Домой Россия Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы

Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы

36

Насколько эффективно Минпрос выполняет Указ Президента по введению в школах Семьеведения?

Протоиерей Димитрий Моисеев

 

Семейно-ориентированное образование&nbsp

Национальная доктрина образования&nbsp

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Семья&nbsp

Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы

Как сообщалось, 2 сентября в школах начинается преподавание предмета «Семьеведение».

Курс призван решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Программа курса рассчитана на учеников 5-9 классов, на ее изучение выделено 34 часа.

Предполагается, что он будет проходить в формате разговоров о важном или внеурочных занятий. Школьники изучат особенности брачно-семейных отношений, роли мужчины, женщины и детей в семье. Также их научат выстраивать взаимоотношения с родственниками, расскажут о вступлении в брак, ведении домашнего хозяйства и семейного бюджета.

Введение курса прокомментировал его разработчик, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев:

Введение в школах предмета «Семьеведение» – это хорошо. Другое дело, что школам и педагогам будет нелегко. Это новое и сложное направление в образовании, которое должно быть обеспеченно качественно как на теоретическом, так и на методико-практическом уровне.

К сожалению, с начала 2024/2025 учебного года Министерство просвещения вводит предмет только для 5-9 классов. Но эта ступень образования лишь пропедевтика для системного изложения представлений о семье в старших классах. Программа предмета «Семьеведение» для 5-9 классов разрабатывалась с учётом курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. У нас нет серьёзных замечаний к вводимому предмету – программа более-менее адекватна. Однако для учеников 5-9 классов пока ещё нет серьёзных проработок – ни учебников, ни методических рекомендаций. Кроме того необходима разработка самой методологии преподавания семейно-ориентированных курсов для подростков. Поход к подростковому возрасту должен быть серьезным и осмысленным.

Для преподавания семейно-ориентированного курса 34 часа в течение одного учебного года вполне достаточно. Изначально нами разрабатывался курс «Нравственные основы семейной жизни» для 10-11 классов по 34 часа для 10 класса и ещё 34 часа для 11 класса. Всего – 68 часа за 2 года обучения. В 2020 году совместно с Министерством образования Самарской области нами был создан курс для одного года обучения – 34 часа, предполагающий занятие один раз в неделю.

В каких именно классах будут преподавать «Семьеведение»? Всё зависит от регионов и самих образовательных учреждений. Растягивать 34 часа преподавания предмета «Семьеведение» на несколько лет обучения с 5 по 9 классы это непрофессионально. Будет нулевой эффект от подобной растянутости. Есть смысл преподавать курс в определённом классе. Как специалист и разработчик направления семейно-ориентированного образования я могу сказать, что преподавать семейно-ориентированный курс в школе надо, прежде всего, в старших классах.

Будем откровенны, Министерство просвещения РФ пока что «провалило» ключевую ступень старшей школы. Ведь старшеклассники уже осознанно готовятся к предстоящей семейной жизни. Старшие классы – самое важное звено в этой образовательной области. И то, что не введено «Семьеведенье» для 10-11 классов с начала 2024/2025 учебного года, – это плохо.

Министерство, несмотря на существование успешного опыта преподавания «Семьеведения» в рамках курса «Нравственные основы семейной жизни», дало задание «Институту изучения детства, семьи и воспитания» под руководством нынешнего Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Натальи Агре разработать программу для старшеклассников, а по сути дела, изобрести велосипед.

Ведь во многих регионах России уже преподают предмет для старшеклассников. Учебники «Нравственные основы семейной жизни» внедрены во всех школах и колледжах в Самарской области и во всех школах Тверской области. Также к преподаванию курса подключается ещё несколько регионов.

А Институт начал заново разрабатывать программу для старших классов. В этом деле мы с коллегами стараемся им помогать. Первые три раздела сделаны более-менее  приемлемо. Учитывался также и опыт преподавания «Нравственных основ семейной жизни». Однако два последних раздела, касающихся здоровья и правовых аспектов на данный момент, провалены. В рабочем варианте занятий по этим разделам содержится либо неактуальная для старшеклассников информация о нормативах семейного права РФ, пока ещё очень далёких от совершенства и требующих переработки, либо даже прямая пропаганда планирования семьи, являющегося западным проектом по демографическому сдерживанию, то есть ухудшению ситуации в семейно-демографическом плане, как в России, так и в других странах мира.

Поэтому Министерство просвещения решило материалы по 10-11 классам пока не выставлять на всеобщее обозрение. Но это большая недоработка Министерства просвещения РФ. Ведь с нынешнего учебного года в школах могли преподавать старшеклассникам по апробированным учебникам, показавшим свою эффективность. Нужна была всего лишь рекомендация министра. И механизм преподавания «Семьеведения» в старших классах во всей России был бы запущен. Но, увы, со стороны министра этого не было сделано. В этом я вижу большой недочёт как самого министра Просвещения РФ С.С.Кравцова, так и тех, кто курирует его со стороны Администрации Президента.

Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что за министром стоят люди, которые заинтересованы в том, чтобы население России продолжало вымирать, а семьи разрушаться.

Игнорирование преподавания предмета «Нравственные основы семейной жизни» — прямой саботаж Указа Президента России № 809 и всех стратегических документов, включая Доктрины национальной безопасности. Мы имеем дело не просто с административными и аппаратными ошибками и недочётами, а с системной ситуацией.

По сути дела, это недолжное исполнение решения Правительства РФ по введению в школах предмета «Семьеведение». Это должно обсуждаться на серьезном уровне – в Государственной Думе и в высших эшелонах власти. Почему в условиях демографической войны инструмент, испытанный годами и доказавший свою эффективность, не внедряется в рамках решения Правительства?

В нашем Отечестве есть все основания конструктивно решить этот вопрос – чтобы в школах педагоги профессионально занимались подготовкой школьников к созданию крепких семей, улучшением нравственных основ семейной жизни, решением демографических вопросов. Это всё возможно и нужно делать! Но для этого со стороны административных структур необходимо не препятствие научным и общественно-церковным инициативам, а планомерное сотрудничество.

Источник: ruskline.ru