Домой Россия Мученики Кочубеи

Мученики Кочубеи

4

Настанут времена, когда, по молитвам Филарета (Кочубея), Церковь Христова причислит к своим мученикам и генерального судью Василия Кочубея, убиенного предателем Мазепой

Елена Родионова

 

Российская Империя&nbsp

Новости Киева&nbsp

Иван Мазепа&nbsp

Мученики Кочубеи

Фото: Предоставлены автором

Согласно сообщению пресс-службы УПЦ, 23 октября 2024 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых архимандрита Филарета (Кочубея), последнего игумена Архангело-Михайловского Киево-Зверинецкого скита. Дата прославления за Божественной Литургией преподобномученика Филарета (Кочубея) ещё не определена. Будем надеяться, что перенос этой даты с 22 ноября не связан с опасением нелегитимности прославления в связи с вступлением УПЦ на путь раскола… Сервилизм всегда был присущ УПЦ (как и правительству УССР). А «прогиб» под киевский режим нескольких десятков епископов УПЦ стал весьма очевиден.

Мы же продолжаем внимать Владыкам-исповедникам и, даже, мученикам, коими УПЦ тоже богата. Среди них митрополит Черкасский Феодосий (Снигирев). В подробном видео-интервью Владыки Феодосия юристу-междунарднику содержатся весьма существенные детали, свидетельствующие о преступлениях, совершенных в стране, стремящейся в «содружество правовых государств» коллективного Запада, об участии в уголовных преступлениях патриарха Варфоломея и о судебной системе на Украине. А над ней – судебной системой – вот уже три столетия довлеет подвиг православного мученика судьи 18 века.

Мученики Кочубеи

Портрет Василия Леонтьевича Кочубея, генерального судьи Войска Запорожского, гравюра А.Осипова, 19 век

Пушкинские строки о том, что «Богат и знатен Кочубей./ Довольно у него друзей» известны каждому российскому школьнику, но, увы, не малороссийскому… И великий русский поэт, и герой его поэмы «Полтава» Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судья войска Запорожского, изгнаны из сознания малороссийского школяра… Изгнаны «духовными» наследниками патологического предателя гетмана Черкасского Мазепы. «…Он, должный быть отцом и другом// Невинной крестницы своей…// Безумец! на закате дней// Он вздумал быть ее супругом», – очерчивает поэт устами Кочубеихи грех Мазепы. Этот «сладостный» грех стал причиной убийства и судьи Кочубея (отца Кочубеевны – «предмета» греховной страсти гетмана), и предательство им Петра Великого, а, затем и Карла XII, короля Шведского. В итоге Мазепа совершил самый страшный грех – вместо покаяния, обрек свою безсмертную душу на вечные муки. Согласно документу, Мазепа «будучи в Бендере, сам себя отравил и тем иудскую смерть получил». Мы имеем возможность убедиться в том, как постепенно нынешний киевский режим предает одного за другим своих прежних «патронов» и, минуя душеспасительное покаяние, стремительно движется вслед за своим «духовным» лидером Мазепой…

Мученики Кочубеи

«Пушкин вечен, а вы нет» – такую надпись оставили в Кривом Роге на постаменте, где раньше был памятник русскому поэту. Фото публикуют в соцсетях. В городе ранее также снесли памятник Лермонтову

Промыслительно славная фамилия Кочубей вернулась в духовное пространство Малороссии! Преподобномученик Филарет (Кочубей) прославился своей верой и стойкостью в условиях гонений на Церковь Христову в Советском Союзе. Архимандрит Филарет был арестован в 1931 году Киевским ГПУ по обвинению в антисоветской агитации. Подобные обвинения были предъявлены схиигумении Софии (Гриневой) – преподобноисповеднице Софии Киевской, настоятельнице Покровской женской обители в Киеве, где был тайно в 1918 году погребен воин мученик генерал граф Федор Артурович Келлер. Такое же обвинение предъявили его вдове монахине Херувиме (Николаевой). После ареста архимандрита Филарета (Кочубея) приговорили к ссылке в Казахстан, но позднее заменили на пребывание в исправительно-трудовом лагере. Последние годы жизни святой провел в тяжелых условиях лагеря и завершил свой земной путь в братской могиле под Архангельском. Точная дата его смерти остается неизвестной.

Мученики Кочубеи

Памятник Искре и Кочубею в Киеве, 1914 год, постамент сохранился, на нем водружена пушка

День памяти преподобномученика Филарета (Кочубея), будет отмечаться 14 декабря, в день его монашеского пострига и вынесения окончательного приговора, который стал этапом мученичества. Василий Андреевич Кочубей родился 22 марта 1858 года, в канун Пасхи Христовой, в Бердянске Таврической губернии, в семье мещан Андрея Васильевича и Анны Корнеевны Кочубеев. Через несколько дней в Соборной Вознесенской церкви младенец был крещен. Получил начальное домашнее образование и до 30 лет жил при отце, в родительском доме, занимаясь хозяйством. Указания на то, что преподобный Филарет (Кочубей) является потомком знаменитого генерального судьи Василия Кочубея, погребенного в Киево-Печерской Лавре, увы, пока не обнаружены. Но обоих праведников связывает общее мирское имя Василий. В России и на Украине много людей с фамилией Кочубей, и  сегодня никто из них не принадлежит к дореволюционному дворянству…

Согласно послужным спискам Киевского Свято-Троицкого монастыря мещанин Василий Андреевич Кочубей 7 августа 1888 года вместе с родным братом Иосифом был зачислен в послушники, а 1 декабря 1891 г — пострижен в мантию с наречением имени Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. 

В 1892 году «монахи Киевского Свято-Троицкого монастыря — Филарет и Илиодор (родные братья Василий и Иосиф Кочубеи), будучи в паломничестве на Афоне, в Хилендарском монастыре, приобрели копию с Хилендарской иконы Богоматери-Троеручицы, и прислали эту икону в дар церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бердянске». После принесения иконы происходило множество исцелений, собранных и описанных отдельной брошюрой. Верующие сумели сохранить образ и в богоборческое время, а в 2014 г икона Божией Матери «Троеручица – Бердянская» прославлена, как местночтимая.

Мученики Кочубеи

Архимандрит Филарет (Кочубей)

Настоятелем Свято-Троицкого (Ионинского) монастыря в Киеве был старец Иона. А создателем обители считается Государь Александр Второй. После чудесного своего спасения от покушения, Царь подписал прошение княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой (рожденной кж. Щербатовой) об учреждении мужского монастыря в Киеве на Зверинце. Старец Иона отмечал трудолюбие и добродетельность монаха Филарета (Кочубея) в исполнении различных послушаний. Первый игумен Свято-Троицкого монастыря в своем духовном завещании 14 сентября 1896 года отметил монаха Филарета (Кочубея) в качестве помощника своему преемнику.

В октябре 1916 г от лица игумена Валентина (Коротенко) и князя Владимира Жевахова в Киевской Духовной Консистории был поднят вопрос о зачислении о. Филарета (Кочубея), временно проживавшего в Зверинецком скиту, в клир скита и о назначении его казначеем. По итогам рассмотрения он был приписан к братии скита и поставлен для совершения чреды священнослужения в помощь заведующему Зверинецкими пещерами.

Будущий священномученик Иоасаф Могилевский, князь Владимир Жевахов, будучи попечителем Зверинецких пещер и старостой скитского храма Рождества Богородицы, находился в тесном общении с о. Филаретом. Князь Владимир Жевахов ходатайствовал об о. Филарете (Кочубее): «известный нам как честный инок и опытный труженик […] Покойный игумен Валентин в течени 3-х лет просил его (о. Филарета) перейти к нему, желая его, как опытного, иметь сотрудником, а умирая, просил его не покидать сего места…».

Мученики Кочубеи

Зверинецкий скит. Игумен Валентин, отец Никанор, князь Владимир Жевахов, горные инженеры С.Г. Коклик, П.Э. Бутенко и скитские монахи, 1914 год

Зимой 1919 года иеромонах Филарет возвращается в скит, разрушенный в июне 1918 г взрывами артиллерийских складов Зверинецкого форта. В апреле 1919 г о.Филарет официально принимает в управление Киево-Зверинецкий скит при древних пещерах (позднее названный Скорбященским общежительным скитом). Не случайно в ноябре 1924 года, после 7-ми месячного срока в Киевском ОГПУ, князь Жевахов обратился к Патриарху Тихону с прошением благословить его принять монашество именно в Зверинецком скиту. При содействии игумена Филарета, 1(14) декабря 1924 года в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией, епископом Уманским Макарием (Кармазиным) князь Владимир Жевахов был пострижен в монашество с именем Иоасаф, и спустя неделю, рукоположён во иеродиакона и иеромонаха. По причине наличия многочисленной братии и послушников на скиту, о. Иоасафу (Жевахову) было определено жить и совершать служение в соседнем Троицком (Ионинском) монастыре. В июне 1926 года о.Иоасаф проживал в Зверинецком скиту, и отсюда, под видом отпуска, выехал на свою епископскую хиротонию в Нижний Новгород.

Мученики Кочубеи

Фрагмент портрета Аркадия Васильевича Кочубея (1870-ые), киевского вице-губернатора, сенатор, участник Отечественной войны 1812 года

Известны случаи в истории Церкви Христовой, когда дети из знатных семей при поступлении в монастырь вынуждены были скрывать свое настоящее происхождение. Скрыл ли это Василий Андреевич Кочубей – преподобномученик Филарет Зверинецкий – нам не ведомо. Но то, что имя Кочубеев удостоено церковного прославления в Малороссии – это радует! Верим, что настанут времена, когда, по молитвам Филарета (Кочубея), Церковь Христова причислит к своим мученикам и генерального судью Василия Кочубея, убиенного предателем Мазепой. Преподобномучениче Филарете, моли Бога о нас!

Елена Родионова, Киев

Источник: ruskline.ru