Домой Россия Мариуполь церковный

Мариуполь церковный

1

Чем обернулось разрушение всех храмов Мариуполя

Протоиерей Геннадий Беловолов   Освободительный поход Русской армии на Украину&nbsp Русская Православная Церковь&nbsp Новости Донецка (ДНР)&nbsp Бывший СССР&nbsp Русская цивилизация&nbsp

Мариуполь – город уникальный во многих отношениях. В советское время большевики в рамках атеистической идеологии уничтожили в городе все храмы, все до единого, а их на небольшой тогда город было больше 10-ти. Логика большевиков была проста: им казалось, что уничтожить храмы – значит уничтожить веру в Бога. Если уничтожить все храмы, будет уничтожена полностью вера в Бога.

Почему для такого эксперимента был выбран Мариуполь? Если смотреть духовно, то очевидно, что это было связано с посвящением города имени Пресвятой Богородицы. Если же посмотреть более практично, сыграло большую роль то обстоятельство, что Мариуполь в советское время развивали, прежде всего, как крупнейший промышленный центр юга России. В нем были построены такие промышленные гиганты как завод Ильича, Азовмаш, Азовсталь и др., на них работала большая часть населения. В пролетарском городе не было места для религии.

Храмы уничтожались с какой-то сатанинской остервенелостью. В результате такого практикума по атеизму в историческом городе были уничтожены все прекрасные соборы и церкви.

Скорбный список уничтоженных храмов нужно начать с церкви св. равноапостольной Марии Магдалины. На центральной площади города храм был заложен сразу же после его основания в 1778 году в честь небесной покровительницы цесаревны великой княгини Марии Федоровны, супруги Императора Павла Первого.

В конце XIX в. был воздвигнут новый величественный пятикупольный Марие-Магдалининский храм в традиционном русском стиле Константина Тона (освящен в 1897 г.). Его строительство поддержал Государь Император Николай Александрович, мать которого также носила имя Марии Федоровны.

В сквере храма была установлена Никольская часовня в память о спасении жизни наследника престола Николая Александровича, к которой ежегодно совершался крестный ход с чудотворными иконами со всех церквей города.

Настоящий шедевр архитектуры стал украшением Мариуполя, воплощением его имени в камне и визитной карточкой города. Однако, несмотря на всё это, церковь была безжалостно разрушена в 1934 году по приказу большевистского правительства в рамках мероприятий «Безбожной пятилетки».

Площадь четверть века стояла пустой, пока в 1960 году на её месте не был построен известный теперь драмтеатр.

Хотя Мариинский храм занимал центральное место главным в городе считался собор св.Харалампия.

Строительство и посвящение храма связано с греческой общиной, переселившей в Мариуполь из Крыма в 1780 году. Священномученик – один из самых почитаемых греками святых.

В 1845 году был возведен новый большой Харлампиевский собор в стиле классицизма, который вмещал до 5000 прихожан. В нем было собрано множество реликвий, вывезенных из Крыма: утвари, византийских икон Божией Матери, св.Георгия. Собор стал хранилищем главных святынь мариупольских греков.

Собор также варварски был снесён в 1930-е гг. Многие святыни были переданы в Краеведческий музей, где погибли уже в пожаре 2022 г. А на месте храма уже после войны построен дом ДОСААФ (здание практически разрушено в ходе боевых действий 2022 г., сейчас стоят его руины).

Одной из главных святынь Мариуполя была чудотворная икона Божией Матери Одигитрия, с которой греки пришли из Крыма. Она получила название Мариупольская Богоматерь. Для неё ещё святитель Игнатий в 1780 году построил первую Успенскую церковь.

К этой иконе приходило множество богомольцев, жертвовавших на образ: «Богомольцы жертвуют множество драгоценных вещей, колец, серег, золотых и серебряных монет, браслет и пр., которые тут же на икону и вешаются. Вещи продавались, а камни оставались, и из этих камней монахини вышили богатейшую ризу».

На собранные таким образом средства в период с 1880 по 1887 год был воздвигнут один из самых красивых храмов города во имя Успения Божией Матери. Пятишатровый храм в русском стиле строил главный архитектор Мариуполя Виктор Нильсен. Здание было уничтожено одновременно с Магдалининской церковью в 1934 году в рамках все той же пресловутой «Пятилетки безбожия».

Также по проекту Нильсена в 1903 году была построена в Солдатской слободке выразительная церковь свв.Константина и Елены с высокой шатровой колокольней.

Этот храм также не пощадили «строители светлого будущего». Она была разрушена в 1936 году, на её месте ныне здание средней школы.

Можно было бы и дальше перечислять этот мартиролог храмов. К сожалению, безбожное стремление всё разрушать не оставило ни одного дореволюционного храма в Мариуполе.

Но, как известно, всякое действие порождает равное противодействие. Результат оказался диаметрально противоположным. В Мариуполе, как ни в каком другом городе, возник необычайный всплеск церковного храмоздательства даже в советское время. Жители города жертвовали собственные жилища под храм. Достаточно сказать, что первый построенный новый храм ещё в Советском Союзе был воздвигнут именно в Мариуполе. Им стал Свято-Никольский кафедральный собор города. История храма началась в 1946 году, когда жительница Мариуполя передала свой дом для богослужений. В 1989 году церковь по инициативе деятельного и безстрашного протоиерея Николая Марковского начали перестраивать в большой собор, который был освящён в 1991 году.

Храм стал самым большим в Мариуполе и получил статус кафедрального. В него были перенесены главные святыни Мариуполя: список чудотворной иконы Божьей Матери «Мариупольская» (её еще называют «Крымская») и мощи святителя Игнатия Мариупольского.

История нового храмоздательства за последние 30 лет – особая славная страница истории Мариуполя, которая показывает, что этот город может возрождаться, как птица Феникс из руин и пепла. Наверное, ни в одном городе не было воздвигнуто столько совершенно новых храмов как в Мариуполе. Увенчалось этот чудо храмового возрождения города воздвижением величественного Свято-Покровского собора в центре города, который стал самым большим Покровским храмом в России.

Его гостеприимный настоятель протоиерей Гавриил Агабеков провёз нас по всему городу и показал почти все храмы города. Это была удивительная экскурсия – настоящее паломничество в город Святой Марии. Мы увидели такие храмы, глядя на которые трудно было поверить, что это современные строения. Они поражали как масштабными размерами, так и выверенным стилем, достойным старинных храмов.

Особенно поразил Никольский Морской собор, который является своего рода храмом побратимом Морского никольского собора в Кронштадте, Троицкий храм в древнерусском стиле, Свято-Михайловский храм в парке на берегу Азовского моря, особенно пострадавший в ходе боевых действий и который находится сейчас в стадии внутренней отделки.

Конечно, даже после всего увиденного остается глубокое желание, чтобы всё-таки был восстановлен хотя бы один из старинных храмов в его первозданном виде как напоминание о старом Мариуполе.

Церковь св.Марии Магдалины уже не восстановить технически, на её месте стоит драмтеатр. Но можно было бы восстановить Часовню, стоявшую близ церкви, посвятив её памяти всех трагически погибших в драмтеатре.

А вот прекрасный старый кафедральный собор св.Харалампия в Мариуполе вполне возможно было бы возродить на прежнем месте и в прежнем виде. Здание ДОСААФ на месте собора стоит в руинах, вряд ли его кто-то будет восстанавливать. Проще было бы снести остатки и возродить на историческом месте главный собор Мариуполя. Это было бы настоящим чудом и большой духовной победой Града Святой Марии. В принципе, на восстановление города выделяются достаточно большие средства, в масштабах которых строительство храма вполне решаемая задача. Уверен, что греки не остались бы равнодушными к восстановлению храма св.Харалампия, да и вся православная Россия присоединилась бы…

Мариуполь – особый град Святой Руси. Ведь Россию издревле называли Домом Пресвятой Богородицы, а Мариуполь носит её имя. В каком-то смысле, Мариуполь – это синоним всей России как Дом и Град Пресвятой Богородицы, так что и саму Россию можно назвать нашим Большим Мариуполем.

Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино 

Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети

Современный кафедральный Свято-Никольский собор г.Мариуполя. Построен в 1989 г. Первый храм построенный с нуля в советское время

Свято-Михайловский храм, особо пострадавший в ходе боевых действий. Нач.ХХI в.

Троицкая церковь

Храм мцц. Веры, Надежды, Любви

Никольский Морской собор

Источник: ruskline.ru