Домой Россия «Мы слепы на духовном уровне»

«Мы слепы на духовном уровне»

4

Проповедь в Неделю о слепом

«Мы слепы на духовном уровне»

Роман Викторович Овчаренко

 

«Мы слепы на духовном уровне»

Фото: В.И. Суриков / Из интернет-источников

Давно это было… И нет в живых уже тех, кто был непосредственным свидетелем случившегося, но память об этом ярком событии сохранилась в евангельских записях и людских легендах.

Был обычный субботний день, и люди, утомленные церковной службой, постепенно расходились по домам. Никто никуда не торопился. Суббота. Не дай Бог, ещё нарушишь закон о ничего неделании в этот священный день. Рядом с храмом всегда собирались толпы убогих, калек и неимущих. Эти люди приходили сюда заранее, и после совместной службы, терпеливо ожидали пожертвований и помощи от своих собратий по вере. Бог всегда призывает нас совершать дела милосердия: «Лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12, 8 – 9).

Был среди этой толпы просивших людей один, который выделялся. Он сидел чуть поодаль от всех, и, не говоря ни слова, просто протягивал свою ладонь для подаяния. Он был, судя по всему, известной всем личностью в городе, потому что апостолы прекрасно знали о нем, и специально после службы подвели Спасителя к нему. Дело всё в том, что этот человек был слепым от рождения. И так как для народа еврейского было только два объяснения человеческой болезни: 1) это наказание за личный грех, или 2) это наказание за грехи его родителей, то у всех людей на устах был лишь один вопрос: кто виноват? Он сам или его родители? Поэтому многие подходили полюбопытствовать на этого человека, но мало находилось тех, кто сострадал ему.

Вот и ученики, следуя общему настрою, ведут Христа посмотреть на этого необычного слепого и задать ему всё тот же вопрос. Не удивляйтесь такому мышлению. Идея, что дети наследуют последствия греха родителей, вплетена в мышление всего Ветхого Завета: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5).

Иисус на это ответил им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Снова мы видим с вами, насколько милосерден и справедлив Бог. Он отвергает стереотипное мышление и показывает, что бывает и иное объяснение происходящему, не человеческое, но божье. Если бы люди того века внимательней читали Священное Писание, то могли бы найти там и такую цитату: «Бог сказал Иезекиилю: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18, 1, 2).

Нет предела для Божьего милосердия, ни временного, ни пространственного. Но для человека этот предел есть. И как сказал блаженный Августин: «Пока живешь, делай, если собираешься делать; ведь потом будет долгая ночь, покрывающая только нечестивых и грешников». По меткому выражению русского исследователя А. Лопухина, слепец этот является не только конкретным человеком, но и символом всего человечества в его естественном состоянии, неспособного к надлежащему пониманию цели своего существования, который нуждается в просвещении светом Христовым для того, чтобы достичь истинного познания и начать правильную, святую жизнь.

Вот почему Христос сказал следующие слова: «Доколе Я в мире, Я – свет миру» (Ин. 9, 5). И далее он совершает величайшее чудо. Недаром, святитель Иоанн Златоуст специально подчёркивает: «Слепому, быть может, кто-нибудь и отверзал очи, но слепорожденному – еще никто». И, кстати, это единственное чудо, записанное в Евангелиях, в котором о страдальце говорится, что он был рожден со своим недугом.

Далее Христос «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим» (Ин. 9, 6 – 7). Это одно из двух чудес, в которых Иисус пользовался слюной для исцеления. Второе чудо произошло с глухим косноязычным (Мк. 7, 33). Для нас, современных людей, привыкшим к достижениям высоких технологий и развитой медицины, сейчас этот отрывок может показаться бредом и насмешкой. Ну, давайте, перечислите все первые ассоциации в голове: очень странно, неприятно, как негигиенично.
Но в древнем мире этот способ лечения был весьма распространенным. Слюна, и особенно слюна выдающегося лица, считалась целебной. Древнеримский историк Тацит описывает следующий случай: «Во время посещения Александрии императором Веспасианом, к нему подошли два человека: один с больными глазами, а другой с больной рукой, и сказали, что пришли к нему по совету их бога. Больной глазами попросил Веспасиана смочить его глаза слюной, а человек с больной рукой попросил его наступить ему на руку ногой. Веспасиан вначале не соглашался исполнить такие просьбы, но был переубежден ими и согласился, наконец, сделать то, что они просили. «Рука мгновенно окрепла, а слепой смог снова видеть. Оба факта засвидетельствованы до сего дня, теми, кто присутствовал при этом случае» (Тацит, «Истории», 4, 81). Вот вам и историческое свидетельство. Но я вас ещё спрошу, что мы делаем, когда ушибаем коленки или локти?
Вот и Христос, следуя установленным традициям, совершает чудо через ожидаемые действия, только добавляет в них элемент новшества. Во-первых, он смешивает слюну с землей, делая своего рода кашицу, которую и прикладывает к глазницам. Здесь уместно вспомнить, из чего же был сотворен Адам? Правильно, из глины. И раз наше тело из глины, то и недостатки его можно исправить глиной. И Христос как бы заново воссоздает ему органы зрения.

Но, чтобы люди не подумали, что всё это чудодейственная сила слюны, или там земли, Иисус посылает слепого на купальню Силоам. Эта купальня была известной достопримечательностью Иерусалима. Она была достижением строительного искусства древнего мира. Запас воды в Иерусалиме был всегда крайне скудным, и потому во время осад, город мог быть обесточен. Пополнялся запас воды, главным образом из источника Девы (по-еврейски «Гихон»), расположенного в долине Кедрон. К нему спускалась лестница из тридцати трех каменных ступеней, и люди сходили вниз и черпали воду из каменного бассейна. Чтобы решить проблему с водой, строителям был дан приказ проложить канал из источника через горную гряду к городу. Труднейшая архитектурная задача была выполнена. Купальня Силоам была тем местом, где источник Гихон втекал в город. Это был водоем под открытым небом. Вот откуда у этого водоема было название Силоам (по-еврейски «Шилоах»), означавшее «Посланный»: вода в нем была послана по водопроводу в город.

Вскоре, о чуде исцеления слепого заговорил весь город. Ещё бы, такого никто и никогда не видел. Но вновь нашлись недовольные свершившимся. И повели сего бывшего слепца к фарисеям (учителям-богословам). «Спросили его также и фарисеи, как он прозрел? Он сказал им: Человек, называемый Иисус, брение положил на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9, 15 – 16). «Опять говорят слепому: ты, что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».
Эти споры дошли до того, что пришлось вызвать родителей этого слепого, чтобы удостовериться, что это действительно тот самый слепой, а не подставное лицо. «И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет».

Тогда они вновь позвали прозревшего слепца, и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник» (Ин. 9, 24). «Заметьте, – пишет русский толковник Б. Гладков, – за всё время разбирательств, даже зная, кто сотворил чудо, ни священники, ни фарисеи, ни разу не назвали Христа по имени. Настолько они ненавидели Его за то, что он жил не по их закону».
Слепой возразил ученым мужам: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Что ещё хотите от меня слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9, 25 – 27). Не понравилось священникам, то, что он им сказал. И они уже просто вскричали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9, 28). Человек прозревший сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9, 30 – 34).

Иоанн Златоуст говорит об этом случае так: «Иудеи прогнали его из Храма, но Господин Храма нашел его. Когда чье-нибудь христианское свидетельство отделяет его от ближних, оно приближает его к Иисусу Христу. Иисус всегда верен тому, кто верен Ему». Найдя этого человека, Христос задал ему лишь один вопрос: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И после того, как выяснилось, что исцеливший его человек Иисус и есть сам Бог, бывший слепой отвечал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 38).

Мораль этой истории очень глубока. Среди нас много зрячих людей, но наше зрение ограничено только физическим восприятием, духовные же явления проходят мимо нас, потому что мы слепы на духовном уровне. Глаза нашей души закрыты, и только чудо может пробудить их. Заметьте, как человек меняется, когда испытывает сильные чувства, такие как вера, благодарность, дружба, любовь. Он становится одухотворенным, ничто не заставит его думать плохо об окружающем мире, потому что он весь во власти добра. А уж если человек – скептик, и доверяет только своему физическому зрению, то весь мир представляется ему средоточием зла, коварства и уродства.
Будем же помнить о том, что Бог есть любовь, и если мы по каким-то причинам перестали видеть свет и добро в своей жизни, призовем своего Спасителя, пусть Он дарует нам истинное зрение, чтобы мы смогли беспрепятственно найти дорогу к спасению, и, по возможности, помогли другим «невидящим» прийти вместе с нами к Богу.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории

Источник: ruskline.ru