное, поняли, как я рассматриваю эту проблему. Я рассматриваю её как многоаспектную. И здесь действительно возможно использовать сам факт коронавируса в самых различных направлениях. Самые различные круги могут использовать в своих интересах. Но нас должно интересовать то, что действительно мы должны знать по этому поводу. И как должны, соответственно, реагировать. Мой аспект такой – только религиозный. А если на каждую фантазию реагировать, так это можно с ума сойти.
100%
0%
Источник: https://tsargrad.tv