О счастье для русского человека в свете тематического опроса ВЦИОМ
Михаил Кильдяшов
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Освободительный поход Русской армии на Украину 
Русская цивилизация 
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового исследования об уровне счастья в России.
«В ходе октябрьского опроса ВЦИОМ 79% россиян отметили, что чувствуют себя счастливыми, в том числе около трети определенно счастливы (31%), а почти каждый второй — скорее счастлив (48%), — говорится в пресс-релизе исследования. — Суммарная доля счастливых россиян в целом сопоставима со значениями первого полугодия 2024 г., однако едва уловимая сезонность все-таки прослеживается. Так, чуть выше уровень счастья (в том числе абсолютного) зафиксирован в начале 2024 г. (январь — март, 83-84%) и в первый месяц лета (июнь — 83%). По мере приближения к осени, в августе, суммарный показатель опустился до 78%. Колебания связаны в основном с изменением уровня абсолютного счастья — доли тех, кто может назвать себя счастливыми с полной уверенностью. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года уровень абсолютного счастья "просел" на 6 п.п. (октябрь 2023 г. — 37%), что компенсируется "умеренно счастливыми" и на суммарном показателе не отражается.
Примечательно, что различного рода внешние обстоятельства последних лет не сломили россиян — они были счастливы и в пандемию (2020 г. — 81-84%), и на протяжении непростого для страны 2022 г. (февраль — декабрь — 80-84%), чего, впрочем, нельзя сказать о далеких 1990-х годах, когда уровень счастья в российском обществе колебался от 42% до 60%, в то время как абсолютно счастливых насчитывалось от 2% (февраль 1992 г.) до 16% (февраль 1998 г.).
Директор по стратегическому развитию Степан Львов, анализируя результаты опроса, отметил экономическую составляющую счастья граждан:
«Снижение индекса счастья осенью 2024 года объясняется не только сезонным фактором (наступлением холодного времени года), но и социально-экономическими обстоятельствами. С одной стороны, это по-прежнему высокая инфляция, съедающая значительную часть позитивного эффекта от роста доходов населения. С другой — репрессивная политика Центробанка, стремящегося "охладить" экономику. Не достигая цели снижения инфляции, ЦБ попутно подрывает кредитоспособность людей, снижает доступность жилья и потребительских товаров. Всё это негативно сказывается на социальном самочувствии россиян. Если политика "шоковой заморозки" экономики продолжится, следует ожидать дальнейшего сокращения доли счастливых людей среди наших соотечественников».
О подлинном счастье русского человека рассуждает в интервью «Русской народной линии» член Изборского клуба, кандидат филологических наук, преподаватель Оренбургской духовной семинарии Михаил Александрович Кильдяшов:
Как филолог не могу не углубиться в этимологию слова «счастье».
«Счастье» – «сопричастность», «соучастие», «причастие». А в английском языке «счастье» (happi) происходит от слов «удача», «случайность», «шанс». В Русской цивилизации – причастие и жертвенность, в западной цивилизации – лотерейный билет.
В нашей культуре есть твёрдое убеждение, что счастье даром не даётся. Мы помним Евангельскую историю, когда апостол Пётр на горе Фавор говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4).
Может быть, глядя на счастливых апостолов, некоторые и уверовали бы, но Христос уже тогда дал понять, что Фавора не бывает без Голгофы, без жертвы не бывает счастья. Поэтому русский человек всегда сопричастен к стремлению пожертвовать собой и осознаёт счастье, как великий дар. Русская цивилизация – не цивилизация Гаутама Сиддхартха (Будды), который до самой юности прожил в роскошном дворце, а потом, выйдя из него, увидел, что мир наполнен несчастьем.
Нет, русская цивилизация – цивилизация, родившаяся в Вифлеемской пещере и изначально понимающая, что счастье надо выстрадать.
Игорь Северянин сказал о русском народе: «счастливый в несчастьи, великий народ». Это не нарочитый надрыв, а стремление через земные преодоления обрести нечто большее, что делает счастливой нашу душу.
Говоря об экономической составляющей счастья, следует заметить: конечно, каждый из нас грезит о каком-то благополучии. По своему опыту скажу: я наблюдал очень богатых людей, обитающих в роскошных дворцах, в многоэтажных коттеджах, так вот, их дома похожи на египетские пирамиды, настолько они безлюдны, безжизненны и бессмысленны. И сам человек, пребывающий в такой роскоши, похож на фараона, заточенного в 15 саркофагов.
При внешнем достатке и избыточном благополучии человек теряет подлинный смысл жизни: перестаёт созидать, преображать, умножать свет.
Я не знаю, участвовали ли в опросе ВЦИОМ ветераны Специальной военной операции и их родные и близкие, но мне почему-то думается, что столь высокий процент счастья дали, прежде всего, участники СВО.
Мой опыт общения с этими людьми, поцелованными смертью и видевшими на фронте ад, свидетельствует, что у каждого из них своя судьба и свой путь – своё возвращение и вживание в мирную жизнь. Но все участники СВО, с кем я общался, — предельно счастливые люди, ибо они осознали цену счастья, по-апостольски осознали, что счастье «куплено дорогой ценой».
Настоящий русский человек всегда радеет о ближнем. И если русский человек испытывает нужду, то, как правило, печалится не о себе, а о своих детях, родителях, своих любимых людях, печалиться, что не может обустроить им благополучной жизни.
Давайте вспомним «Преступление и наказание» великого Фёдора Михайловича Достоевского с теорией Раскольникова, согласно которой можно принести в жертву одного ничтожного человека ради «счастья» всего мира. Казалось бы, какая рациональная математика – одного человека ради «счастья всего мира». Но выясняется, что так не бывает, ведь как только ты занёс топор над одним, под ударом оказывается весь мир. В романе есть ещё один персонаж, который, казалось бы, тоже исповедует эту теорию, но с очень важной поправкой: можно пожертвовать одним и осчастливить весь мир при одном важном условии – если жертвой будешь ты сам. Так поступает Соня Мармеладова.
С 2022 года наступила эпоха жертвенного отношения к счастью. Наши воины, волонтеры, собирающие гуманитарную помощь, борцы в информационном пространстве, наши врачи и молитвенники – это люди жертвенного счастья. Только такое счастье может быть у русского человека.
И неудивительно, что в пору Специальной военной операции показатели счастья достигли высокого процента, хотя тут не может быть никакой математики. Тут не алгебра, а гармония. И если русский человек живёт в гармонии, то с алгеброй и процентами всё будет хорошо!
Специальная военная операция помогла русскому человеку обрести самого себя. Стало видно всё подлинное и настоящее, как будто лупу навели: вот смотри, русский человек, чего ты не видел и не ценил – оно всё перед тобой. И боевое братство, рождающееся на поле боя, братство не по крови, а по духу, которое ещё крепче. И семейные отношения, когда матери и жёны ждут воина с фронта.
Я много видел солдаток. Мы с единомышленниками на Оренбургской земле недавно снимали серию фильмов об учителях — участниках СВО. Мы приехали в одно село, и увидели, что там все женщины – солдатки. Учительницы в небольшой школе пили чай вместе с нами и у каждой – отец, брат и муж на фронте. Ощущение, наверное, как в пору Великой Отечественной войны: насколько все они сплочённые.
Так уж сложилось, что нам нужны испытания, порой, очень суровые, чтобы осознать подлинное счастье и научиться его беречь.
Источник: ruskline.ru