Скульптура богини Фемиды. Архивное фото
Конституционный суд направил на пересмотр дело пенсионерки из Москвы, которая не смогла добиться индексации выплат, взысканных в ее пользу с государственной управляющей компании за затопление квартиры, следует из материалов суда.
Дело о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 федерального закона от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» рассмотрено по жалобам двух заявителей.
История вопроса
Как информирует пресс-служба КС РФ, пенсионерка из Москвы Ирина Гусева в декабре 2021 года взыскала с государственного бюджетного учреждения «Жилищник Ивановского района» более 400 тысяч рублей в качестве возмещения вреда за затопление квартиры. Исполнительный лист был предъявлен в феврале и исполнен в марте 2022 года.
Осужденный Сергей Тихомиров в июне 2021 года взыскал с ФСИН компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей, но реализация решения была задержана из-за ошибочного направления исполнительного листа в другую инстанцию.
Оба заявителя обратились в суд для индексации присуждённых выплат с момента вынесения судебного решения. Гусева рассчитывала получить около 92 тысяч рублей, а Тихомиров – 1 тысячу рублей.
«Поскольку денежные средства были выплачены пострадавшим в трехмесячный срок со дня предъявления исполнительного листа согласно Бюджетному кодексу РФ, суды отказались индексировать выплаты. Заявители указывают, что действующее законодательство препятствует индексации денежных средств, источником которых является бюджетная система РФ», – приводится в релизе позиция заявителей.
Позиция Конституционного суда
Как отметил Конституционный суд, задержка исполнения судебного решения нарушает права граждан на справедливое правосудие и предполагает компенсацию путем индексации взыскиваемых сумм. Ранее КС уже уточнял, что при взыскании с организаций бюджетной сферы срок индексации средств, присужденных в рамках арбитражного судопроизводства, исчисляется со дня поступления исполнительных документов к исполнению. По оценке Конституционного суда, это может относиться и к нормам ГПК РФ.
При этом оспариваемый закон от 8 мая 2010 года не отводит на исполнение судебных решений три месяца со дня поступления исполнительных документов, но на практике суды используют трехмесячный срок из норм Бюджетного кодекса и отказывают в индексации.
«Это усугубляет неблагоприятные последствия для взыскателей в виде неодинаковых условий определения периода индексации в зависимости от субъекта, с которого осуществляется взыскание, и порождает неопределённость. Кроме того, взыскатель не может нести негативных последствий из-за ошибки суда, выраженной в направлении документов не в тот орган. Финансовые издержки от неправильных действий государственного органа должны нести публичные образования. Таким образом все оспариваемые заявителями нормы в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции РФ», – приводится в релизе вывод КС России.
Конституционный суд предписал законодателю изменить правовое регулирование, указав, что он «не лишен возможности предусмотреть особенности определения дня, с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм» в зависимости от роли бюджетных учреждений в правовых отношениях.
«Судебные акты, вынесенные по делам с участием граждан Гусевой Ирины Валентиновны и Тихомирова Сергея Николаевича по вопросу индексации присужденных денежных сумм, подлежат пересмотру в установленном порядке», – заключается в постановлении КС России.