Производство современного бензина из нефти – сложный многоступенчатый процесс. И до последнего времени одна из ступенек откровенно шаталась: нельзя было обойтись без импорта катализаторов. Теперь – можно
Наверное, все слышали «остроумное» определение России как «страны-бензоколонки». Одни произносят это как мантру, чётко ограничивающую возможности нашей экономики, другие искренне пытаются бороться с подобной точкой зрения. Но и те и другие вряд ли задумываются о том, что и бензоколонка-то у нас до последнего времени была не вполне собственной.
Российская компания «Роснефть», британская BP и норвежская Equinor провели совместный семинар, на котором…
Несколько десятков лет советский, а потом и российский бензин из советской, а потом и российской нефти производился исключительно с помощью импортных катализаторов – ускорителей химических процессов. Это особенно досадно, если вспомнить, что сама идея использования платиновых катализаторов была выдвинута Николаем Зелинским в 1911 году, а дорогу к их промышленному применению проложили советские химики (Борис Казанский и коллеги) 1930-х годов. Но факт остаётся фактом: ещё несколько лет назад практически 100% катализаторов, которые использовались на наших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), были импортными.
Понятно, что в условиях экономического противостояния, фактически холодной войны, это означало зависимость наших производителей бензина от капризов потенциального противника. Если бы Запад одномоментно прекратил поставки катализаторов, наши НПЗ попросту встали бы. Производство бензина в стране прекратилось бы. Нет, через какое-то время мы бы смогли, конечно, начать производство бензинов по старым образцам, но ни о какой экологичности выхлопа, ни о какой долговечности двигателей говорить бы уже не пришлось.
Фото: Rosneft / Globallookpress
Понимая серьёзность ситуации, в первой половине десятых годов руководство компании «Роснефть» поставило перед своими учёными и инженерами задачу создать собственное производство катализаторов. «Роснефть» обладает серьёзной исследовательской базой – корпоративный научный центр, в который входят 32 института, 41 центр компетенций, инжиниринговый центр, в общем, такая академия прикладной химии в отдельно взятой компании.
Вице-президент «Роснефти» Александр Романов рассказывает, что масштабы рынка катализаторов для производства и очистки бензинов весьма существенны: порядка 7 миллиардов долларов в год, более 4% ВВП целой России. Причём объёмы продаж постоянно растут, на несколько процентов в год. Потребление этих соединений внутри нашей страны увеличивается ещё быстрее: с 7 тыс. т ежегодно в начале 2010-х до 17 тыс. т в настоящее время. Понятно, насколько важно здесь иметь возможность опоры на собственные силы.
Нефтедобывающая промышленность России находится в крайне сложном положении. Причём ситуация может в ближайшее…
И задача была выполнена: во второй половине десятых годов Россия освоила производство собственных катализаторов. Два завода «Роснефти», Ангарский и Новокуйбышевский, уже сейчас производят катализаторы риформинга, в том числе парового, гидроочистки и гидрокрекинга. Потребности гигантской «Роснефти» в платиносодержащих катализаторах риформинга более чем на 60% покрываются собственным производством (абсолютный лидер в России), в катализаторах производства водорода – на 70%. А катализатор гидроочистки дизельного топлива Уфимской группы НПЗ – единственный в России, способный обеспечить солярке экологический класс «Евро-5».
Эта продукция используется уже не только на НПЗ «Роснефти» – часть закупают другие российские производители бензинов, а катализаторы гидроочистки с 2020 года будут поставляться и на внешние рынки. И учитывая, что в планах – расширение производства, можно ожидать, что в обозримом будущем Россия полностью избавится от импортозависимости в этой сфере. Если уж нас называют бензоколонкой, то пусть эта бензоколонка будет хотя бы собственной. А там, глядишь, и другие отрасли подтянутся: вышли же мы на первое место по экспорту зерна всего за несколько лет. Невозможного нет.
Источник: https://tsargrad.tv